dr_slabinsky

Category:

Премия «Раненый Целитель» — за выдающиеся достижения в области медицинской (клинической) психологии

Ссылка для цитирования

Урываев В.А. «Раненый Целитель»: премия сетевого научного журнала «Медицинская психология в России», вручаемая «За выдающиеся достижения в области отечественной медицинской (клинической) психологии» // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – N6(35) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

В ходе только что закончившейся II Международной научно-практической конференции «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика» прошло представление нового проекта журнала «Медицинская психология в России» — премии журнала «За выдающие достижения в области отечественной медицинской (клинической) психологии».

Идеей, побудившей к поиску образа для памятного знака премии, стала метафора Раненого Целителя [2; 3; 4; 6].

Как отмечает А. Гуггенбюль-Крейг: «В Вавилоне существовал культ богини-собаки, которая под именем Гула олицетворяла смерть и болезни, а под именем Лаборту — исцеление. Индийская богиня Кали насылала оспу и одновременно её исцеляла. Мифологический образ раненого целителя очень развит. В контексте психологии данный образ констатирует наличие в целителе черт больного. Образно говоря, больной содержит в себе черты врача, а врач — черты больного» [2, с. 66].

Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. подчеркивают: «Юнг… связывал исцеление с состраданием — взгляд, который находит отклик в современных попытках охарактеризовать действенные элементы в терапевтических отношениях, такие как теплота, искренность и эмпатия психотерапевта. На симптомы можно смотреть с позиций психо-патологии или как на естественные попытки к самоисцелению» [5, с. 73].

Далее они пишут: «Для освещения различных аспектов анализа иногда вводится образ раненого целителя. Маейр проводил параллели между древней целительной практикой храмов Асклепия и аналитическим лечением. Исцеление проводилось в тименосе или отгороженной территории, прилегавшей к храму, что благоприятствовало отдыху «пациента», а также давало надежду, что он увидит исцеляющие сны…» [Там же].

«Идея раненого целителя получила дальнейшее развитие у Гуггенбюль-Крейга. Мотив раненого целителя — это символический образ, отчасти архетипического характера. Именно поэтому он может содержать два явно противоположных элемента. В нашей же культуре мы стремимся расколоть сам образ таким образом, что фигура аналитика при оказании помощи становится всесильной: стойкой, здоровой и способной. Пациент же остается все тем же пациентом: пассивным, зависимым, «госпитализированным» [5, с. 74]. Однако «К.Г. Юнг подчеркивал, что аналитик может вбирать в себя другого человека настолько, насколько он оставляет себя самого» [Там же].

В настоящее время исследователи связывают образ Раненого Целителя с фигурой титана Хирона. По рождению — как титану — ему присуще бессмертие (что нельзя сказать о собственно кентаврах, существах смертных). Подчеркнем, что Хирон часто предстает в истории культуры как «кентавр», но это только форма.

Согласно античным легендам, Хирон — незаконный сын титана Кроноса (чьим законным сыном являлся, в частности, Зевс). Легенда о рождении Хирона повествует, как охваченный страстью Кронос настиг океаниду Филюру (дочь титана Посейдона), но, опасаясь был узнанным своей женой Реей, обратился в коня, и, соответственно, сын явился в образе получеловека-полуконя. Как титан Хирон по отцу, можно сказать, является «двоюродным братом» Прометея.

Очевидно, что «тема болезни и смерти» у «бессмертного существа» является эффектной завязкой для развертывания драмы.

Хирон, выбрав науку, искусство, медицину, не участвовал в борьбе за Олимп (в современной терминологии это можно трактовать как «дистанцирование от политики») и имел статус «наставника молодежи». Боги и герои ему доверяли своих детей, он воспитал Ахилла, Орфея, Ясона, Актеона, братьев Диоскуров и др.

Безупречность моральных качеств Хирона и его мудрость не вызывали сомнений, напротив, вызывали восхищение всех, с кем он общался.

Любимым учеником Хирона стал Асклепий (сын Аполлона).

Полный текст статьи по ссылке

http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2015_6_35/nomer13.php


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded