Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Былины о Добрыне и Змее


Полезное дело - перечитывать былины. Иной раз всплывают всякие забавные моменты, на которые при первых прочтениях внимания не обращаешь. Не, ну что в абсолютном большинстве записей былин противник Добрыни в былине об его самом знаменитом подвиге никак не Змей, а именно Змея, я знал. Причём тут что-то очень странное - былина в издании озаглавлена - "Добрыня и Змей".  А в тексте - змея. Травести какое-то, прости Велесе...

Но мне потребовалось прочитать в чужой книге, чтоб набрести на такую деталь внешности противницы Добрыни, как косы

Он хватил тут змею да за косы,

Вот такая вот Змея интересная...
Ну, само собою разумеется, что эта черта распространённое мнение о том, будто в этой былине отразилось низвержение Добрынею Перуна в Новгороде, просто перечёркивает. Перун, как-никак, муж. 



Ещё повторяющаяся в былинах о главном подвиге богатыря приметная черта - как-то именно в этих былинах аномально часто упоминаются "волхи", "волхвы" и "волшебники".
Иногда они даже появляются у князя на пиру

То Владымир князь-от стольнё-киевской
Он по горенке да и похаживат,
Пословечно, государь, он выговаривал:
— Ай жо вы, мои да князи бояра,
220Сильни русские могучие бога́тыря,
Еще вси волхи бы все волшебники!

Это к слову опять же о якобы крестителе, как прототипе Красна Солнышка:

Чаще же они являются, как предсказатели победы Добрыни над Змеёй, о чём хищница сама и говорит, застав купающегося Добрыню, как она думает, беззащитным:

Змея-та лютая да Сорочинская;
Налетела она на Добрынюшку Никитича,
Да сама она ёму говорила таковы речи:
— Как писи́-ти, писали-описалисе,
Как волхвы-ти волховали-проволховалисе:


Позднее волхвы сменились на нейтральных "старых людей", а то и на "святых отцов" (!). Причём в последнем случае сказителей, по всей видимости, мало смущает на то, что ссылка на святых отцов странновато звучит в устах чудовища; да и вообще, предопределение, предсказания - не христианская идея. В некоторых вариантов те и другие упоминаются заодно. Что показательно - волхвы в наиболее, так сказать, чистом виде упоминаются там, где действует именно Змея. Остальные варианты связаны со Змеем (и уже потому более поздние).
Прям опять классический случай замены языческого на христианское в эпосе, как с крестом Муравлениа, сменившим оберег, как с путешествием Буслаева "на славное Веряжское", превратившимся в паломничество к "Еросолиму", как с именами героев...

З.Ы. И да, кстати - Добрыне, по разным вариантам былины, было на момент подвига от двенадцати до пятнадцати лет...
Хоть его и рисуют обыкновенно могутным дядей с окладистою бородищей.

Оригинал взят у smelding в БЫЛИНЫ О ДОБРЫНЕ И ЗМЕЕ



Tags: Прозоров, Русь. славяне, архетипы, символизм
Subscribe

  • Николай Гумилев — поэт-гусар

    Вспоминая Николая Степановича Гумилева (1886-1921) мы часто упускаем важную деталь его биографии. В Первую Мировую войну Гумилев воевал в составе:…

  • Весна идет!

    «Яблони в цвету — весны творенье. Яблони в цвету — любви круженье». Окрестности Алматы. Цветение яблонь в предгорьях…

  • Мысли вслух...

    Посолонь движется арба, Красным языком по небу шоркаю, Время умерло - чтобы я мог родиться. Владимир Слабинский

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments