Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Апи и Апатура

Сведения о пантеоне скифов основываются главным образом на сообщении Геродота, в котором он говорит, что "Земля называется Апи (΄Απί)".

Имя супруги Папая, богини Апи, традиционно считают иранским и связывают с корнем, имеющим значения "вода", "влажность". Но это опять-таки явно надуманный путь, призванный "притянуть" скифское имя к иранскому словарю. Идея о союзе неба (Папая) с водой (Апи), которая "была стойкой мифологической традицией скифов" (В.И. Абаев), выглядит и "сырой", и малообоснованной. К тому же, по Геродоту, аналогом Апи у греков была богиня земли Гея. Следуя общеиндоевропейской традиции, богиня Апи должна, в первую очередь, нести в себе функции прародительницы мира, рожаницы. Но иранский язык таких значений слова не открывает. Ошибкой является и то, что сама Апи воспринимается большинством исследователей как некий оригинальный образ, возникший в скифской среде. На самом деле у нее есть хорошо известный прототип - богиня Хепа (Хепат), почитавшаяся на огромных просторах Передней Азии и Ближнего Востока. Она была одной из верховных богинь государства Митанни (митаннийцев еще называли хурритами). По мнению Б. Грозного, расшифровавшего хеттский язык, "имя нашей праматери Евы, по-древнееврейски Хаввы, возникло, видимо, от имени этой хурритской, несемитской Богини Хепы".

В звонкой, присущей индоевропейцам, огласовке имя богини звучит как Геба, то есть почти что Гея-ба(ба). Все в точности по Геродоту. Если же проглотить первую согласную, то мы произнесем начало магического глагола, сопутствующего всякому эротическому ритуалу. И можно не сомневаться, что это и есть истинный смысл имени Апи-Евы

ХЕБАТ (dHebat, угарит. Hbt) - "госпожа небес".

ПЕРЕВОД "СКАЗАНИЯ АФРОДИТИАНА" НА СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК сообщает, что 0uраvía  переводится как Небесная. 

В современном казахском языке сохранилось обращение в форме апа - обращение к женщинам старшего возраста, мать, старшая сестра.
В башкирском языке в отдельных говорах апа 'мать', инә 'тетя', а в некоторых других говорах, наоборот, апа 'тетя', инә 'мать'.

"Основа апи имеет параллели во многих тюркских языках, сравним кумыкскую основу апа, аба «мать», «аба» - «сударыня, госпожа».

«- Турмайман, мени абайым, турмайман!
Башым авруй, мени абайым, оьлемен,
Оьлюмюмню бугюн сенден гёремен!»

«Не встану, моя мать,
Голова болит, моя мать, умираю
И смерть свою я от тебя ожидаю» [Аджиев 1990: 24]."
(МУРТАЗАЛИЕВА Лайла Анваровна, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРАБСКИХ ЛЕКСЕМ В КУМЫКСКОМ ЯЗЫКЕ (на материале эпических произведений))

АФРОДИ́ТА АПАТУ́РА (греч. Apatoura от a-patouria — "сходка, собрание") — тип античной статуи, изображающей Афродиту торжествующей, во всем блеске военного снаряжения. В Древней Греции апатория — праздник единения народа, когда в списки взрослых мужчин, способных нести оружие, заносились повзрослевшие и обученные юноши. Афродита как бы благословляла их союз, олицетворяя высшую, мужскую любовь в образе Афродиты Урании, но также соотносилась и с Афродитой Пандемос. Иногда такой ее образ называют "Апейей" (греч. Apeia — "Воинственная"). Близкий тип — изображение богини в воинском снаряжении и со щитом в виде зеркала, в которое она любуется своим гордым видом, — "Афродита Вооруженная", или Венера Капуанская. На статую, изображающую богиню в воинском снаряжении с копьем в руке, работы Поликлета Младшего (середина IV в. до н. э.), известна эпиграмма Леонида Тарентского:

Это оружье Ареса зачем, Киферея, надела?
Тяжкое это зачем бремя бесцельно несешь?
Бросил оружье Арес, тебя увидавши нагою;
Если уж бог побежден, что ж ты воюешь с людьми?

Римское повторение этой статуи было найдено в Эпидавре, городе на северо-востоке Арголиды, в Греции. Ныне "Афродита из Эпидавра" хранится в Археологическом музее Афин 

Афродита Апатура из Эпидавра. Римское мраморное повторение древнегреческого оригинала работы Поликлета Младшего середины IV в. до н. э. Афины, Национальный археологический музей

В районе Фанагории в VI в. находилось святилище Афродиты Апатуры.

У этрусков Афродита называлась Туран.

В обрядовой жизни чувашей были известны женские моления, посвященные специально «матери бога» — Турá амáшě, во время которых «в жертву» приносилось свежее пиво, каша — пáтá, пресные лепешки— юсман, пашалу. К числу аналогичных ритуалов можно отнести и зафиксированный у татар восточных районов Закамья обряд жертвоприношения гуся и устройство общественной трапезы в честь женского божества Анабыз Навага (мать Ева), справлявшиеся раньше исключительно женщинами.

Этноним «тур» впервые зафиксирован в «Авесте» в двух формах: более древняя «tuirya» (наряду с этнонимами «airya» и «sairima») и более поздняя «tura» («tur»). Последняя форма впоследствии легла в основу топонима Туран, который упоминается в древнеиранской мифологии и среднеперсидской религиозной и исторической литературе и документах, а также в средневековой персидской, арабо-мусульманской и среднеазиатской историко-географической литературе.

В более поздние времена туранцами называли саков, кушанов, парфян, эфталитов и других восточно-иранских народов. Термин обозначал практически всю Среднюю Азию, где обитали эти народы. В персидской литературе широко освещена тема многовекового противостояния Ирана и Турана.

Древние персы, покорив на западе Вавилон, Малую Азию, Сирию и Египет, а на востоке Согдиану и часть Индии, рассматривали себя как мировую империю - Иран, противопоставлявший себя Турану. Иран и Туран населяли близкородственные племена арийцев. Разделяла их не раса или язык, а религия.

Инициатива разделения древнеарийской культурной целостности приписывается пророку Заратустре, жившему в VI в. до н.э. и проповедовавшему монотеизм, почитание Ахурамазды ("мудрого владыки") вместо пантеона арийских богов - дэвов, тех самых, которых эллины помещали на Олимпе, а германцы - в Валгалле. Помощники Ахурамазды - ахуры эквивалентны эллинским гигантам и индийским асурам - врагам дэвов. Мифология и космогония в новом исповедании оказалась перевернутой на 180 градусов .

Новую веру приняли далеко не все. Даже в Иране она возобладала не сразу. Но все арийцы, которые сохранили верность древним богам, стали туранцами, а сторонники Заратустры - иранцами. Так совершилось разделение на Иран и Туран. Персидские цари покровительствовали учению Заратустры. В Туране, под которым понималась Средняя Азия и современный Афганистан, почитали не Ормузда, а дэвов. 

Все, кто не согласился изменить своим богам во главе с Митрой, а это были жители современной Центральной Азии, Азербайджана и Афганистана, стали туранцами, последователи же Зердушта назвали себя персами либо иранцами.

Культ Митры впервые засвидетельствован в написанных по-эламски при Дарии первом (конец шестого века до н. э.) экономических документах из Персеполя, где регистрируется выдача продуктов для жертвоприношений богу Mišša-baka, как по-эламски передается древнеперсидская форма Miça baga - "бог Митра". Однако, в более поздних древнеперсидских надписях Артаксеркса второго и третьего (четвертый век до н. э.) имя Митры пишется уже не в древнеперсидской, а в мидийской (Mithra) или индийской форме (Mitra). В пятом веке до н. э., тоже при Ахеменидах, Митру упоминает и Геродот (1.131) в индийской форме, считая его при этом почему-то женским божеством.

Однако в середине третьего века н. э. от зороастризма отделилось манихейство, в котором Митра (Михр) занял, возможно под прямым влиянием римского митраизма, очень похожую позицию. Манихейский Митра называется "Третьим Посланником", который начинает третий и последний этап борьбы добра со злом. Манихейство разнесло культ Митры от Уйгурии до Боснии, но вскоре оно повсюду уступило место исламу. Только в буддизме культ Майтрейи дожил до наших дней, распространившись от Японии до Калмыкии, и от Цейлона до Бурятии. Так Митра оказался единственным из универсальных богов поздней античности, которому удалось внедриться в одну из мировых религий, пришедших на смену их культов.

Оригинал взят bvsv  Апи и Апатура
Tags: Дары Макоши, Иран, Туран, архетипы, символизм, скифы, теория метода, традиция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment