Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Пётр Францевич Лесгафт. История Петербургской школы психотерапии (3)

Еще одним соратником академика В.М. Бехтерева был профессор Пётр Францевич Лесгафт (20 сентября 1837, Санкт-Петербург — 28 ноября 1909, Каир).

Лесгафт — основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России, педагог, анатом, врач, психолог. Заслуги Лесгафта высоко оценены потомками, его именем назван один из ведущих ВУЗов России - Национальный Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Здоровья им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург).


Петр Францевич Лесгафт родился в Санкт-Петербурге в семье ювелира немецкого происхождения, Франца Карловича Лесгафта.

Свои первые познания в медицине он получил от своей матери, Генриеты Адамовны Лесгафт, которая была «повивальной бабкой». В январе 1848г., после получения первоначального домашнего образования, Лесгафт был определен в первый класс в Петришуле — Главное немецкое училище св. Петра. Это училище закончили всемирно известные ювелиры братья Евгений, Агафон, Александр и Николай Фаберже; адмирал русского флота, морской министр Павел Васильевич Чичагов; основатель российской палеонтологии Иосиф Иванович Лагузен; академик архитектуры Карл Росси.

Однако, в 1851г. отец Петра решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю. Заканчивал обучение Лесгафт в мужском отделении другого знаменитого немецкого училища — Анненшуле. Выпускниками Анненшуле были учёный и путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай, филологи Ф. Ф. Зелинский, В. Я. Пропп, востоковед В. В. Струве, врач Э. Э. Эйхвальд, юрист А. Ф. Кони.

Летом 1856г. Лесгафт поступил в медико-хирургическую академию, которую закончил в 1861 году с серебряной медалью. В 1865 году он получает звание доктор наук (медицины), и в 1868 году— доктор наук хирургии.

С 1868 года Лесгафт— профессор государственного Казанского университета (где познакомился с В.М. Бехтеревым), с 1886— профессор Санкт-Петербургского государственного университета— преподаватель анатомии человека. Лесгафт много занимался вопросами физического воспитания человека: в 1881г. по инициативе Лесгафта были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования для армии, с 1893г. участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию. В 1893 году открыл Биологическую лабораторию. В 1896 добился открытия при Биологической лаборатории Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Высшие курсы Лесгафта). С 1907 - член Ученого Совета Психоневрологического института (сейчас СПбНИПНИ им.Бехтерева и СПбГМА им.Мечникова).

Лесгафт вел активную борьбу с теми педагогами, которые признавали наследственность ведущим фактором в формировании личности. В противовес этому положению Лесгафт указывал на ведущую роль воспитания и образования в развитии личности-человека. "Большинство воспитателей,— писал он,— в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую «наследственность», на «прирожденную испорченность детской натуры» или же, в утешение себе и другим, ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать… Обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о "неисправимо испорченных детях", точно эта испорченность явилась сама по себе и за нее ответственен сам ребенок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что «испорченность ребенка школьного и дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник».

Лесгафт исследовал влияние семейного воспитания на личность ребенка, описал, как в деструктивных семьях уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей: лицемерный тип; мягко забитый тип; злобно забитый тип; угнетенный тип; честолюбивый тип. По его мнению, проявление того или иного типа — прямое следствие влияний семенной жизни: «Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями».

А.Ф. Лазурский высоко ценил идеи Лесгафта, о книге "Семейное воспитание и его значение" он писал следущее: "то, что П.Лесгафт называет школьными типами, можно рассматривать как классификацию детских характеров".

Таким образом, Петра Францевича Лесгафта по праву можно назвать одним из родоначальников детской и семейной психологии и семейной психотерапии.
Tags: Лесгафт, Петербургская школа психотерапии, история психотерапии, позитивная динамическая психотерапия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment