dr_slabinsky

Categories:

В.Н. Мясищев: "Проблема личности в психологии и психопатологии (тезисы доклада)"

Дополнительные материалы к мастер-классу Владимира Юрьевича Слабинского «Социальная психотерапия как ответ на вызовы VUCA-мира и пандемии COVID-19» в рамках VII зимнего фестиваля практической психологии «Жизнь будет лучше, чем мы хотели…» — 7-9 февраля, очно и онлайн.

В развитии личности может быть намечен ряд стадий, характеризуемых, в первую очередь, уровнем развития отношений.

Сюда можно отнести:

а) стадию досознательных отношений — аффективно-инстинктивных влечений и реакций,

б) примитивного субъективного сознания, характеризуемую конкретно-эмоциональными отношениями,

в) стадию объективирующихся отношений, когда субъективные желания начинают контролироваться объективными возможностями и необходимостью,

г) стадию сознательных отношений, когда требования объективной действительности объединяются с внутренними требованиями личности в принципиальной мотивации поведения.

Уровень отношений, определяясь историей развития, тесно связан с уровнем функционального, в первую очередь, умственного развития, являясь следствием и условием последнего.

Возникновение и развитие болезни различным образом связано с личностью, и с точки зрения зависимости между личностью и болезнью в процессе их развития можно установить несколько групп болезненных состояний:

а) реактивные состояния (психогении) — вытекающие из нарушения взаимоотношений с действительностью,

б) патологические развития, при которых развитие личности и болезни совпадают, причем болезненное развитие обусловлено то более эндогенно (олигофрения, психопатия), то более экзогенно (психоневротическое развитие);

в) патологические процессы — поражения мозга, нарушающие функции психической деятельности, при которых развитие болезни не стоит в связи с развитием личности;

г) болезненные периодические колебания, представляющие нарушение динамики темперамента, не связанные с ходом развития личности, но имеющие источники в эндокринно-вегетативной системе, тесно связанной с темпераментом.

Понятие уровня развития тесно связано с понятием:

а) задержки развития;

б) распада личности.

Наряду с чистыми общеизвестными типами задержек развития экзогенного (при бедном опыте и элементарных отношениях) и эндогенного (при олигофрении и бедных функциональных возможностях) необходимо отметить, что экзогенный тип задержки имеет неравномерное развитие отношений, резко сниженное в некоторых направлениях (например, у социально запущенных в отношении к труду, учению с вытекающим отсюда снижением функциональной активности, при неврозах, например, истерии, высокая функциональная активность в области субъективно-личных отношений и недостаточная в области объективно-социальных. При эндогенной задержке развития мы имеем не только общее снижение уровня, но иногда (при психопатических формах) неравномерность его, тесно связанную с недоразвитием функций.

Распад личности характеризуется или:

а) упрощением, уплощением, сужением и обеднением отношений (тип паралитического слабоумия), тесно связанным с функциональным распадом, или:

б) расщеплением личности с утратой внутренней координации и логики отношений со сложным взаимодействием нарушенных функций и отношений (шизофрения).

При психогенных нарушениях мы имеем также снижение уровня личности вследствие того, что противоречиво-конфликтные отношения влекут за собой регресс личности с картиной поведения, близкой ранее пройденным этапам развития. Неодинаковый ход развития, в различных условиях формируя различную личность, выдвигает в качестве одной из основных проблему типологии личности. Однако, ученье о типах в буржуазной психологии, давая ряд ценных материалов, не может быть принято нами, так как характеризуется рядом дефектов, как биологизм (Кречмер, Ренда, Исич), идеализм (Юнг, Клягес, Шпрангер), абстрактная социальность (Адлер, Кюнкель).

Неразработанность проблемы влечет за собой отсутствие системы типов и заставляет в настоящее время ограничиться лишь выбором критериев для определения типа личности.

Эти критерии вытекают из природы понимания социальной природы личности, из определяющей роли отношений и из представленной выше структуры личности, соответственно этому тип определяется:

а) характером господствующих отношений (направленность) и, прежде всего, соотношением тенденции объективно-социальной и субъективной индивидуальной,

б) общим уровнем развития отношений и функций (прежде всего, интеллектуальной и волевой),

в) динамикой темперамента (с различным соотношением активности и возбудимости),

г) структурно-характерологическими особенностями, перечисленными выше.

Построенная на генетическом, историческом принципе, значение которого лишь начинают осознавать современные исследователи (Адлер, Кюнкель, Гоффман), типология должна в анализе типа показать его зависимость от эпохи, класса (в классовом обществе), стадии его онтогенетического развития в связи с возрастом. Только с этой точки зрения может быть осуществлено и понято всякое деление на типы. Условием нормального развития личности, соответственно изложенному, является воспитание личности в единстве с коллективом; в единстве принципов и действий соответственно уровню развития отношений и возрастающей роли сознания и самосознания должно изменяться соотношение руководства и самодеятельности. Соответственно структурно-типологическим особенностям личности воспитание, учитывая относительную роль ее структурных компонентов, в первую очередь, должно быть направлено на учет направленности и уровня отношений и организации последовательной системы условий формирования личности соответственно требованиям советской школы.

В отношении к нарушениям развития личности социального и болезненного происхождения отсюда проистекает:

а) недостаточность изменения одних лишь внешних условий, но необходимость работать с личностью,

б) определяющая роль формирования сознательных положительных отношений в процессе общественно-трудовой деятельности при относительно различной роли интеллекта и навыка принципиальной и конкретно-личной стороны отношения на разных ступенях развития.

В отношении к психотерапии оказывается совершенно недостаточной ни словесно-логическая обработка больного (так называемая рациональная психотерапия), ни внушение, ни апелляция к бессознательному (психоанализ). Основой психотерапии является изменение отношения личности к действительности путем активного осознания ею с помощью врача себя самого и своего положения и изменение направленности не только на основе понимания, но и на основе иного включения в общественно-трудовые связи.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded