Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Психологический анализ романа И.А. Ефремова «Туманность Андромеды»

© Слабинский В.Ю. Эра Великого Кольца вместо Эры Разобщенного Мира. Психологический анализ романа И.А. Ефремова «Туманность Андромеды» // доклад на XV Ефремовских чтениях, Вырица, 2012

© Слабинский Владимир Юрьевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им.И.И.Мечникова, руководитель Санкт-Петербургского института Позитивной Динамической Психотерапии и Психологии Отношений, председатель комиссии Экология человека и психология безопасности Русского Географического Общества.

Максима позитивной динамической психотерапии гласит, что прошлое признается значимым, но не определяющим; настоящее осмысляется важным, но не единственным; будущее видится достижимым, но не обязательным. Анализ новейшей истории вынуждает признать тот факт, что мир будущего Ивана Ефремова сам по себе не наступит, он не обязателен, хотя и по-прежнему достижим. Дело в том, что в настоящем одновременно актуализируются два антагонистичных цивилизационных проекта.

Футурологи Калашников и Кугушев, анализируя пути дальнейшего развития современного мира, пришли к идее существования феномена «неокочевников» и порожденной ими «минус цивилизации».

Идею цивилизации «неокочевников» сформулировал член общества британских розенкрейцеров лорд Эдвард Бульвер-Литтон. Очень интересная персона! Напомним, что речь идет о XIX веке, лорд Бульвер-Литтон был очень влиятельным и могущественным человеком, он занимал пост министра колоний Британской империи, его друзьями были такие политики, как лорд Пальмерстон и граф Дизраэли.

Кроме того, Бульвер-Литтон был ярким писателем — родоначальником романа ужасов, автором знаменитой трилогии: «Последние дни Помпеи», «Занони» и «Грядущая раса» («Врил — сила грядущей расы»). В этих романах Бульвер-Литтон прослеживает становление идеи сверхчеловечества — расы господ.

Роман «Последние дни Помпеи» посвящен культу Изиды и эзотерики зла. В книге «Занони» описывается приключения могущественного мага и экстрасенса в современном писателю мире. Завершил трилогию фантастический роман-пророчество «Грядущая раса», в котором раса господ с помощью высоких технологий (показательно название этих технологий — «врил») правит миром, населенным варварами.

Представление о мировоззрении Бульвер-Литтона дают его афоризмы: «угрызения совести — это утраченная добродетель», «прошлого не существует, пока будут существовать книги», «содержание воздушных замков обходится слишком дорого».

Нетрудно заметить, что романы английского лорда антагонистичны романам советского ученого. Пары выглядят так: «Последние дни Помпеи» (1834)  — «Таис Афинская» (1972); «Занони» (1842) — «Лезвие бритвы» (1963); «Грядущая раса» (1871) — «Туманность Андромеды» (1956).


Лорд Бульвер-Литтон – яркая незаурядная личность. Может ли «высший», по классификации Лазурского, быть «темным», может ли «высший» быть адептом инфернальности? Этот вопрос до сих пор бросает вызов психологам. История ХХ века дала слишком много поводов для того, чтобы усомниться в человеке, и все же среди психологов есть те, кто верит в то, что «высшие» — это люди  эры «Великого Кольца», но есть и те, кто утверждает, что «низшие» — это кормовая база «высших». Нам видится, что в культуре ХХ века столкнулись две антагонистические силы, персонифицированные яркими писателями – ученым Иваном Ефремовым и лордом Эдвардом Бульвер-Литтоном.

Лучшие представители современного западного искусства пытаются найти выход – опровергнуть антиутопию темного лорда. В качестве примера приведем творчество Эндрю Никкола – режиссера фильма «Гаттака» и сценариста фильма «Шоу Трумана».

Никкол недавно подтвердил высокое звание Мастера искусства кинематографии, сняв по своему же сценарию фильм «Время».

Возможное будущее – сюжет фильма. С помощью генной инженерии человечество победило старение и теперь люди перестают стареть, достигнув 25-летнего возраста. Но последующую жизнь нужно зарабатывать, и время стало единственной валютой в мире. Богачи могут жить вечно, а бедняки вынуждены считать каждую минуту. На левой руке каждого человека есть подкожные светящиеся часы, которые указывают, сколько времени осталось жить, и, если на часах остаются одни нули, — человек умирает. Соприкосновением запястий люди могут отдавать или принимать время.

Неожиданно, не правда ли? Это же приквел «Часа Быка» Ивана Ефремова!

Мир планеты Торманс (прогноз Ефремова). Демографический взрыв, а также ряд социально-экономических проблем (необходимость в большом количестве низкоквалифицированной рабочей силы при общей перенаселённости и недостатке ресурсов) привели к экстраординарным мерам по контролю над народонаселением: жители планеты разделены на два класса — «кжи» (краткожитель) и «джи» (долгожитель). Первые не получают образования, работают только физически и обязаны умереть в Храме Нежной Смерти по наступлении 25-ти земных лет.

Вот только вопрос: Такой мир – фантастика или будущая реальность?

Мир планеты Земля (возможная реальность). Недавно американская консультационная компания «Global Busnes Network», официально обслуживающая конгресс США, выдала футурологический прогноз, благодаря которому мы можем узнать, что ожидает человечество в 30- х годах XXI века.

В промышленности и сельском хозяйстве будет занято примерно 10% рабочей силы. 60% станут трудиться в сфере информатики и обслуживания. Оставшиеся 30% будут безработными. Прекратится помощь слаборазвитым странам. Оправдываясь заботой об экологии, их территории объявят всемирными заповедниками и введут над ними внешнее управление. Из-за перенаселения планеты будет введено ограничение — не более двух детей на семью. С помощью генетиков, по согласованию с родителями, будущему ребенку будет заранее подбираться пол, вес, цвет волос, глаз и т.д. Рост преступности заставит правительства серьезно ужесточить уголовное законодательство и ввести пожизненное заключение и смертную казнь даже не за исключительные преступления. Самоубийство станет считаться социально приемлемым, а долгая жизнь восприниматься как эгоизм.

Эндрю Никкол называет вещи своими именами, его фильм – о мире-мечте либеральных экономистов. Однако, капиталистический дарвинизм неизбежно вызывает протест и порождает сопротивление. Работяга Уилл Салас жил одним днём — каждый день он зарабатывал время на следующий. Ему 25 лет, он молод, плохо образован и работает на заводском конвейере. Как многие другие, Уилл Салас не интересовался политикой до тех пор, пока политика не заинтересовалась им. Сохраним подробности сюжета в тайне, фильм стоит того, чтобы заплатить за него двумя часами жизни. Кроме абсолютно честного экзистенциального откровения «время – деньги» (потому, что время – это единственное, чем мы действительно расплачиваемся за всё в своей жизни),  – в фильме психологически достоверно показано превращение пролетария в революционера.

– «Украсть ворованное, чтобы помочь людям – это не воровство!», – говорит Уилл Салас и зрителю слышится другой голос, вспоминается, что эти слова в нашей истории уже звучали.

Уилл Салас – это товарищ Коба, которому еще только предстоит стать товарищем Сталиным. Интересно, разрешат ли Эндрю Никколу снять об этом фильм?


Еще один важный аспект «минус цивилизации» показал Айзек Азимов в одном из своих лучших романов – «Конец Вечности» (1955). Роман описывает деятельность организации под названием «Вечность», в которой работают бессмертные иерархи, контролирующие все Времена и Реальности. Суть этого контроля афористично описал Джорж Оруэл: «Тот, кто контролирует прошлое, - тот контролирует будущее. Кто контролирует настоящее, - тот контролирует прошлое. То есть тот, кто захватил власть в настоящее время, переписывает историю с целью своего господства в будущем».

Все вмешательства тщательно просчитываются иерархами и их усилия всегда достигают цели. Иерархи уверены, что целью изменений прошлого является благо человечества. Они предотвращают войны, катастрофы, эпидемии. Однако, есть одна деталь… Все вмешательства в прошлое вызывают однотипный побочный эффект – исчезновение космических технологий. Благие намерения иерархов оборачиваются «стрелой Аримана». Этот факт помогает понять, что Азимов в качестве прототипа взял средневековые цивилизации, «замкнувшиеся на себе»: китайскую и японскую. Но ведь и Ефремов в романе «Час Быка» намекает, что китайская цивилизация стала прототипом мира Торманса! В таком случае, ближайшей аналогией мира, показанного в романе «Туманность Андромеды», является эпоха Великих географических открытий. Идея проста: морские путешествия спасли Европу – космические экспедиции спасут Землю. 

Иван Антонович Ефремов ясно излагает суть общественного устройства мира Будущего. Важно, что в описываемом им мироустройстве используется не иерархичный, а сетевой принцип управления. Это мир подлинного народовластия. Все важные проблемы обсуждаются в некой информационной сети – аналоге интернета. Однако,  народовластие – это не охлократия. В обсуждении принимают участие все желающие, а вот решения принимают признанные специалисты – эксперты в своих областях.

Структура управления жизнью Земли по Ефремову выглядит так: в центре Совет Экономики. У него четыре консультативных органа: АГР — Академия Горя и Радости (Академия Ментального здоровья, Психологии, Социологии – прим. В.С.), АПС — Академия Производительных Сил, АСПБ — Академия Стохастики и Предсказания Будущего (Академия Математического анализа и Футурологии – прим. В.С.), АПТ — Академия Психофизиологии Труда (Академия Психофизиологии Труда и Эргономики – прим. В.С.). Кроме того, полуавтономный орган — Совет Звездоплавания с Академией Направленных Излучений и внешними станциями Великого Кольца.

В принятии управленческих решений ключевую роль играет «Академия Горя и Радости». Критерий один – возрастание радости в обществе. Реформы и нововведения, ведущие к увеличению горя, для обычных людей блокируются, как вредные для общества. Но не только за соблюдением баланса «горя и радости» в обществе следит эта Академия, но и занимается мониторингом психического здоровья ответственных работников. Очень простое и изящное решение!

О мудрости общества можно судить по реакции на ошибки. В романе «Конец Вечности» ошибки признаются страшным злом, все силы иерархов тратятся на недопущение самой возможности ошибки. Расплата – потеря космических технологий, развития как такового и диктатура фашистского типа. 

В мире Светлого Будущего Ивана Ефремова есть право на ошибку и, следовательно, есть вероятность появления «прорывных технологий», а проступки человека обсуждаются по месту работы – Советом организации (в книге Туманность Андромеды это Совет Звездоплавания). В некотором смысле, можно говорить об аналоге Товарищеского суда. В защиту подсудимого может выступить любой желающий. При этом нет профессиональных прокуроров, адвокатов, судей. К слову, профессиональных правозащитников тоже нет. Такой вот мир, где все работают по профессии. Далее решение Совета организации утверждает или отменяет Контроль Чести и Права, состоящий из врачей-психотерапевтов и уважаемых граждан (старейшин). Ключевая роль отводится врачам-психотерапевтам, которые должны вынести суждение о мотивах проступка. Совет Контроля и Чести состоит из 11 человек, а в случае масштабности проступка - из 22 человек. Показателен спор совершившего ошибку Мвена Маса и Эвды Наль, стремящейся спасти провинившегося ученого:
 Совет подтвердит мое решение, и Контроль Чести и Права не отменит его.
— Я сама член Контроля Чести и Права!
— Кроме вас, там еще десять человек. А так как мое дело всепланетное, то вам придется решать соединенными Контролями Юга и Севера — итого двадцать один человек, помимо вас…


В мире Светлого Будущего Ивана Ефремова нет тюрем в современном смысле этого слова, однако, есть остров, куда переселяются люди, совершившие преступления.

Остров Забвения – это громадный остров, окруженный теплым индийским океаном, для древних людей он был бы природным раем — счастливое убежище, без забот и труда. Это убежище для тех, кого не увлекала уже напряженная деятельность Большого Мира, кому не хотелось работать наравне со всеми.

Припадая к лону Матери Земли в простой, монотонной деятельности древнего земледельца, рыболова или скотовода, они проводили здесь тихие годы.

Хотя человечество отдало своим слабым собратьям большой кусок плодородной, чудесной земли, примитивное хозяйство острова не могло обеспечить своему населению полностью застрахованную от голода жизнь, особенно в периоды неурожаев или иных неурядиц, столь обычных для слабых производительных сил. Поэтому Большой Мир постоянно отдавал часть своих запасов острову Забвения.

В три порта — на северо-западе острова, на юге и восточном побережье — доставлялись продовольствие, законсервированное на долгие годы, медикаменты, средства биологической защиты и другие предметы первой необходимости. Три главных управляющих островом тоже жили на севере, востоке и юге и назывались начальниками скотоводов, земледельцев и рыболовов. Кроме того, на острове работали юноши во время прохождения инициационных испытаний – подвигов Геркулеса. Они несли дозорную службу борьбы с вредными животными на острове.

Мвен Мас добровольно удалился на остров Забвения после того, как, не пробыв двух лет на ответственном посту, разрушил искусственный спутник, созданный усилиями тысяч людей и необычайными ухищрениями инженерного искусства. Погубил четырех способных ученых.

Подчеркнем, что остров Забвения – не тюрьма. У общества нет задачи наказать, есть цель – предоставить человеку возможность взять паузу для самоанализа и осмысления причин своего проступка. Спустя некоторое время после проступка между Мвеном Масом и Чарой Нанди состоялся показательный диалог: 
— В первый раз на острове я еду к морю, — нарушил молчание Мвен Мас. — До сих пор мне казалось, что море — запретная стена, навсегда заградившая мой мир.
— Остров был для вас новой школой? — полувопросительно и радостно сказала Чара.
— Да. В короткий срок я пережил и передумал очень много. Все эти мысли давно бродили во мне…


Еще одна важная характеристика любого общества – это отношение к эвтаназии. В наши дни проблема эвтаназии является центральной этической проблемой  не только медицины, но и общественной морали.

Википедия. Эвтаназия (или эйтаназия) (греч. ευ- «хороший» + θάνατος «смерть») — практика прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания; удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.

«Краткий оксфордский словарь» даёт три значения слова «эвтаназия»: первый — «спокойная и лёгкая смерть», второе — «средства для этого», третье — «действия по её осуществлению».

23 сентября 1939 года врач Макс Шур, выполняя просьбу Зигмунда Фрейда, ввел ему тройную дозу морфина, что привело к смерти родоначальника психоанализа. Фрейду было 83 года, у него был рак полости рта.

Важно, что Первая этическая медицинская модель – клятва Гиппократа - запрещает эвтаназию, но, в тоже время, предписывает неоказание помощи умирающему.

Разрешает эвтаназию только IV этическая медицинская модель – Биоэтика. Данный термин был введен в 1969 году американским онкологом В.Р. Поттером для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире. В рамках Биоэтики переосмысляются взаимоотношения врача и пациента. В конце ХХ века идея эвтаназии увязывается с более широким использованием другого важного понятия –  «качество жизни».

Законодательно эвтаназия разрешена в Нидерландах (1984) и Бельгии (2002). В настоящее время в России эвтаназия считается уголовным преступлением - умышленным убийством.

Иван Антонович Ефремов в романе "Туманность Андромеды" допускает возможность эвтаназии в мире коммунистического будущего.

— Знаете, что когда первые врачи осмотрели Рена, то они решили собрать консилиум смерти?

— Знаю. Не хватило двух человек. Врачи — консервативный народ, а по старым положениям, которые еще не додумались отменить, решить легкую смерть больного могут только двадцать два человека.

— Еще недавно консилиум смерти состоял из шестидесяти врачей!

— Это был пережиток того же страха злоупотреблений, из-за которого в древности врачи обрекали больных на долгие и напрасные мучения, а их близких — на тяжелейшие моральные страдания, когда выхода уже не было и смерть могла бы быть легкой и скорой. Но видите, как полезна оказалась традиция — двух врачей не хватило.

Какое будущее нас ждет: Эра Разобщенного Мира, где господа управляют варварами с помощью «врила» или Эра Великого Кольца? На этот вопрос нет единого ответа, возможны лишь персональные ответы каждого человека, ведь настоящее многовариантно. Иван Антонович Ефремов свой ответ дал, очередь за нами. 



 
Tags: Ефремовские чтения, Слабинский, позитивная динамическая психотерапия, теория метода
Subscribe

  • Обучение Позитивной куклотерапии

    Один раз в год авторы методики Владимир Слабинский, к.м.н. и Надежда Воищева, к.пс.н. проводят в Санкт-Петербурге программу повышения квалификации…

  • Наталья Бехтерева о счастье

    «Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность — то-то будем довольны! А запомнится навеки другое — как…

  • Встреча с Мастером

    Встречи с Мастерами - это настоящая роскошь. Например, про то наше посещение уважаемого профессора Андрея Владимировича Гнездилова можно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments