Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Индрик-зверь и засуха

В Петербург пришли грозы и стало полегче...

В славянской традиции засуху побеждает Индрик-зверь, которого "Голубинная книга" называет "всем зверям мати". «Голубиная Книга» говорит о Нём: «Живёт он во святой горе\ Пьёт и ест во святой горе\ Куды хочет идёт по подземелью\ Как солнушко по поднебесью». Данная трактовка Индрик-зверя получила свое развитие в сказе П.П.Бажова о "Серебрянном копытце": "Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем, там и появится дорогой камень. Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней". Любопытно, что Бажов живописал Каменный пояс - Урал, который многие исследователи считают колыбелью цивилизации. Поэтому, возможно, неслучайно именно здесь сохранилась память об Индрике-звере, как Серебрянном копытце.

Трансформацию образа Индрик-зверя можно проследить на материале старинной, датируемой 11-13 веками, песни: «Во Индей-земле степя дикие\ Степя дикие, леса тёмные\ Да во тех лесах живёт Индрик-зверь\ На нём шорсточка вся земчужная\ А и грива-хвост позлачёная\ А копытца у него всё булатные» . Как видим, образ Индрика-Зверя уже сильно напоминает европейского единорога, и живёт Индрик не под землёй, а на её поверхности. Несомненно, это более поздняя трактовка. В то же время песня содержит ряд архаичных образов, среди которых в контексте разговора интересен образ "Индей-земли".

С.В. Жарникова пишет: «У Карамзина в «Истории государства Российского» под 1605-1606 гг. в описании пира в честь приезда Мнишека в Москву говорится, что: «Во время обеда привели двенадцать лопарей, бывших тогда в Москве с данию, рассказывали любопытным иноземцам, что сии странные дикари живут на краю света, близ Индии и Ледовитого моря, не зная ни домов, ни теплой пищи, ни законов, ни веры». Вне сомнения, что в начале ХVII века русские люди уже имели ясное представление о том, что Индия, откуда привозили дорогие ткани, пряности, драгоценные камни, находится на далеком юго-востоке. Но они также хорошо знали и берега Ледовитого моря и быт лопарей. И, если они и говорили об «Индии на краю света близ Ледовитого океана», то имели, наверняка, на это очень веские основания. Заметим, что: в современной Швеции есть реки Винганг и Индальсэльф, что значит «индийская река»; на границе Норвегии и России есть залив Варангерфьерд, а в современной Индии (в штате Антхрапреш) течет река Винганга, а рядом с которой находится город Варангал; согласно летописям в 1691 г. глава города Варангера – Кнаг прибыл в город Индиагер («индийский город»), находившийся в Лапландии на границе России, жители которого «платили дань трем королям: датскому, шведскому и русскому».

В апокрифе «Беседа Иерусалимская» приводится миф об Индрике-звере (единороге), спасающем мир от засухи: «А зверь зверям мать единорохъ, коли на земли была засуха и в те поры дождя на землю не было, тогда в реках и озерах воды не было толко во едином озере вода была, и лежал великой змии, и не давал людем воды пить, и никакому потекучему зверю, ни птице полетучей; а коли побежит единорог воды пить, и змии люты заслышит и побежит от зверя того за три дни, и в ту пору запасаются водою люди».

Tags: традиция
Subscribe

  • Праздник хризантем

    В этом году праздник двойной девятки 重阳节 Чунъянцзе выпал на 14 октября, его отмечают в девятый день девятого лунного месяца. «Чун» (重)-- это…

  • День психического здоровья

    Уважаемые коллеги, поздравляю с днем психического здоровья! Берегите себя! На днях в Москве в одном из баров преступная группа в составе 3 (трех)…

  • Победим Covid-19 вместе!

    В текущем году: сделал прививки двухкомпонентной вакциной Спутник V, переболел ковидом (к счастью, в легкой форме), а вчера ревакцинировался…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments