Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Николай Смирнов: "Апсара - Прекрасная Дама, Богиня - Фея" (Ефремовские чтения)

Традиционно 23 февраля в нашем сознании - день мужчин. Конечно, Советской Армии. Но всё же - мужчин. Поэтому предлагаю в день мужчин поговорить о женщинах. Феи и Богини, Прекрасные Дамы и Апсары... Кто мы? Вот я всегда знала, что я Богиня (только в терминологическом смысле), а по линии Апсары - Прекрасной Дамы никак не могла определиться. Только недавно осознала наконец :) Итак, женщины, кто вы? Мужчины, кто есть ваши женщины?

В произведении Ефремова «Час Быка» во время характеристики героини Сю-Те можно найти разделение женщин на Богинь и Фей. Меня давно интересовала эта дихотомия. Требования жизни, в которой мне самому стало необходимо осмыслять структуру личностей целого ряда ярких женщин и проводить их сравнительный анализ, вернули мой давнишний интерес и направили его в русло создания вполне определённой классификации. Ефремовская дихотомия была дополнена мной второй дихотомией: Апсара – Прекрасная Дама, восходящей к полюсным женским идеалам, сформировавшимся на Востоке и Западе нашей планеты. Получилось эстетично и элегантно.

Наиболее сложным представляется определение критериев, соответствующих каждому из типов. В значительной степени они интуитивны. Поэтому, тяготея к структурированности изложения, свойственной Фромму, я, тем не менее, не смог пока данную концепцию изложить иначе как языком, скорее напоминающим юнговские описания архетипов – со всеми их относительно размытыми характеристиками и апелляциями к непосредственному чувственному опыту читателя.

Следует оговориться, что предложенная схема действительна в полной мере для женщин сбывающихся, то есть реализующих свою миссию, свой творческий потенциал («Бегущая с волками», Эстес). Иначе речь может идти лишь о тенденции. Необходимо сказать определённо, что никаких возрастных ограничений тут быть не может, так как зачастую человек остаётся психологически незрелым и творчески нераскрытым (что тесно связано) в течение всей жизни и, с другой стороны, количество внутренней энергии порой уже в детском возрасте совершенно определённо показывает будущее сочетание.

Различие между Апсарами и Прекрасными Дамами зависит от мужского направления вектора энергии заинтересованности при знакомстве. Если энергия идёт сверху вниз, то есть для перехода к физическим отношениям (даже мимолётно проживаемым в воображении) необходимо определённое духовное единение, а после – эмоциональная близость, то речь идёт, безусловно, о Прекрасной Даме. Если же первое впечатление, первый интерес (пусть эта первоначальность и определяет впечатление буквально на считанные минуты или часы) носит характер физического интереса (совершенно необязательно сексуального – это зависит от качества сознания мужчины), то речь идёт, несомненно, об Апсаре. Тогда энергия от первого впечатления поднимается к душевной заинтересованности и духовной близости.

Для нашего времени уже можно ввести следующую дефиницию: если женщина готова удовлетворить сексуальный интерес к себе без включения высших эмоций и духа, она вообще выпадает из круга исследуемых ввиду собственной чисто человеческой незрелости и попадает в лучшем случае в список «претендентов». Равным образом, если женщина ограничивает свою сексуальную жизнь по причинам иррациональным (телесные зажимы, комплексы, волевые решения при идейном следовании поверхностно понятому целомудрию), то она выпадает также.

Главное обобщённое условие: относительно свободное (относительно нормы исторической эпохи) протекание энергии по каналу, сформированному тремя энергетическими кольцами – физическим, эмоциональным и ментальным. Ради удобства лучше пользоваться этой упрощённой схемой, нежели полным вариантом – сушумна с прикреплёнными к ней семью чакрами.

Совершенно неправильно предполагать критерием количественный набор сексуальных партнёров или интенсивность половой жизни. Апсара С. имела к 35 годам двух партнёров, Апсара Р. к 30 годам – 15, а Прекрасная Дама Н. опять-таки к 35 годам – более ста.

Многое о типе могут сказать глаза женщины. Глаза, наполненные беспредметным лёгким вызовом, «стреляющие», насмешливые, дразнящие – это глаза Апсары. Глаза светящиеся, лучистые, умиротворённые, спокойные – глаза Прекрасной Дамы и Феи. Прекрасная Дама и Богиня часто имеет взгляд откровенно изучающий, ироничный, отстранённый.

Различие между Богинями и Феями – в активности самоизъявления, в качестве транслируемой воли.

Богиня самодостаточна и нуждается в творческой самореализации. Это качество первично, и мужчина должен подстраиваться под факт её интересов. Целеустремлённость, безапелляционность (в иррациональном аспекте – высокомерие и скандальная стервозность) формируют вокруг такой женщины особое поле; в каждую ситуацию она входит если не в качестве закона, то в качестве заставляющего себя уважать принципа. Это инь, предельно насыщенное янской энергией.

Фея сама склонна подстраиваться, выжидать, проявлять эмпатию, заботливость. Мужчина-лидер её завораживает, талантливый мужчина-неудачник вызывает жалость и участие. Её целеустремленность может быть не меньшей, но она в больше степени направлена на мужчину, нежели на действие. Фее в гораздо большей степени свойственны сомнения, связанные с выбором мужчины или вариантом участия в его жизни (в иррациональном аспекте перерастающие в капризность и мелочную, часто «тихую» стервозность), в то время как сомнения Богини в первую очередь связаны с готовностью мужчины соответствовать избранному ею пути.

Необходимо оговориться, что и Феи, и Богини могут быть женщинами творческими (играющими на музыкальных инструментах, пишущими стихи или прозу, обладающими актёрскими талантами). Совершенно неправильно предполагать, что Богини лишены нежности или самопожертвования, а Феи лишены волевого начала. Важно то, что Богиня либо помогает мужчине взойти на её пьедестал, либо предпочитает, чтобы мужчина этот пьедестал поддерживал, а Фея помогает мужчине взойти на этот пьедестал и охраняет крепость этого пьедестала внизу, не стремясь занять лидирующее положение. Тем не менее, если мужчина проявит инициативу и пригласит, она может стать рядом с ним. Но только до того момента, пока не возникнет угроза пьедесталу мужчины. Это будет для неё экзотическим гостеванием, а не естественным положением, занятым по праву. Встать вместо мужчины Фея сочтёт невозможным либо по нравственным причинам, либо по смутному ощущению дискомфорта, так как в конечном итоге программа Феи предусматривает неослабевающий поток внимания к мужчине и оберегание его, без этого её жизнь холодна и неполна.

Вместе с тем, интенсивная самореализация Феи, которой та вовсе не чужда, до определённого момента может породить конфликты с мужчиной, который в своё время воспринял свою спутницу односторонне. Фея – это «иньское инь». Равным образом, и Богиню можно несколько лет заставлять играть несвойственную ей роль Феи, но накопление противоречий либо потребуют революционных перемен внутри союза, либо разрушат его.

Интересно, что ещё полвека (а уж тем более – век) назад явление Богини было достаточно редким. Свершившаяся как факт в рамках западного мира женская эмансипация и частичная эмансипация в других культурах при всех своих иррациональных и механистических тенденциях дала возможность немалому числу женщин проявить свою сущность гораздо более полно, нежели в прошлом. Безусловная Богиня и Прекрасная Дама Анна Ахматова стала поэтической вестницей мира женских чувств, выразила словом до того скрытый от мужских взглядов образ любящей женщины таким, каким его знали сами женщины – наиболее образованные из них. Богиня и Апсара Марина Цветаева описывала чувства без малейшей иронии и аналитической отстранённости, порой присущей Ахматовой. Её психическая труднодоступность (Богиня) отчасти компенсировалась сильной чувственностью (Апсара).

Богиней и Прекрасной Дамой можно, вероятно, назвать Наталью Гончарову, силой личности и проникновенным материнским достоинством которой был потрясён Лермонтов, фактически принявший от неё венец поэтического гения, а Богиней и Апсарой – вероятно, графиню Смирнову-Россет, жену губернатора Калуги во второй четверти ХIХ века, собиравшую вокруг себя в кружок всех образованных и талантливых людей того времени. Частыми её гостями были, кстати, и Пушкин с Гоголем, которые специально делали крюки в своих многочисленных разъездах, и заезжали в Калугу к этой самобытной и яркой женщине. У Гоголя даже появился там свой домик на окраине города.

Безусловными Феями являются супруги самого Ефремова (Таисия Иосифовна) и Вернадского (Нина Егоровна) – женщины, во многом благодаря которым эти выдающиеся личности самовыразились так полно и благодаря неустанной заботе и участию которых было продлено их творческое долголетие. Но есть между ними отличия. С большой долей вероятности можно предположить Таисию Иосифовну Апсарой, в то время как Нина Егоровна – Прекрасная Дама.

Супруга ещё одного выдающегося космиста – Н. К. Рериха – Елена Ивановна – представляет из себя безусловную Богиню и Прекрасную Даму с богатейшей программой собственной реализации. Программы настолько мощной, что во вторую половину жизни сам Н. К. стал фактически её проводником в практических делах.

Предшественница Е. И. Рерих в открытии эзотерических идей для русского и западного читателя, Елена Петровна Блаватская – ярко выраженная Богиня и Апсара, причём это как раз тот случай, когда качество духа и особая кармическая миссия лишают огромную, ничем не зажимаемую витальную энергию этой женщины сексуальных тонов.
Спектр излучаемой той ли иной женщиной энергии – вот единственный критерий. Естественно, в наше время, время становления подлинной женственности, и в нашем обществе субъективное восприятие такой энергии тесно связано с внешними половыми проявлениями; женщина с выразительными формами, умеющая подчеркнуть половые достоинства прежде обратит на себя внимание в этом диапазоне восприятия. Женщины астеничные реже бывают Апсарами, гиперстеничные – Прекрасными Дамами. Это связано с особенностями гормональной регулировки, но не представляет собой фатальную закономерность, так же как человек отнюдь не исчерпывается физиологией и не формируется нацело ею.

Заглядывая в будущее, и имея в качестве ориентира образы «ефремовских женщин» из далёкого будущего, можно утверждать, что такое положение вещей отражает относительную редкость качественной женственности в наше время и ещё большую редкость её наличия при явно подчинённом высшим структурам личности положении. Отсюда может родиться ложное представление о том, что в будущем возможна конвергенция типов. Надо отчётливо понимать, что количество энергии женщины будущего по обоим каналам полностью заполнит вместимость сознания современного мужчины и даже такие героини как Низа Крит или Чеди Даан (безусловные Феи и Прекрасные Дамы) легко смогут быть субъективно восприняты как Апсары и уж точно Богини.

Важно понимать, что поток энергии (восходящий или нисходящий) вполне объективен. Естественно, всегда можно найти мужчину, который испугается Апсары или восхитится ею платонически (Гзер-Бу-Ям по отношению к Эвизе Танет, «Час Быка») и проникнется исключительно сексуальными чувствами к Прекрасной Даме (Шотшек по отношению к Чеди Даан, «Час Быка»). Но это показатель, скорее, качества самого мужчины, а не действительного положения вещей. То есть можно сказать, что для полноты адекватного восприятия женщины мужчина по качеству энергии должен приблизительно соответствовать ей.

Ниже – предварительное распределение ряда литературных героинь согласно изложенному.
Феи и Прекрасные Дамы: Леа Пирелли; Гесиона; Сю-Те; Низа Крит; Чеди Даан – Веда Конг (по возрастанию качества женственности);
Феи и Апсары: Сима, Тилоттама, Чара Нанди;
Богини и Прекрасные Дамы: Эрис, Эвда Наль, Фай Родис;
Богини и Апсары: Эгесихора, Таис, Сандра, Эвиза Танет, Олла Дез.

Во избежание превратного использования терминов и утверждения превосходства Богинь над Феями необходимо добавить, что любая классификация – материал для самопознания. Весьма желательно для обоснованного вывода видеть женщину в различных ипостасях. Уточню, что женщины, скверно ругающиеся, любящие выпить, с резкими визгливыми или, наоборот, прокуренными интонациями голоса, с бегающими беспорядочно глазами или глазами, напротив, блёклыми, вялые и апатичные, без разнообразных интересов, неряшливо одевающиеся, постоянно сплетничающие, обманывающие своих мужчин, считающие, что заботиться о ребёнке – это кормить его и одевать потеплее, а во время прогулок судачащие с такими же мамашами и общающиеся с ребёнком посредством немотивированных запретов, – такие женщины не рассматриваются.

Николай Смирнов

Оригинал взят у erema_o в Апсара - Прекрасная Дама, Богиня - Фея

Tags: Ефремовские чтения, Смирнов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments