Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Священные рощи белорусов

Эта история, случившаяся в 1907 году, подтверждает тезис о том, что народное православие по своей природе является двоеверием. Решимость крестьян в противостоянии с властями "объясняется тем, что они с языческих времен считают участок леса, подлежащий срубу (старая дубовая роща), заповедным и до конца веруют, особенно женщины, в чудодейственную силу этого леса, соединяя существование его со своим личным благосостоянием". Для крестьян деревни Дубок симбиоз со священными дубами позволял сохранить идентичность. Люди понимали, что смогут выстоять в грядущих перипетиях двадцатого века только если будут держаться корней, как в переносном, так и в прямом смысле этого выражения.  


постL   
Из донесения начальника Гродненского ГЖУ в ДП о столкновении крестьян дер. Дубок Брестского уезда с полицией (1 марта 1907 г.)

В дополнение к записке от 23 минувшего февраля за № 1289 доношу ДП, что, по вновь полученным сведениям, 22 минувшего февраля крестьяне дер. Дубок Брестского у. вышли всей деревней с женщинами и детьми с целью не допустить рубки леса, т.к. считают разрешение лесоохранительного комитета неправильным и гибельным для них на том основании, что лес этот "защитный" и по вырубке его поля их будут занесены песками со стороны Волынской губернии.
26 минувшего февраля прибывший в дер. Дубок член губернского присутствия г. Ромейко отдал бывшему с ним брестскому исправнику распоряжение арестовать главарей происходящего беспорядка, для чего последние в числе 9 чел. были вызваны в имение, где находилась команда конных стражников в 25 чел. и одна рота (7-я) 150-го пехотного Таманского полка.
Вместо 9 вызванных явились в имение 18 чел., и когда разговоры с ними оказались бесплодными, то им было объявлено, что они арестованы, после чего крестьяне эти были сданы конвою из конных стражников и взвода пехоты под командою унтер-офицера. Конвой и стражники были предупреждены, чтобы ни в каком случае огня не открывать и оружия в ход не пускать, о чем согласился и ротный командир
К этому времени вблизи имения повсюду собирались группы крестьян, баб и детей. Не взирая на это и ввиду отказа населения дать подводы, арестованные с конвоем двинулись пешком. Выйдя за ворота, арестованные остановились и отказались идти. Стражники стали подгонять их нагайками, а солдаты тащить за рукава. В это время толпа перегнала конвой, загородила жердью узкую, ограниченную изгородями дорогу, и, кинувшись на конвой, смешалась с ним.
Произошло это в 100 шагах о ворот имения на глазах г. Ромейко и исправника.
В свалке некоторые крестьяне хватались за ружья, пытаясь отнять их, причем солдаты, отбиваясь, нанесли поверхностные раны на лбу крестьянину дер. Корсово Лукьяну Карвату и таковую же крестьянке дер. Дубок Домне Денисюк. Ранений солдатам и стражникам нанесено не было, пострадала несерьезно одна лошадь. Все арестованные разбежались. В толпе, производившей беспорядки, участвовали крестьяне и других деревень. Упорство крестьян дер. Дубок объясняется тем, что они с языческих времен считают участок леса, подлежащий срубу (старая дубовая роща), заповедным и до конца веруют, особенно женщины, в чудодейственную силу этого леса, соединяя существование его со своим личным благосостоянием
Ген.-майор Пацевич  

Оригинал взят smelding  Священное дерево и полицияОператор наведени twk_man

P.S. В Википедии пишут, что деревня Дубок существует до сих пор. Интересно, сохранилась ли священная дубовая роща?  
Tags: Пацевич, Прозоров, Русь, архетипы, символизм, славяне, традиция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments