Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Category:

Удивительные параллели из жизни императора Калигулы и руянских обычаев


Руяне, как мы помним, почитали священного белого коня. Который жил при храме Свентовита. Этот храм был вместилищем всевозможных богатств и чудес. По некоторым описаниям, он весь был украшен драгоценными камнями, рогами животных редкой величины, сосудами, оружием, разными драгоценностями. В нём, в огромных сундуках хранились золотые и серебряные изделия и монеты, а также драгоценные ткани, обычно красного цвета. Также в храме были огромные пурпурные занавеси, которые отделяли внутреннюю часть, со статуей Свентовита, от внешней! Туда со всех славянских (и не только славянских) земель постоянно прибывали многочисленные гости и паломники. На праздники там устраивались грандиозные пиры.

Сам же конь считался воплощением божественной силы, и показывал людям волю богов (через особые обряды). Без "одобрения" с его стороны не принимались никакие важные решения. Конь был неприкосновенным, он не использовался ни для работы, ни для войны. Только сам бог, иногда сражался верхом на нём со своими врагами. Выдернуть у него даже волосок из гривы - считалось преступлением.

Конечно же все эти обычаи и верования возникли не на рубеже первого и второго тысячелетий новой эры, когда были записаны немецкими хронистами, и отчасти арабскими географами, а восходят к глубокой древности!

Как широко известно, у римского императора Гая Цезаря Германика, по прозвищу Калигула, также был конь, которого он просто обожал, и даже даже сделал римским гражданином, а потом и сенатором. И намеревался произвести его в консулы. 

Вот что сообщают о нём источники: Конь происходил из Испании и был светло-серой масти. (Именно такие кони, обычно, именуются "белыми", особенно во взрослом возрасте, когда начинают седеть и становятся полностью белыми, хотя иногда, очень редко рождаются и по-настоящему белые жеребята, но обычно - "белые" это поседевшие серые, или просто светло-серые кони).

Светоний в "Жизни двенадцати цезарей" пишет о том, что Калигула так любил этого жеребца, что построил ему конюшню из мрамора с яслями из слоновой кости, золотой поилкой, и дал пурпурные покрывала и жемчужные украшения. Затем он отвёл ему дворец с прислугой и утварью, куда от его имени приглашал и охотно принимал гостей. Император женил его на кобыле по имени Пенелопа.

Первоначальным именем коня было "Порцеллиус" (Поросёнок), но Калигула решил, что это недостаточно красиво, да и лошадь начала выигрывать на скачках, поэтому его перекрестили в Быстроногого (Инцитат).

Конь выступал в гонках за партию "зелёных" (за которую болел император). Накануне скачек рядом со стойлом Инцитата было запрещено шуметь под страхом смерти, и по этому поводу случались казни.

Сначала Калигула сделал его гражданином Рима, затем сенатором, и наконец занёс в списки кандидатов на пост консула. Дион Кассий уверяет, что Калигула успел бы сделать коня консулом, если бы не был убит. Светоний подтверждает это намерение.

http://century-lovers.ru/source/kaligula/foto/1.jpg

Кроме того, после того, как Калигула объявил себя богом, ему понадобились жрецы. Верховным жрецом для себя он являлся сам, а подчинёнными жрецами стали Клавдий, Цезония, Вителлий, Ганимед, 14 экс-консулов и, разумеется, Инцитат. За должность каждому требовалось заплатить 8 000 000 сестерциев (Калигула искал средства наполнения опустевшей казны). Чтобы конь смог собрать нужные средства, от его имени все лошади Италии были обложены ежегодной данью, в случае неуплаты они отправлялись на живодёрню.

Наконец, он объявил своего коня "воплощением всех богов" и приказал его почитать. К обычной форме государственной присяги добавилось "ради благополучия и удачи Инцитата".

После убийства императора в защиту Инцитата было сказано, что он, в отличие от прочих сенаторов, никого не убил и не дал императору ни одного дурного совета. Сенаторы также столкнулись с проблемой: по римским законам до окончания срока полномочий никого из сената, даже коня, выгнать было нельзя. Тогда император Клавдий нашел выход: Инцитату урезали жалованье, и он был выведен из состава сената, как непроходящий по финансовому цензу.

Что это - какие-то случайные совпадения в причудах сумасшедшего императора, и обычаях народа с далёкого острова на краю "Германии", или, может быть, нам имеет смысл немного проанализировать ситуацию и вспомнить историю жизни самого Калигулы?

Он был сыном выдающегося римского военачальника, любимца народа, Германика (Германика Юлия Цезаря Клавдиана) - который прославился серией успешных военных операций в "Германии" (обширной земле к востоку от Рейна и к северу от Гельвеции). Свои ранние годы Калигула проводил именно со своим отцом - часто находясь в расположении римских войск, непосредственно выполнявших боевые операции на вражеской территории. Кстати его прозвище "калигула" происходит от названия римской солдатской обуви (caligae), которую он носил с детства. В раннем возрасте, Калигула даже принимал участие в  триумфальных проходах войск отца через Рим. Когда тот удостаивался такой чести. Затем, в юности, после смерти отца, он попал на остров Капри, где жил вместе со своим дядей, императором Тиберием, который отличался очень мнительным, сумасбродным и жестоким характером - хотя он и не проявил это всё настолько масштабно, как позже сам Калигула, и это коснулось не всей империи, а лишь жителей его резиденции, но то, что он вытворял на своём острове, было по-настоящему ужасно. Убить по прихоти Тиберия могли любого. И раба, и знатного, и прислугу, и родственника, и военного, и артиста. И часто это делалось самым изуверским образом. 

Эта мрачная жизнь разительно отличалась от той, которую Калигула вёл находясь у своего отца. Конечно, Германик воевал в основном не совсем в той части Германии, где через тысячу лет источники застают руян и их обычаи. В землях, более соответствующих нынешней юго-западной Германии. Но, на самом деле, это и не настолько непреодолимо далеко от их земель. Как знать - может быть именно там, от каких-то местных "германцев", Калигула мог получить пример такого обожания и трепетного отношения к коню? Который он потом воспроизводил, став уже взрослым? Может быть те племена, с которыми сражался тогда Рим тоже имели какие-то похожие обычаи? А ведь в римских текстах, как мы помним частенько упоминаются народы с названиями, очень похожими на имена, которые носили средневековые славяне центральной Европы. Я лично не вижу никаких однозначных аргументов в пользу того, что такого не могло быть. Может быть - эта история с конём, есть отголоски каких-то местных обычаев, с которыми Калигула познакомился когда-то очень давно, во времена счастливой и славной жизни с отцом?!

Конечно, это всё может быть просто какой-то причудой истории, но по-моему, это очень любопытно. При желании пофантазировать, можно, кстати придумать и мистические, религиозные версии, объясняющие эти совпадения.

Жду ваших вопросов и комментариев.

Оригинал взят swinow  Удивительные параллели из жизни императора Калигулы и руянских обычаев.

Владимир Слабинский Очень неожиданная и интересная версия камрада Свинова. Наверное стоит присмотреться к происхождению и делам Гая Цезаря Германика (Калигулы). Кто знает, может быть это очередной оболганный император? История знает много подобных примеров... Что касается объявления себя живым Богом, то это был типичный поступок римских императоров, Калигула не оригинален. Интересно, что Калигуда проводил коня по всем ступеням, так сказать, карьерной лестницы, а не объявил его в одночасье божественным. Возможно, это было вызвано тем, что Гай Цезарь Германик не был абсолютным монархом и был вынужден идти длинным путем. Римская империя страдала от хронического кризиса веры, поэтому целый ряд императоров пытались проводить религиозные реформы, кто знает, может быть и Гай Цезарь Германик из их числа

Еще одна любопытная параллель - особый статус коня Александра Македонского - Буцефалу воздвигались статуи, в его честь был назван город, по-сути, это культ. Кроме того, существует легенда, что после смерти Александра на север эмигрировала некая группа из числа его союзников одрусов (ветераны, прошедшие и персидскую и индийскую компании), взявшая в качестве трофея(?)/ оберега(?)/ реликвии(?) голову (череп) Буцефала (и не только голову, но это не имеет прямого отношения к обсуждению, поэтому об этой подробности умолчим).

В подтверждение того, что культ коня - это древний арийский культ. В тибетском буддизме есть архетип коня-ветра, - это центральный образ в иконографии. Есть версия, что данный архетип был привнесен в тибетский буддизм из кашмирского индуизма (шиваизма).

P.S. В журнале камрада Свинова есть много интересных комментариев к данному посту
Tags: Дары Макоши, Калигула, Русь, Свинов, архетипы, символизм, славяне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment