dr_slabinsky

Семен Людвигович Франк: Перед лицом вечности...

28 января. День рождения Семена Людвиговича Франка (1877-1950), методолога Петербургской школы психотерапии и психологии отношений.

«Перед лицом вечности - один год, 10 лет, 1000 лет и миллион лет есть одно и то же; здесь исчезает всякое различие между близким и отдаленным, даже "бесконечно" отдаленным будущим. Столетия и тысячелетия мелькают так же быстро, как дни и годы. Самое отдаленное будущее непременно и неукоснительно когда-нибудь наступит - станет настоящим;  - и поэтому духу, способному оторваться от чувственной навязчивости того настоящего, которое есть именно теперь, в данный момент - или, вернее, которое именно теперь проносится мимо нас - самое отдаленное будущее так же осязательно очевидно в неизбежности его наступления, его превращения в настоящее и прошлое, как завтрашний день. Если бы мы знали, что какая-нибудь историческая или космическая катастрофа  завтра сметет с лица земли не только нас, но и всякую память о нас, - стали ли бы мы заботиться о том, чтобы оставить по себе воспоминания после смерти? Но ведь через 100, 300 или 500 лет все равно всякая живая память о нас изгладится. Поэтому для зрячего сознания, не скованного чувственной реальностью настоящего, желание оставить память о себе есть бессмысленное чувство. 

Но с этим конкурирует и обратное сознание. Наш дух, как конкретное существо, осуществляет  свою сверхвременную сущность только во времени, связан с историей, определен моментом своего бытия в историческом целом. Понять самого себя - значит понять свое прошлое, свое возникновение и развитие, свою связь с прошлым, с предшественниками и предками...

Духовный лик каждого человека - даже самого ничтожного или малозначительного - будучи образом Божиим, отражением Вечного в слабом и шатком временном подобии, имеет свою ценность, и очень значительную, для других людей. Если смерть, как возвращение к Богу, с одной стороны, есть отрыв от всего земного...- то, с другой стороны, чувство смерти и приближает нас к другим, к близким и ближним, и чувствуешь потребность, в меру возможности, одолеть смерть любовью, ощутить себя нераздельной частью великой цепи живых существ, соприкасающихся с тобой во времени - прошлом и будущим. И для самого себя, и для других хочется себя как-то все же "увековечить" - свою индивидуальную жизнь не отрывать от общей жизни, а, напротив, воспринимать и иметь в ней. Это значит: вне всякой "философии", чувство близости "своим" вызывает потребность как-то оставить свой духовный образ тем, кто тебя переживет и захочет тебя вспомнить - своей вдове, своим детям, будущим внукам, и всем другим, кто как-либо тебе или был близок, или даже уже только после твоей смерти может почувствовать свою близость к тебе...» — С.Л. Франк

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded