Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Category:

Как выбрать психотерапевта?

Мы имеем право тщательно выбирать своего психотерапевта, так же, как мы выбираем платье, костюм, машину, дом, спутника жизни. Нам должно быть комфортно с этим незнакомцем на протяжении долгих месяцев. Ведь нам придется доверять ему свои секреты, неудачи, опасения, как и свои надежды. Желательно не полагаться на слепой случай. Возможно, даже нужно встретиться с двумя или тремя специалистами, а потом сделать свой окончательный выбор.

И не надо бояться задавать вопросы:


о методе, содержании сеансов, цене, плате за пропущенные сеансы. А также и о самом психотерапевте: в каком методе он работает, в каком заведении обучался. в каких профессиональных организациях состоит, какими деонтологическими правилами руководствуется.

Хорошо подготовленному специалисту скрывать нечего: он гордится своим образованием и успехами в профессиональной деятельности. Естественно, он имеет право воздержаться от ответов на слишком личные вопросы о семье, о вкусах или о политических и религиозных взглядах...

После первой беседы можно ему сказать: "Мне нужно подумать" и позвонить позже. Вовсе не обязательно принимать решение сразу же, ведь ваше общение может продлиться не один месяц или даже годами. Разве покупают дом после первого же осмотра? Не вступают же в брак или близкие отношения после первой же беседы! Перед тем как принять решение я снова могу встретиться и даже одним или двумя другими. Психотерапевт со своей стороны тоже может подумать, ведь он не обязан принимать любого клиента после первой беседы. Если он считает, что не сможет оказать эффективную помощь клиенту, то может ему отказать и, в случае необходимости, посоветовать кого-нибудь из коллег*. В этом деонтология психотерапевта отличается от деонтологии врача**: последний обязан немедленно оказать помощь любому больному или раненому, даже если это враг. Психотерапевт, наоборот, обычно не оказывает помощи в неотложном порядке, и эффективность его работы будет зависеть от того, насколько хорошо налажен доверительный контакт с обратившимся к нему клиентом (цит. по Гингер С. Психотерапия: 100 ложных убеждений или как правильно сделать свой выбор. - Львов: Камеяр, 2007. С. 76-77.).

Владимир Слабинский:
*На семинарах по методу Позитивной Динамической Психотерапии подчеркивается, что клиент и психотерапевт - равноправные участники терапевтического процесса, право на выбор имеют оба. Только такая позиция позволяет говорить о совместной ответственности за результат. Глубоко ошибочную позицию занимают как те терапевты, что отказывают себе в праве выбора, так и те, кто, напротив, занимают слишком директивную позицию относительно клиента.
**Деонтология - это только одна из четырех основных достаточно серьезно различающихся между собой этических моделей в медицине и психологии. В рассуждениях Сержа Гингера допущена ошибка - нет особой деонтологии психотерапевта, отличающейся от деонтологии врача. Ситуация сложнее, этические системы существуют одновременно, и это порождает этические коллизии - причину профессионального выгорания. Подробнее об этом можно прочитать в книге Слабинский В.Ю. Основы психотерапии, СПб., 2008.

Tags: Гингер, гештальт, позитивная динамическая психотерапия, теория метода, этический комитет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments