Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Category:

Характер героев рассказов И.А. Ефремова, как ключ к пониманию психологии человека Будущего 2/2

© В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева Характер героев рассказов И.А. Ефремова, как ключ к пониманию психологии человека Будущего – Эры Великого Кольца // доклад на XIII Ефремовских чтениях, 24.04.2010, Вырица, Россия
© В.Ю. Слабинский, кандидат медицинских наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия
© Н.М. Воищева, Санкт-Петербург, Россия

Окончание

РАССКАЗ «Юрта Ворона».

Краткое содержание. Упав на дно шурфа, Александров сломал ноги и позвоночник. Врачи приговорили его к пожизненному лежачему образу жизни. Еще молодой и полный сил, геолог не мог смириться с этим. В больнице Александров встречает Фомина, забойщика, с которым много работал раньше. Фомин рассказывает историю о том, как он с инженером Васильевым получил Ленинскую премию за найденное месторождение ванадия и германия. Месторождение было под носом у сотен людей, но никто не обращал внимания на светлые жилки в добываемом угле, а Фомин обратил. Лежа в палате, Фомин рассуждает о том, что у каждого человека должен быть интерес, «заветные думки, без которых человеку жить – будто скоту неосмысленному. Фомин напоминает Александрову про Юрту Ворона, забракованное месторождение шиферной горы. Двадцать лет назад молодой геолог долго ломал голову над вопросом, почему это место, казалось, ничем не выделявшееся среди тысяч таких же в море сопок и хребтов тувинской тайги, разрезанной клиньями монгольской лесостепи, странным образом притягивало грозовые разряды - молнии. Большое скопление минералов с хорошей электропроводностью - металлических руд, скорее всего, железа, - могло скрываться под покровом обширного болота, редких кустов и замшелых каменных россыпей. Но магнитометрическая авиаразведка хребта новыми, только что созданными приборами, показала полнейшее отсутствие признаков железных руд. Это дало повод к недовольству геологического начальства и дружеским насмешкам товарищей-геологов. Прикованный к постели, Александров подумал, что "Если бы кто-то, не побоявшийся смертельной опасности, смог в разгар сильной грозы проследить места непосредственных и наиболее частых ударов молний и остаться в живых, то, пожалуй, так можно было бы добиться разгадки Юрты Ворона дешевым и простым способом. Ведь, кроме железа, там могли залегать немагнитные руды цветных металлов, особенно такие электропроводные сульфидиды, как галенит - свинцовый блеск, аргентит - серебряный блеск, сфалерит - руда цинка». Сказав жене, что едет в санаторий, Александров просит свою подругу Валю отвезти его к Юрте Ворона. Она не могла ему отказать, потому что была обязана жизнью. Во время Великой Отечественной Войны девятнадцатилетняя Валя везла муку в таежный поселок. Несколько сотен километров по лесной зимней дороге в полном одиночестве. Машина заглохла. Сил завести не было. Если бы не проезжавший на оленях мимо Александров, Валя погибла бы и не довезла свой груз до пункта назначения. Ни Валя, ни лесник, которым Александров рассказал о своих планах, не остановили его (уважение к чувствам другого человека, вера в силу духа). Передвигаясь ползком, постоянно находясь под дождем и практически не имея возможности нормально отдохнуть и высушить одежду, Александров несколько недель, рискуя жизнью, рисовал план попадания молний на перевале Юрта Ворона. В итоге «один ли убийственный разряд, или неоднократные удары молний, или страшное нервное напряжение, но что-то сделало свое дело - поврежденные нервы ожили», геолог снова стал чувствовать свои ноги.

Цитата: «Только знание жизни настоящую цену дает и широкий в ней простор открывает… знание - это не то, что тебе в голову в обязательном порядке набьют, а что ты сам в нее положишь с любовью, не спеша, выбирая, как цветы или камни красивые. Тогда ты и начнешь глядеть кругом и с интересом и поймешь, как она, жизнь-то, широка, да пестра, да пресложна. И житьишко твое станет не куриное, а человечье, потому человек - он силен только дружбой да знанием и без них давно бы уже пропал. Житья бы не стало от дураков, что ничего, кроме своего двора да животишка, не понимают...».

1. Александров Кирилл Григорьевич, инженер-геолог. Уверенная сила ума и тела в борьбе с бесчисленными препятствиями. «Он был прирожденным геологом, полевым исследователем и так упорно отказывался от всех предложений переехать в крупный центр и занять руководящий пост, как надлежало ему по опыту и заслугам, что начальство перестало его беспокоить».

2. Люда, жена Александрова. «Веселая и здоровая, яркая спортсменка, Люда привыкла на все в мире смотреть с уверенным эгоизмом красивой молодости. Она оказалась совсем не подготовленной к удару, поразившему ее умного и сильного друга - мужа. Катастрофа надломила ее. Люда растерялась, не зная, как лучше ей поддержать любимого в тяжелом несчастье. Проливая потоки слез от жалости к нему и к себе, она продолжала искать в нем прежнюю верную опору, не ощущая или не понимая, что он нуждается или в уверенной поддержке, или хотя бы в покое от ее страданий и забот. Люда мучилась сама и терзала мужа, полного острой жалости к своей подруге, хорошей и верной, только лишь оказавшейся неумелой и слабой в час испытания. Но постепенно геолог привык к тому, что Люда приходила то наигранно-бодрая, невольно раздражавшая его своим цветущим здоровьем, то печальная, очевидно решив, что показная бодрость не дает нужного результата и лучше быть самой собой».

3. Фомин Иван Иванович, забойщик. Приветливые серые глаза. «…такая у меня манера - доходить до корня, везде интерес иметь, к чему, казалось бы, нашему брату и не положено».

4. Алеша, радист. Единственный отрицательный персонаж, не считая представителей капиталистических стран (да и тот под влиянием хороших людей меняется в лучшую сторону). Уважения к старшим нет. Все меряет на деньги да на фарт. Думает только о себе, хочет перед другими выделиться, не имея за душой еще ничего. «Заполошный».

5. Валя, шофер, подруга Александрова. Твердый и верный человек. Серые добрые глаза. Думает, прежде всего, о других, а не о себе. Тактичная. Заботливая.

РАССКАЗ «Афанеор, дочь Ахархеллена».

Краткое содержание. Афанеор - луна, богиня со странной властью над бесконечными просторами пустыни. У большого вождя кель-аджеров, Ахархеллена, который правил в Сахаре пятьдесят лет назад, была дочь Афанеор, прекрасная и мудрая девушка. Первая женщина туарегов, которая стала думать о прекращении исконной вражды всех племен туарегского народа, белых и черных... Туареги - путники и воины, не привязанные к домам и вещам, - глядят широко в мир. Их жизнь не сходится в одно место, где есть вода и растут пальмы или просто где жили их родители и предки. Ценой трудной жизни в пустыне, страдая от жары и холода, от жажды и малой еды, они приобрели большую свободу. Чтобы жить в пустыне, надо было воспитать себя для этого - вот в чем были преимущество и сила туарегов... Женщины у туарегов главенствуют в роде, свободны и не закрыты, как у окружающих мусульман. Где плен и насилие, там становятся шатки устои морали. Только в свободе человек понимает необходимость строгих правил жизни. Автомобили и самолеты дают возможность проникнуть в глубину Сахары любому европейцу. Изнеженные французские женщины посещают теперь страшный Тифедест, когда-то недоступное непосвященным обиталище духов, и пьют ледяные напитки у черных скал с загадочными рисунками и письменами. Чужая жизнь властно ломится в пустыню.

Главный герой рассказа – туарег Тирессуэн. Он сопровождает французскую экспедицию к развалинам древнего города в сердце пустыни. В обмен он просит организовать ему поездку в Советскую Россию. Его девушка, которая получила имя в честь Афанеор, дочери Ахархеллена, живет мечтой продолжить дело той, чье имя теперь носит. Выход из сложившейся тяжелой для туарегов ситуации Афанеор видит в объединении сил с Россией, страной, где по легенде живут прекрасные мудрые люди. Именно Афанеор попросила Тирессуэна любой ценой попасть в Россию, чтобы удостовериться в том, что русские настолько хороши, как гласит легенда.

Приехав из России, Тирессуэн рассказывает: «Бессолнечная и холодная страна, засыпанная снегом, скованная морозом, порождала таких же живых, горячих людей, полных стремления к прекрасному и способных создавать его, украшая жизнь, как пламенная сухая земля юга. Права была дочь Ахархеллена, устремляя свои мечты вслед за Эль-Иссей-Эфом к России. Трудно было жить русским в такой суровой земле, но они не ушли никуда от своей доли, как то сделали и предки туарегов. Они закалили тело и душу в морозной белизне севера, как туареги - в пламенной черноте гор и равнин Сахары! Вот почему душа русского человека смотрит глубже в природу и чувствует богаче, чем душа европейца, вот почему Эль-Иссей-Эф так хорошо понимал кочевников пустыни, а те - его!»

Во время путешествия Тирессуэн узнает, что европейцы готовят испытание ядерной бомбы в Сахаре. А также то, что есть люди и в России, и в Европе, которые протестуют против этого. Афанеор и Тиресссуэн готовы сделать все возможное, чтобы защитить свою родину. Слова Афанеор: «Рассеявшись, мы потеряли силу! Нас становится все меньше, а жизнь делается труднее детям, чем отцам. Теперь европейцы заразили нас желанием легкой жизни. Но, добывая деньги, мы потеряли половину стад. Даже топлива не стало в пустыне - сожгли, приготовляя дорогую пищу, на кухонных кострах...». Мысли Тирессуэна о европейцах: «…европейцы могут действительно хорошо относиться к жителям пустыни, лишь когда приходит беда и необходимость в помощи. Европеец становится по-настоящему человечным в тисках жестокой нужды - это туарегу казалось низостью». «Как все мелкие люди, считающие себя проницательными, они думали прочесть в Тирессуэне собственные мысли и скрытые чувства. Они боялись, что туарег, спасая собственную шкуру, сбежит куда-нибудь».

1. Иферлиль (Тирессуэн), проводник-туарег. Молодой. Большие ясные глаза, узкие руки с длинными пальцами, длинное тело. Спокойный. Молчаливый. Отлично знает пустыню. Опытный, умный, отважный. Невозмутимый. Добрый.

2. Мишель. Презрительно относится к арабам, беспокойный, истеричный, заносчивый, мелочный (характеристика большинства европейцев в рассказе).

3. Капитан, военный геолог. Низкорослый плотный человек. Хорошо знаком с культурой жителей пустыни. Во многом относится к ним с уважением. Но слишком самоуверен в своих знаниях. Считает подготовку к ядерным испытаниям в Сахаре преступлением против человечества.

4. Ванедж, профессор, археолог. Нетерпелив. Готов помочь Тирессуэну попасть в Советскую Россию не только из-за данного обещания, не в благодарность за спасение, но, прежде всего, как человек, знающий, что такое мечта.

5. Афанеор, густейшие черные волосы. Узкие, широко разделенные, прочерченные прямыми линиями брови, длинные, тоже узковатые глаза, прямой красивый нос, в котором не было ничего от сухости черт туарегов, небольшой рот, добрая округлость лица. Сильный и глубокий голос.

Основные выводы по характерам персонажей рассказов Ефремова:

1. Большинство главных героев – ученые (в основном, геологи, горняки, геофизики, археологи, врачи). Это люди, стремящиеся разгадать загадки природы, часто рискующие своей жизнью ради достижения своей цели.

2. Все основные персонажи у Ефремова – это Люди с большой буквы: смелые, великодушные, трудолюбивые, самоотверженные, тактичные, скромные. Роль плохишей часто отводится иностранцам-капиталистам, которым приписываются такие качества, как мелочность, бестактность, корыстность. Единственный не очень хороший советский персонаж – Алеша (из рассказа «Юрта Ворона), да и тот осознает свою неправоту под влиянием старших мудрых товарищей. Впрочем, иностранцы у Ефремова тоже зачастую обладают всем спектром благородных чувств и черт характера, хотя, всё же им не достает цельности, которую, по мнению Ефремова, может дать только идеология, основанная на научном мировоззрении.

3. Все женщины в рассказах Ефремова красивые. Все советские женщины помимо того здоровые, добрые, преданные своему делу и своим близким людям. Женщина у Ефремова – это самостоятельная единица, это личность, которая без сомнения берется за сложную, мужскую работу (Валя в «Юрте Ворона»), это вдохновительница (Ирина «Эллинский секрет», Афанеор «Афанеор дочь Ахархеллена»), это верная жена или невеста, не предающая любимого в тяжелой ситуации (Люда «Юрта Ворона, Настя «Путями старых горняков»), это соратница, поддерживающая на пути научного поиска (Мириам «Тень минувшего»).

Понять закономерности характерологических особенностей героев ефремовских рассказов позволяет теория личности одного из основателей петербургской психологической школы Александра Федоровича Лазурского, который предложил уровневую классификацию личностей, в основу которой положены взаимоотношения личности с определенными ресурсами личностного развития. При этом он подчеркивал необходимость создания не чисто психологической, а в терминологии наших дней – «био-психо-социо-духовной» классификации. Пытаясь добиться такого результата, Лазурский предложил выделять эндо- и экзопсихику, разделил их по психическому содержанию на несколько типов, а также распределил людей по уровню психической активности на три разряда:

1. Низший – плохо приспосабливающиеся к изменениям среды обитания люди, социальные аутсайдеры, маргиналы, борцы за выживание – «реактивные». Уровень дезадаптации.

2. Средний – хорошо приспосабливающиеся к среде, способные находить благоприятные ниши, социально успешные, однако при этом ведомые – «активные». Уровень адаптации.

3. Высший – лидеры, формируют собственную новую среду – «проактивные». Те, кого позже Лев Николаевич Гумилев назовет пассионариями Уровень гиперадаптации.

Как справедливо замечает В.А. Урываев[5]: на «низшем» уровне нам представлена типология личностей, знакомая по курсам психиатрии; на «среднем» уровне типология отчетливо «социально-психологична»; на «высшем» уровне – в основе классификации лежат уже «несравненно более чем социально-психологические», а именно – общечеловеческие задачи, задачи развития общества (религия, политика, наука, искусство, новые технологии и т.п.).

Современные литературные критики зачастую упрекают Ефремова в плохом знании психологии и, как следствие, увлеченности марксистко-ленинской философией. На наш взгляд, это несправедливый упрек, Ефремов – тонкий психолог. Его убежденность, – это убежденность ученого, а не догматика-ретрограда. Обратим внимание, что дореволюционный психолог Лазурский среди основных параметров, определяющих уровень личности человека, выделяет:

1. Богатство личности, определяемое по общему количеству психической продукции, сюда относится «объем интереса» или широта области, на которую он распространяется. Уровень развития (дифференцированности) интереса или степень утонченности интереса. «Так, например, по отношению к знанию и науке человек может быть узким специалистом, всецело погруженным в свою специальность или, наоборот, энциклопедистом, интересующимся самыми разнообразными отраслями знаний»[2].

2. Интенсивность отдельных психических проявлений – чем более развита личность, тем сильнее и ярче будут ее проявления.

3. Сознательность и идейность психических проявлений. Определенно можно утверждать, что развитие личности – это, прежде всего, увеличение осознанности и идейности. Данная идея в дальнейшем будет развиваться учеником Лазурского – В.Н. Мясищевым.

4. Всевозрастающая координация психических элементов, развитие личности напрямую связано с такими чертами характера как собранность, аккуратность, обязательность, пунктуальность. «Процесс концентрации, способствуя естественному объединению разнообразных элементов личности вокруг одного общего центра, способен привести к той душевной гармонии, к тому душевному единству, в котором многие философы и моралисты видели идеал и конечную цель духовного развития каждого отдельного индивидуума». «Всякая работа, а особенно умственная, состоит, прежде всего, в сосредоточении мыслей в известном направлении, а затем, – в ряде усилий, координированных между собой и направленных к достижению известной, определенной цели»[2].

Люди «Эры Кольца» – это «высшие» по классификации Лазурского. В короткой повести «Сердце змеи» Ефремов говорит об этом прямо. Тайна Дан, химик (высокая, самая веселая и молодая из экипажа; порывистая резкость; любит танцы; зеленые глаза; сильные, нежные руки) произносит: «…мне всегда казалось, что тайны остались только в космосе, а на нашей Земле их нет более. Нет их у людей — все мы просты, ясны и чисты!.. (выделено нами). Мне хотелось бы встретить такого человека, как в давнем прошлом. Вынужденного скрывать свои мечты, свои чувства от окружающей злобы, закалять их, выращивать неколебимыми, полными невероятной силы.»

Герои Ефремова цельны, поэтому они просты, ясны и чисты. Однако есть еще одна объединяющая их черта, еще один ключ, объясняющий, почему именно в них писатель видел прообразы людей будущего. В своих произведениях Ефремов вторит Лазурскому, подчеркивавшему, что особо важным (Урываев предлагает выделять его пятым [5]) фактором оценки личности следует считать «большую или меньшую тенденцию к повышению психического уровня, большее или меньшее стремление к совершенствованию. Если ни один человек не может дать в своих психических проявлениях больше того, что в него вложено от природы (прирожденные особенности нервно-психической организации), то зато имеющиеся от природы духовные силы могут или остаться неразвитыми, в зачаточном состоянии, или, наоборот, развернуться ad maximum как в количественном, так и в качественном отношении. И этот именно «священный огонь», это стремление к возможно более полному и всестороннему развитию и проявлению своих духовных сил мы считаем одинаково ценным, будет ли оно проявляться в яркой и разнообразной психике богато одаренного человека, или же в бедной примитивной душе индивидуума, принадлежащего к низшему психическому уровню» [2].

Командир звездолета Мут Анг (уверенный голос; музыкант, играет на скрипкорояле, широкий диапазон интересов – выделено нами) отвечает Тайне Дан:

— Неразумное расходование запасов горючих ископаемых, лесов, истощение рек и почв, опаснейшие опыты по созданию убийственных видов атомного оружия — все это, вместе взятое, определяло действия и мировоззрение тех, кто старался во что бы то ни стало сохранить отжившее и уходящее в прошлое, причиняя страдания и внушая страх большинству людей. Именно здесь зарождалось и прорастало ядовитое семя исключительных привилегий, выдумок о превосходстве одной группы, класса или расы людей над другими, оправдание насилия и войны — все то, что получило в давние времена название фашизма. Привилегированная группа неизбежно будет тормозить развитие, стараясь, чтобы для нее оставалось все по-прежнему, а униженная часть общества будет вести борьбу против этого торможения и за собственные привилегии. Чем сильнее было давление привилегированной группы, тем сильнее становилось сопротивление, жестче формы борьбы, и развивалась обоюдная жестокость, и, следовательно, деградировало моральное состояние людей. Перенесите это с борьбы классов в одной стране на борьбу привилегированных и угнетенных стран между собою. Вспомните из истории борьбу между странами нового, социалистического общества и старого, капиталистического, и вы поймете причину рождения военной идеологии, пропаганды неизбежности войн, их вечности и космическом распространении. Я вижу здесь сердце зла, ту змею, которая, как ее ни прячь, обязательно укусит, потому что не кусать она не может. Помните, каким недобрым красно-желтым светом горела звезда, мимо которой мы направились к нашей цели...

— Сердце Змеи! — воскликнула Тайна.

— Сердце Змеи! И существо литературы защитников старого общества, пропагандировавшей неизбежность войны и капитализма, — это сердце ядовитого пресмыкающегося.

В настоящее время, нельзя однозначно ответить на вопрос: читал ли Ефремов работы Лазурского? С одной стороны, наследие Лазурского в СССР замалчивалось, слишком крупной фигурой был Александр Федорович – занимался медициной, психологией, педагогикой, кроме того, дружил с крупным православным философом Семеном Людвиговичем Франком. С другой стороны, работы Лазурского были в библиотечных фондах, к которым Ефремов имел доступ, и главное, Иван Антонович мог познакомиться с психологической теорией Лазурского в изустном пересказе. Ученики и последователи Лазурского (Басов, Мясищев, Ананьев, Леонтьев, Рубинштейн и др.) занимали важнейшие позиции в психологических кругах Ленинграда и Москвы. Ефремов, будучи настоящим ученым, размышляя над психологическими особенностями людей будущего, не мог обойтись без консультаций признанных специалистов в этой области. Впрочем, ответ на поставленный выше вопрос нам видится не столь уж важным. Четко прослеживающиеся ряды схождений в представлениях Лазурского и Ефремова, позволяют утверждать, что Ефремов не придумывал людей эпохи Великого Кольца, он знал, какими они будут (если будут вообще). И это знание писателя базировалось на научной традиции отечественной психологической школы.

Важно другое, что два великих русских ученых – палеонтолог Ефремов и психолог Лазурский – сходятся во мнении, что также, как в ходе биологической эволюции динозавры уступили пальму первенства приматам, так в ходе истории люди с «сердцем змеи» обречены исчезнуть, оставив планету людям с человеческим сердцем, иначе исчезнет сама планета.

Литература:
1. Ефремов И.А. Рассказы. http://ussr.2084.ru/efremov.htm
2. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Изд-е 3-е перераб. / Под ред. М.Я. Басова и В.Н. Мясищева. – Л.: ГИЗ, 1924 (обл. 1925)
3. Слабинский В.Ю. Александр Македонский: образ героя через призму античной философии и современной психологии //Текст доклада. XII Ефремовские чтения, Вырица, 25.04.2009. http://efremov.litforum.ru/doklad/vslab/
4. Слабинский В.Ю. Влияние историко-географических реалий на формирование этнического характера протоариев // Текст доклада. Первый Всероссийский конгресс ведической культуры ариев-индославов, Санкт-Петербург, 22.11.2009. http://www.vedaarii.ru/2009-10-12-15-45-33/2009-12-17-12-40-10/119-dokladslabiskogo2009.html
5. Урываев В.А. Размышляя над не переизданной страницей Лазурского // Прикладная психология и психоанализ, 2008. -№ 1-2. http://www.ppip.su/nomer/nom10.php

об авторах:
Слабинский Владимир Юрьевич, кандидат меицинских нук, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им.И.И.Мечникова
Надежда Михайловна Воищева, аспирантка Санкт-Петербургского Государственного Технологического Института (Технический Университет)


© Борис Ольшанский, потрет И.А. Ефремова

Tags: Ефремовские чтения, Лазурский, позитивная динамическая психотерапия, характер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments