Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Образ женщины-воина в белорусском фольклоре

Наиболее яркий и подробный образ девушки-воина представлен в белорусских народных балладах: старого войта хотят забрать в войско по приказу короля, так как у него нет сыновей, одна лишь дочка. Чтобы выручить отца девушка берет коня со збруей, опоясывается мечом и, соответственно одевшись, отправляется в войско, где ее принимают за парня. В схватках с врагом воительница совершает небывалые подвиги: “Адным замахам махнула—семьсот казакаў заснула// Другім замахам махнула—палавіна войска заснула//Трэцім замахам махнула—ды ўсё войска заснула” . Ошеломленный король хочет выдать за удалого “воина” свою дочь, на что тот отвечает: “Нашто мне твая каралёва//Я естэм цурка вайтова”. Услышав такой ответ король предлагает воительнице усыновить ее, но снова получает отказ. Похожий образ встречается и в русских былинах--это "сильная поленица" Настасья, старшая дочью короля “хороброй” Литвы: она лучше прочих стреляет из лука, ездит в поле “поискать себе супротивничка”, Дунай Иванович бьется с ней, принимая ее за парня. В.П. Авенариус считает, что прообразом ее сестры, королевичны Апраксии могла быть полоцкая княжна Рогнеда. Интересно, что сам Полоцк упоминается в легенде об еще одной богатырше, жившей на Богатырь-горе, которая находится на границе современных Расонского и Полоцкого районов. Согласно преданию на этой горе в давние времена жила женщина огромного роста и необычайной силы, которая носила к себе домой воду из озера Нешчадра двумя ушатами, в каждое из которых вмещалось по 30 ведер. Однажды к ней приехали татары и спросили самую короткую дорогу к Полоцку. Женщина ответила, что никогда не слышала о таком городе, хотя в ясную погоду с горы можно было увидеть Святую Софию. Разозленные татары попытались ее убить, но богатырша почти всех их перебила, однако одна из басурманских стрел попала ей в сердце. Воительницу похоронили на этой же горе, из-за чего она и получила свое название—Богатырь-гора.
Женщина-воин упоминается так же в легенде о курганах возле деревни Вусце Браславского района: когда-то в этих местах воевала “нейкая баба”, но потерпела поражение, после чего ее войско погнали за реку, к курганам. Во время переправы потонуло множество людей и коней, а из воды еще долго торчало дышло одной из утонувших повозок.


Оригинал взят bvsv  Образ женщины-воина в белорусском фольклореСсылки:
Баллада "Вайтоўна" в исполнении группы "Стары Ольса"
Волынские Амазонки



Tags: Беларусь, Дары Макоши, Русь, архетипы, символизм, славяне, характер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments