Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

О любви

По мнению Владимира Николаевича Мясищева (1902-1977), миром правят две силы, и одна из них - любовь. Базовые идеи патриарха отечественной психологии лежат в основе практических методик, разрабатываемых нами в русле метода позитивной динамической психотерапии. Попробуем разобраться, что понимается под "любовью". Начнем с того, что и любовь - это некая базовая энергетическая характеристика отношения. Отношение же всегда: целостно, актуально, потенциально, сознательно и избирательно. Получается, что любовь всегда целостна, актуальна, потенциальна, сознательна и избирательна. С первыми тремя характеристиками более-менее понятно, но как понять критерии сознательности и избирательности любви, если исходить из того, что любовь - это, прежде всего, чувство?

На нашей кафедре есть поговорка: "Не понимаешь психологию отношений Мясищева - читай философию Франка". Для облегчения понимания распределим цитаты по сферам модели "Идентификации" - "Я", "Ты", "Мы", "Пра-Мы". 

Семен Людвигович Франк (1877-1950)

Любовь как экзистенциал "Positum"
- Любовь есть попытка воспитать внимание и зоркость души к истинной реальности всего конкретно-сущего, научить ее воспринимать в нём его ценность и притягательную силу, благодаря чему любовь как субъективное чувство, любовь предпочтение, прикованная к одному или немногим избранным существам, превращается в универсальную любовь, - в любовь как общую жизненную установку.

Любовь как "Я-отношения"
Буддийское "tat twam asi" ("это - тоже ты") - усмотрение наличности собственного "Я" во всем сущем - при всей духовной значительности и возвышенности этой установки не есть любовь, ибо где я не имею перед собой вообще никакого "Ты" - никакого иного существа, на которое я мог бы быть любовно направлен, - там не может быть быть любви.  

Любовь как "Ты-отношения":
- Любовь есть непосредственное восприятие абсолютной ценности любимого.
- Любовь есть счастие служения другому.
- Любовь есть благоговейное, религиозное восприятие конкретного живого существа, видение в нём божественного начала.
- Всякая истинная любовь есть по самому ее существу религиозное чувство.



- "Любовь" к Богу" как к "самой Красоте" или "самому Добру" есть менее конкретно-живое, менее насыщенное, менее полное чувство, чем подлинная любовь, которая всегда есть любовь к конкретному существу; можно сказать, что любовь к Богу, купленная ценой ослабления или потери любви к живому человеку, совсем не есть настоящая любовь.
- Совершенный путь развития и углубления эротической любви - именно, когда она постепенно научает любящего воспринимать абсолютную ценность самой личности любимого.   
- В таинственном "богочеловеческом" процессе преображения и состоит то, что называется "таинством брака".
- Это отношение есть нечто иное, чем любовь в специфическом (эротическом - В.С.) смысле этого слова, хотя и содержит ее зачаток. В нём другой, "ближний", уже сознается, в принципе, существом, подобным "мне", на него переносится чувство значительности, существенности, исконности, которое присуще сознанию самого себя как носителя жизни и жизненных интересов: в "Ты" я как бы прозреваю другое "Я".
- Для любви всё злое, дурное в живом существе есть только умаление, искажение его истинной природы, только момент небытия, примешивающийся к бытию и препятствующий его осуществлению.
- Любовь отвергает зло и борется против него, как любящий борется с болезнью и упадком сил любимого существа.
- Всякое отрицание в любви подчинено утверждению, моральная оценка здесь не суд, а диагноз болезни и ведет не к фанатизму ненависти, а к стремлению излечить, выправить истинное, положительное существо того, что искажено злом, помочь заблудившемуся найти правый путь, соответствующий его собственному назначению и подлинному желанию.
- Любовь есть положительная, творческая сила, расцвет души, радостное принятие другого, удовлетворение своего собственного бытия через служение другому.
- Любовь утверждается как живое, положительное принятие "Ты", как усмотрение близкого мне "Ты" во всех.

Любовь как "Мы-отношения": 
- Есть глубочайшая противоположность между так называемой "любовью к человечеству", отрицающею и отвергающею все различия между национальностями, и той любовной широтой духа, в силу которой человек признаёт, почитает, любит все народы в своеобразии каждого из них, умеет любовью воспринимать гений, дух каждого народа и сознает человечество как всеобъемлющую семью, состоящую из разных и своеобразных членов.
- Любовь есть нечто иное, чем терпимость (толерантность - В.С.), чем признание прав другого, готовность согласиться на его свободу осуществлять его собственные интересы. Такой "либерализм" в смысле признания субъективных прав другого и подчинения своего собственного  поведения правовому порядку, обеспечивающему эти права есть мертвый осадок истинной любви.

- Другой естественный зачаток истинной любви есть присущее человеку чувство товарищеской или соседской солидарности, братской близости членов семьи или племенного и национального сродства.
- Человек по своей природе есть существо социальное, член группы; ему естественно иметь близких, соучастников общей коллективной жизни, как естественно, с другой стороны, за пределами этой группы иметь чуждых или врагов.
- Отношение между "близкими", членами общей группы, суть - несмотря на возможность или даже необходимость в них начала иерархии - отношения принципиального равенства. 
- Первоначальный, элементарный смысл заповеди "люби ближнего, как самого себя" заключается в принципе справедливости, взаимного уважения прав и интересов соплеменников, членов общей группы.
- Но это отношение само определено сознанием сродства, общности, близости; оно не распространяется на всякого человека как такового, а, скорее, предполагает необходимость выделения "ближних", "своих", от "других", "чужих", "далёких". 

 Любовь как Пра-Мы-отношения:
- Христианство, будучи теизмом, есть одновременно пантеизм; будучи поклонением Богу, есть одновременно религия Богочеловека и Богочеловечности; именно поэтому оно есть религия любви; именно поэтому оно открывает в столь простом, естественном, прирожденном и необходимом человеку чувстве, как любовь, в радости и блаженстве любви - великое универсальное начало, первый, самый существенный и определяющий признак Бога. Если в порядке отвлеченно-логическом религия любви вытекает из усмотрения вездесущия Бога и укорененности бытия в Боге, единства Богочеловечности, то в порядке психолого-познавательном - имеет силу обратное соотношение: любовь как благодатная божественная сила открывает глаза души и дает увидать истинное существо Бога и жизни в её укоренённости в Боге.  

Tags: Петербургская школа психотерапии, Франк, обучение психологии отношений, обучение психотерапии, позитивная динамическая психотерапия, теория метода
Subscribe

  • Венды VS викинги

    Лев Прозоров пишет: Тут несколько обмолвок об участии вендов в набегах на Швецию и Данию в X-XI веках кое-кого удивили. Если верить сагам, там…

  • Лев Прозоров про славянские имена

    И всё-то им подай славянские имена попонятнее, попроще. А то за славянские не признают. Да, и чтоб подлиннее - Любомир там, Прибислав. А не то в…

  • Лев Прозоров: 623 год - славянский десант на Крит

    В 934 г. (1) напали славяне на Крит и другие острова, и там были захвачены блаженные (2) из Кеннешрэ (3) , из которых было убито…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments