Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Категории УМ и БЕЗУМИЕ в народной традиции славян

"...Человек, утративший ум или имеющий его недостаток, сравнивается с неодушевленными предметами, растениями, животными(напр., рус. дубина, дубовая голова, пень, лопух, осел и др.; укр. кiл у плотi, ступа, цап, вiвця и др.; пол. pień, słup drogowy, stodolne wrota, cielak, dudek, gęs и др.; словац. buk, baraní roh, trúba и др.; чеш. necky ‘колода’, troky ‘подпруга’ и др.; хорв. klada, sjekira, konj и др.; болг. запушалка ‘пробка’, галош, гъяка, шаран ‘карп’ и др.); представляется «недооформленным» – рус. диал. чурка, неотёсок, полено недоструганное; на человека, ущербного умом, переносятся названия долбящих орудий и инструментов: рус. диал. пест, обух, колун, долото; укр. довбня, чеш. tágo ‘кий’ и др. (см. Березович, Ле-онтьева 2004). Считается также, что родимешный (дурачок от рождения) отличается физической силой (вологод., РКЖБН 5/3: 633), ср.поговорку «Сила есть, ума не надо».


...
Утрата ума воспринималась как наказание за грехи или преступления: «Сумасшедшими называет Бог только великих грешников; за какой-нибудь тайный грех Бог отнимает рассудок, уподобляя человека бессловесному животному» (ярослав., РКЖБН 2/2:384). О помешательстве говорили: «Божье посещение, за грехи Бог
послал» (владимир., БВКЗ: 142), человек «забыл Бога» (вологод.,РКЖБН 5/2: 236). Ума лишаются в результате нарушения календарных запретов. Так, болгары в окрестностях Благоевграда в пятницу на 1-й неделе Великого поста не выполняют женских работ, чтобы «не шава акъло» [чтобы умом не тронуться]; в окрестностях Софии не работают в день св. Григория (24.I), чтобы «птицы в голове не щебетали»; в Граово не ткут в Средопостье, «потому что ткачиха, сделавшая это, сошла бы с ума; сербы в Бешеную среду на 1-й неделе Великого поста не ткут, не шьют, не вяжут и не причесываются,чтобы не сойти с ума (Агапкина 2002: 36, 59–60). На Брянщине рассказывали, что женщина, выехавшая на покос на Ягитру (Божья Матерь Одигитрия, 10.VIII), не смогла завершить стог, потому что сошла с ума, побежала в деревню, стала звонить в колокол, как на пожар, разбила колокол (временное умопомрачение удалось излечить
обетным молебном и пожертвованием иконы в церковь) (ПА, Семцы). Нарушение поведенческих норм и кощунственные действия также могут караться сумасшествием: человек пошел в баню после полуночи, и банник «испортил» его, отняв разум (рус. архангел., МРАО: 244); мужик съел аиста и сошел с ума (ПА, сум., Бочечки);
после революции по наущению отца дети утопили иконы, и вскоре «оба они сдурнели», а их братья, отказавшиеся в этом участвовать, остались нормальными (старообрядцы в Литве, ФСЛ 2: 73); в Полесье верили, что дети ведьм сходили с ума в наказание за вредоносную деятельность их матерей (ПА, брест., Олтуш).
Опасной для рассудка была и ситуация гадания. До начала гаданий девушки в Костромском крае обскакивали овин на левой ноге против солнца со словами: «Чертово место! Черт с тобой!» По окончании гаданий они совершали ритуал «развораживания», т.е. обскакивали овин на правой ноге по солнцу со словами: «Богово место! Бог с тобой!» Если это не сделать, можно сойти с ума (Виноградова 2000: 331). В быличке с Русского Севера людям, гадавшим в полночь, явились черти, и люди сошли с ума, несмотря на очерченный магический круг (поскольку смеялись над ритуалом и «не верили ни в черта, ни в Бога») (архангел., МРАО: 149–150, 264). Можно лишиться ума, если неумело выполнять магические действия: женщина хотела достать цветок папоротника, чтобы стать всеведущей, пошла в лес, накрыла голову макитрой (миской), очертила круг косой, но испугалась и сошла с ума (ПА, волын., Ветлы); если человек, на Ивана Купалу собирающий папоротник на кладбище, испугается являющихся там змей, он сойдет с ума (ПА, брест., Заболотье).
...
Во всех славянских традициях расстройство ума описывалось как наличие в голове посторонних предметов (см.: Терновская 1984). Например, по материалам ПА, это могут быть животные (мышь, тараканы, пауки, мухи, воши, «бзыки», хрущи, мотыли, муравьи/муравейник, комары, божьи коровки, птички), инородные
предметы, отходы (солома, труха, опилки, требуха, «клочья» – отходы от пряжи, мякина, стружки, мусор, капуста, г…о). Скудоумие объясняется также недостачей (часто по принципу «минус один» – нема одной клепчины, девяносто девять, не хватает десятой клетки, ср. не все дома) или болячкой в голове – полес. ваўка в голови..."

(С) Татьяна Агапкина, Ольга Белова (Москва) "Категории УМ и БЕЗУМИЕ в народной традиции славян".



Tags: Дары Макоши, Русь, архетипы, позитивная куклотерапия, психология, славяне, теория метода, характер
Subscribe

  • Обучение Позитивной куклотерапии

    Один раз в год авторы методики Владимир Слабинский, к.м.н. и Надежда Воищева, к.пс.н. проводят в Санкт-Петербурге программу повышения квалификации…

  • Наталья Бехтерева о счастье

    «Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность — то-то будем довольны! А запомнится навеки другое — как…

  • Встреча с Мастером

    Встречи с Мастерами - это настоящая роскошь. Например, про то наше посещение уважаемого профессора Андрея Владимировича Гнездилова можно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments