Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Территория Татарстана – древняя славянская земля

Оригинал взят у sverc в Территория Татарстана – древняя славянская земля

Александр Викторович Овчинников, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета об именьковской культуре:


В череде сегодняшних будней, насыщенных эмоциями от прошедших выборов, революций на Ближнем Востоке и потрясений на мировых финансовых рынках, очень трудно отвлечься от реалий сегодняшнего дня и в своем прошлом увидеть цепочку небезынтересных событий. По мнению гостя сайта 116.ru, кандидата исторических наук, доцента кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета Александра Овчинникова, именно в Татарстане находится прародина именьковцев – народа, основавшего впоследствии Киевскую Русь и внесшего неоценимый вклад в становление Волжской Булгарии. Возможно,  для кого-то его мнение окажется не бесспорным, но ученому, судя по всему, есть чем аргументировать свою точку зрения...

– Александр Викторович, насколько я знаю, в процессе своих исследований вы пришли к выводу, что прародина ранних славян находилась в том числе и в междуречье Камы и Волги. Так ли это на самом деле?



– Впервые обоснованная гипотеза о раннем славянском присутствии в Среднем Поволжье появилась в 80-х годах прошлого века. Я своими исследованиями также попытался внести посильную лепту в её подтверждение. Я считаю, что первые славяне в массе своей появились в Среднем Поволжье не в середине XVI века, как сейчас принято считать – с момента завоевания Казани Иваном Грозным. Они проживали здесь огромным массивом племен еще до возникновения Волжской Булгарии. В IV-VII веках нашей эры значительные территории Среднего Поволжья от реки Суры на западе (это территория современной Мордовии) до реки Белой на востоке (нынешняя Башкирии), от Нижней Камы на севере (современный Татарстан) до Самарской луки на юге занимали племена так называемой именьковской археологической культуры. Эта культура как нечто цельное была выделена еще в 50-е годы XX века. В это же время разгорелась дискуссия о языковой принадлежности этих племен. Вначале преобладала точка зрения, что это были буртасы, потом предполагали, что финно-угры. Наряду с этим имелось мнение о том, что эти археологические памятники оставило тюркское население. Но в 80-е годы XX века появилась очень хорошо обоснованная и доказательная теория славянского происхождения именьковцев.

Рассмотрим исторические реалии эпохи раннего Средневековья не только Волго-Камья, но и Восточной Европы в целом. Представим территорию современной Украины и Белоруссии начала первого тысячелетия нашей эры. В то время балто-славянское население составляли племена зарубинецкой археологической культуры. Сейчас доказано, что южная часть зарубинецкого ареала оставлена именно праславянами. Во II-III веках нашей эры на территории современной Украины происходят значительные изменения. Праславянское постзарубинецкое население попадает под власть воинственных готов, которые пришли с севера, с территории островов Балтийского моря. Исследователи считают, что Готское королевство археологически представлено черняховской археологической культурой. В состав черняховского ареала входили сарматы, готы, праславяне и некоторые другие группы населения. Но в 375 году нашей эры на готов напали полчища гуннов. После этого черняховская культура прекращает свое существование.

На ее памятниках обнаружены слои пожарищ. Это, скорее всего, следы военного разгрома, после которого население было вынуждено эмигрировать. Собственно готы ушли на запад, в пределы Восточной, а затем и Западной Римской империи, а часть праславянского населения, спасаясь от гуннов, начинает мигрировать на северо-восток, на территорию современного Среднего Поволжья. Первые праславянские племена появились, видимо, на территории Самарской луки (современная Самарская область). Там обнаружены специфические поселенческие памятники, которые по материалу близки к праславянским памятникам Поднепровья. И уже оттуда эти славянские (приставку «пра» с середины первого тысячелетия нашей эры можно уже убрать) племена заселили и территорию Волго-Камья.

– Что же представляли из себя в то время именьковцы?

– Как я уже сказал, это был огромный конгломерат населения, который оставил после себя более 600 памятников (больше только памятников Волжской Булгарии). Это городища (укрепленные поселения), селища (неукрепленные поселения) и могильники. О славянской принадлежности этого населения говорит, прежде всего, погребальный обряд, который буквально в мелочах повторяет погребения славян Поднепровья. Покойника не хоронили, как это сейчас принято. Его сжигали на стороне, а затем из остатков погребального костра выбирали косточки и уже их либо ссыпали на дно небольшой могильной ямы, либо заворачивали в какую-то ткань или шкуру и опять-таки клали на дно могилы. Рядом могли ставиться сосуды с жертвенной пищей и (или) фрагменты керамики. Это типично славянский погребальный обряд того времени. Известны еще погребения по обряду трупоположения, смешанные могильники (в эпоху великого переселения народов какого-то гомогенного (однородного) населения на таких значительных пространствах быть не могло).

– А где на территории Татарстана остались памятники наших славянских предков?

– Я бы поставил вопрос по-другому: где на территории Татарстана они не встречаются. Их очень много. К югу от Казани проходит северная граница именьковской культуры. Например, в Лаишевском районе крупные памятники расположены рядом с такими населёнными пунктами, как Ташкирмень, Рождествено, Именьково, Кирби и др. Все, что южнее, за Камой, в сторону Ульяновской и Самарской областей – это всё сплошь территория именьковских памятников. Много их и к западу от Волги.

Именьковцы, как и другие славяне, были земледельцами, селились в основном по берегам рек. В Лаишевском районе Татарстана, в районе деревни Ташкирмень можно увидеть огромное именьковское городище. Это колоссальное сооружение. Местные жители используют его валы и внутреннюю площадку для проведения свадеб, сабантуев и других праздников. Севернее Ташкирмени располагается село Рождествено (сейчас оно почти слилось с Дятлово). Там находился крупный именьковский могильник (к сожалению, сейчас он почти весь разрушен водами Куйбышевского водохранилища). Около населенного пункта Кирби (рядом с Сокурами) можно увидеть окружённое заливными лугами Кирбинское городище, которое, по мнению одной удмуртской исследовательницы, является древнеславянским святилищем. Ею здесь были обнаружены остатки идолов и священных костров.

– В состав каких народов влилось это население? Или же его существование приходится на время балто-славянской общности?

– Что касается именьковского времени, то можно говорить, что ко времени балто-славянской общности. В языках современных финно-угорских народов, предки которых граничили с именьковским ареалом, обнаружены некоторые славянские заимствования, которые могли туда проникнуть только в середине I тысячелетия нашей эры, то есть в именьковское время. Ну и наиболее веское доказательство «славянства именьковцев» заключается в том, что именно в языке этих народов в середине I тысячелетия нашей эры появляется слово «рожь» – это славянское слово и типично славянская посевная культура. То есть у неславян она практически не встречалась. Это еще одно доказательство в пользу того, что именьковское население было славянским.

– Как же в дальнейшем складывается судьба наших предков?

– В начале VII века нашей эры на территорию Среднего Поволжья, опять-таки начиная с Самарской луки, начинают проникать прабулгары. Вообще, булгары пришли сюда не сразу, а волнами. Всего исследователи выделяют четыре волны булгарского расселения в Среднем Поволжье. И именьковцы, видимо, не выдержали этого столкновения. К тому же в 30-е годы VIII века наступила кульминация войн Хазарского каганата с Арабским халифатом. 737 годом нашей эры датируется поход арабского полководца Марвана на хазар. И вполне возможно, что Марван в погоне за хазарским каганом дошел до территории Среднего Поволжья. Источники говорят, что он захватил в плен около 20 тысяч семей ас-сакалиба. В современной историографии принято считать, что ас-сакалиба представляли собой именно славян. Так что, скорее всего, именьковская культура прекращает свое существование в связи с походами Марвана.

– Куда же делось население?

– По мнению академика Российской Академии наук, крупнейшего славяноведа Валентина Седова, население именьковской культуры мигрировало на свою прародину. То есть на территорию Поднепровья. Конец существования именьковской культуры в Среднем Поволжье совпадает с моментом появления на территории левобережья и отчасти правобережья Днепра новой волынцевской археологической культуры. Материальные остатки этих культур очень похожи. Это касается и керамики, и погребального обряда. И что интересно – некоторые исследователи признают, что население волынцевской культуры и есть население таинственного Русского каганата. Потомки именьковцев, видимо, образовали то протогосударственное ядро, вокруг которого затем сложилась Киевская Русь. Повесть временных лет говорит о том, что еще до прихода варягов там существовало протогосударственное объединение, а в западноевропейских источниках есть упоминание о Русском каганате. Вполне возможно, что волынцевская культура и есть археологическое отражение этого Русского каганата.

– Получается, что уйдя в свое время с берегов Днепра, именьковцы затем опять туда вернулись?

– Совершенно верно. Это население укрепилось на территории левобережья Днепра. Кстати, по источникам известно, что Хазарский каган специально посылал послов в Византию с просьбой построить на северо-западных границах каганата целую сеть крепостей от какого-то таинственного врага. Византийцы построили хазарам эти укрепления, и почему-то они совпадали с юго-восточной границей волынцевской культуры. То есть в то время Русский каганат представлял собой сильное военизированное государственное образование, которого вначале побаивались и хазары.

– Вся история славян наполнена перемещениями – исходами, возвращениями. Можем ли мы говорить, что представители именьковской культуры легли в основу какого-то определенного славянского народа?

– На этот вопрос очень сложно ответить. Для того времени говорить о «народе» в современном понимании этого слова не приходится. Это было объединение общин, которые говорили на похожих диалектах. Над ними главенствовала какая-то военно-политическая сила, представители которой по языку могли и не быть славянами. В пользу этого говорят отдельные воинские погребения по обряду трупоположения. К тому же о наличии организованной протогосударственной силы свидетельствует сам факт перемещения с территории Среднего Поволжья в Поднепровье. Для исхода такой большой по меркам Средневековья массы населения нужна организация. В материальном отношении можно проследить линию преемственности от именьковской культуры до волынцевской и от волынцевской до Киевской Руси. Кстати, скорее всего, именьковцы в Среднем Поволжье себя так и называли – Русь. И уже потом это слово легло в название нашей страны. Вполне возможно, что потомки именьковцев участвовали в формировании населения юго-восточной части Киевской Руси. Волынцевская культура эволюционировала в роменскую и боршевскую, а они, в свою очередь, являются материальным отражением летописных северян и вятичей. Затем это население стало частью древнерусской народности, южная часть которой, как известно, трансформировалась в украинцев. Так что далекие потомки наших именьковцев сейчас проживают на территории Украины.

– А что произошло с теми, кто по каким-то причинам не стал переселяться с территории нынешнего Татарстана на Днепр? Ведь отсюда не могли уйти абсолютно все? Можно ли говорить о том, что оставшиеся именьковцы вошли в состав какого-то определенного народа на территории нашей республики?

– В 60-е, 70-е годы прошлого столетия в научной литературе существовало мнение, что оставшаяся часть именьковского населения явилась началом современных кряшен. Начиная с 80-х годов стало утверждаться мнение о том, что остатки именьковского населения сыграли определенную роль в становлении Волжской Булгарии. Некоторые группы раннебулгарской керамики очень сильно напоминают керамику именьковскую. И ещё: в 922 г. булгар посетило посольство багдадского халифа. Секретарь посольства Ахмед ибн Фадлан, оставивший «Записки…» о путешествии, постоянно называет Волжскую Булгарию страной славян, а булгарского правителя Алмуша – царём славян! Видимо, это связано с тем, что в Волжской Булгарии, по крайней мере в начале X века, в ходу был славянский язык. В «Записках…» ибн Фадлана я заметил очень интересное упоминание о том, что в путешествие он взял двух помощников с прозвищами Тюрок и Славянин. Логично предположить, что это были переводчики. А это лишний раз доказывает, что в ранней Волжской Булгарии имели хождение как минимум два языка, одним из которых был славянский. Скорее всего, его носителями и были потомки именьковцев.

http://116.ru/person/495165.html?p=1#js-comment

Tags: Овчинников, Русь, архетипы, история, славяне
Subscribe

  • Николай Гумилев — поэт-гусар

    Вспоминая Николая Степановича Гумилева (1886-1921) мы часто упускаем важную деталь его биографии. В Первую Мировую войну Гумилев воевал в составе:…

  • Весна идет!

    «Яблони в цвету — весны творенье. Яблони в цвету — любви круженье». Окрестности Алматы. Цветение яблонь в предгорьях…

  • Мысли вслух...

    Посолонь движется арба, Красным языком по небу шоркаю, Время умерло - чтобы я мог родиться. Владимир Слабинский

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments