Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Несколько мыслей о новгородских событиях 1071 года

Оригинал взят у smelding в НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ О НОВГОРОДСКИХ СОБЫТИЯХ 1071 ГОДА

Канву, полагаю, все помнят.
В 1071 году в Новгороде объявился волхв. Весь город пошел за ним против епископа. Под крест, к епископу, встали только пришлый князь Глеб со своею дружиной.
На переговорах волхв был зарублен пронесшим под плащом топор князем
Оформление этой истории в виде "диалога" князя и волхва носит откровенно литературно-дидактический характер - об этом я уже писал.
Но вот проследить контекст новгородских событий стоило бы повнимательнее.
Игорь Яковлевич Фроянов сводит события к неурожаю и недовольству людей властями светскими и духовными.
Однако, на мой взгляд, неурожай стоит отнести самое большее к катализаторам, а уж никак не к главным причинам событий, развернувшимся в Новгороде в 1071 году.
Итак, что было ДО убийства на переговорах?
Собственно, откуда Глеб, сын Черниговского князя Святослава Ярославича, который ещё в 1068 году мерил море под Тьмутороканью, взялся вдруг через несколько лет на другом краю Руси, в Новгороде?

Ведь незадолго до того на Новгородском престоле сидел родственник старшего сына Ярослава Мудрого, Изяслава. А Глеб сменил его во время бегства Изяслава из Киева в Польшу. Причиною же бегства был мятеж киевлян, выразивших правителю, что называется, решительный вотум недоверия. Вместо Изяслава на престол был возведен освобожденный из темницы-поруба полоцкий князь Всеслав Чародей.  
Согласно "Слову о полку Игореве" "Всеслав суд судил, князьям города рядил". Это может относиться только и исключительно к периоду княжения Всеслава в Киеве - в другое время князь-волкодлак в основном был озабочен сохранением своего престола, нежели наделением "городами" других. И встретивший конец недолгого всеславова княжения в Новгороде Глеб Святославич  мог быть одним из князей, которым "города рядил" полоцкий оборотень. 

1069 год. Согласно Новгородской летописи, Всеслав снова идет к Новгороду.
Зачем?
В военный поход?
Но у полоцкого князя уже на руках война с двумя очень сильными врагами - Изяславом Киевским и Болеславом Краковским (отлично помнившей свою "языческую реакцию" Польше язычник Всеслав у восточной границы - нож вострый). Как-то не время для агрессии и зарабатывания новых врагов.
А вот если Глеб Святославич и впрямь Всеславов ставленник - то всё предельно понятно. Разгромленный, преследуемый, не то уже потерявший Полоцк, не то вот-вот могущий потерять отческий престол князь-волк бежит к тому, на чью благодарность имеет основания рассчитывать. Бежит за помощью.
И благодарный Глеб встречает благодетеля... ударом своих дружин.
Всё же завершить подлость Глеб не посмел - взятого в плен волкодлака отпускают "бога деля" (впрочем, возможно, его просто не сумели пленить и придумали благовидное оправдание). Интересно, что в это же самое время епископ Феодор ОБРЕТАЕТ в Новгороде крест Владимира-крестителя (то есть крест оный теряли?! или прятали?)
Не этот ли крест поднимет Феодор над головою, когда разъяренный Новгород поднимется за волхвом против вероломного Глеба?

Осталось только, разобрав, что было ДО убийства волхва, рассмотреть, что случилось после.
А после было то, что Новгород изгнал князя Глеба и тот бежал аж в глухое Заволочье, где и был убит (и выгнашя из града, и бѣжа за Волокъ, и убишя ). Печальная участь постигла и епископа. "А Феодора свои песъ уяде и с того умре". За давностию лет уже и не скажешь, подлинные ли псы порвали епископа (кстати, одновременно с изгнанием его покровителя), или же это обычное презрительное прозвище, коим ещё основатель христианства наделял язычников. 
Почему-то православные исторические публицисты, припоминая историю с волхвом, об этом итоге забывают.
А зря.

Вот в таком обрамлении эпизод с волхвом выглядит уже не просто случайным курьезом, приправленным христианской моралью, а событием с предысторией и с последствиями - частью Столетней Гражданской между приверженцами и противниками новой веры на Руси.
_____________________________________________________________________________

Владимир Слабинский: "На переговорах волхв был зарублен пронесшим под плащом топор князем". Это ключевой эпизод истории. Князь дал клятву быть без оружия и нарушил ее - стал клятвопреступником. Князь оправдывал свое злодеяние тем, что для христианина язычник - это нелюдь. Однако, новгородцы с такой трактовкой не согласились. Русские люди - это, прежде всего, русские, а уже потом, вторично, - язычники или христиане.Князь же поступил не по-людски, а по-скотски. Князь не просто был изгнан из города, он перестал быть князем - превратился в изгоя. С точки зрения человека традиционного общества убить клятвопреступника значит восстановить Справедливость и Гармонию. Кто конкретно убил Глеба: инородцы или русские мы не знаем. Да это и не так уж важно... 
Tags: Новгород, Прозоров, Русь, архетипы, история, символизм, славяне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments