Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Category:

Актуальный жизненный стиль: развитие, дефиниции, практика

© В.Ю.Слабинский Актуальный жизненный стиль: развитие, дефиниции, практика / доклад на Вторых чтениях, посвященных памяти А.Ф.Лазурского. - 16 апреля 2010, Санкт-Петербург, Россия
© В.Ю. Слабинский, кандидат медицинских наук, Санкт-Петербург, Россия
© Опубликовано в журнале "Позитивная Динамическая Психотерапия и Психология Отношений" http://community.livejournal.com/positum_world/30941.html

Александр Федорович Лазурский (1874-1917) по праву относится к разряду гениев, чье наследие будет переосмысливаться еще не одним поколением исследователей. Как известно, монография Лазурского «Классификация личностей» была опубликована уже после его смерти. К изданию текст был подготовлен учениками Лазурского – Михаилом Яковлевичем Басовым и Владимиром Николаевичем Мясищевым. Данная монография считается вершиной творчества Лазурского, по праву входит в золотой фонд психологической мысли и была издана несколько раз. Последнее переиздание осуществлено Институтом Психологии РАН в серии «Памятники психологической мысли». К сожалению, упомянутое переиздание сделано по наиболее ранней публикации 1921 года. К сожалению - потому что в данном варианте, в отличие от издания 1924 года, отсутствует одна страница. На данной странице помещена таблица, которая называется «Общая схема классификации». Как справедливо замечает В.А. Урываев, эта страница – последняя в монографии, и, с одной стороны, она уже ничего не добавляет к тексту, лишь схематично обобщает изложенное, однако, с другой стороны, одномоментное представление всех линий анализа личности в одном рисунке позволяет отчетливей представить замысел автора[1].

Дело в том, что Лазурский, тщательнейшим образом проанализировав существовавшие в его время теории личности, и, видя их недостатки, предложил принципиально новый – уровневый подход. При этом он подчеркивал необходимость создания не чисто психологической, а в терминологии наших дней – «био-психо-социо-духовной» классификации. Пытаясь добиться такого результата, он предложил выделять эндо- и экзопсихику, разделил их по психическому содержанию на несколько типов, а также распределил людей по психическому уровню активности на три разряда.

1. Низший уровень – плохо приспосабливающиеся к среде люди, социальные аутсайдеры, маргиналы, борцы за выживание. Уровень дезадаптации.
2. Средний уровень – хорошо приспосабливающиеся к среде, способные находить благоприятные ниши, социально успешные, однако при этом ведомые. Уровень адаптации.
3. Высший уровень – лидеры, формируют собственную новую среду, те, кого позже Лев Николаевич Гумилев назовет пассионариями. Уровень гиперадаптации.

Для диагностики уровня личности человека Лазурский выделяет пять основных параметров. Эти же параметры могут выступать, как критериями перехода с одного уровня на другой, так и психотерапевтическими мишенями в плане реконструкции отношений личности.

1. Богатство личности, определяемое по общему количеству психической продукции, сюда относится «объем интереса» или широта области, на которую он распространяется. «Так, например, по отношению к знанию и науке человек может быть узким специалистом, всецело погруженным в свою специальность или, наоборот, энциклопедистом, интересующимся самыми разнообразными отраслями знаний»[2]. Уровень развития (дифференцированности) интереса или степень утонченности интереса. В аюрведической медицине и средневековой арабской психотерапии врачи уделяли большое внимание «развитию тонких вкусов», считая, что это важно для полноценной личности.

2. Интенсивность отдельных психических проявлений – чем более развита личность, тем сильнее и ярче будут ее проявления.

3. Сознательность и идейность психических проявлений. Определенно можно утверждать, что развитие личности – это, прежде всего, увеличение осознанности и идейности. Данная идея в дальнейшем будет развиваться учеником Лазурского – В.Н. Мясищевым.

4. Всевозрастающая координация психических элементов, развитие личности напрямую связано с такими чертами характера как собранность, аккуратность, обязательность, пунктуальность. «Процесс концентрации, способствуя естественному объединению разнообразных элементов личности вокруг одного общего центра, способен привести к той душевной гармонии, к тому душевному единству, в котором многие философы и моралисты видели идеал и конечную цель духовного развития каждого отдельного индивидуума». «Всякая работа, а особенно умственная, состоит, прежде всего, в сосредоточении мыслей в известном направлении, а затем, – в ряде усилий, координированных между собой и направленных к достижению известной, определенной цели»[2].

5. Тенденция к повышению психического уровня, стремление к совершенствованию. По мнению А.Ф. Лазурского – это важнейший параметр. Он пишет: «Если ни один человек не может дать в своих психических проявлениях больше того, что в него вложено от природы (прирожденные особенности нервно-психической организации), то зато имеющиеся от природы духовные силы могут или остаться неразвитыми, в зачаточном состоянии, или, наоборот, развернуться ad maximum как в количественном, так и в качественном отношении. И этот именно «священный огонь», это стремление к возможно более полному и всестороннему развитию и проявлению своих духовных сил мы считаем одинаково ценным, будет ли оно проявляться в яркой и разнообразной психике богато одаренного человека, или же в бедной примитивной душе индивидуума, принадлежащего к низшему психическому уровню» [2].

Таким образом, выделяемое, прежде всего, экзистенциалистами понятие «наполненность жизни» оказывается, ни чем иным как стремлением к повышению психического уровня по Лазурскому. Необходимо заметить, что тема смысловых схождений в теории Лазурского и экзистенциализме еще ждет своего исследователя.

Как можно заметить, на «низшем» уровне представлена типология личностей, знакомая по курсам психиатрии и по исследованиям темперамента; на «среднем» уровне типология отчетливо «социально-психологична», речь идет о психически здоровых людях; на «высшем» уровне – в основе классификации лежат уже «несравненно более чем социально-психологические», а именно – общечеловеческие задачи, задачи развития общества (религия, политика, промышленное производство, наука, искусство и т.п.)[1]. Логичной выглядит идея, что повышение уровня личностного функционирования напрямую зависит, прежде всего, от степени осознания индивидом своей жизни во всех ее проявлениях. Поэтому не случайно, Мясищев в нескольких своих статьях останавливается на различии концепций «установки» Узнадзе и «отношения», подчеркивая, что главное различие в положении на шкале «бессознательность – сознательность». Говоря о последнем, Мясищев ссылается на своего учителя Лазурского.

Несомненно, динамика личности и особенно уровневых переходов растянута во времени на годы или даже десятилетия. Так, согласно идеям Юнга, процесс индивидуации может длиться до 30-40 лет. Любопытно, что Юнг подчеркивал, что скорость индивидуации напрямую зависит от приобретения личностью опыта самых разнообразных отношений[5]. По Мясищеву, отношения всегда сознательны и избирательны, следовательно, процесс индивидуации можно трактовать, как накопление жизненного опыта, ведущее к качественному изменению личности – переходу на более высокий уровень в терминологии Лазурского.

Для психотерапевта классификация Лазурского интересна, прежде всего, с практической точки зрения, так как помогает уточнить цели и задачи психотерапии. Несомненно, для каждого из психических уровней актуальным будет работа по строго определенным психотерапевтическим мишеням, однако, есть и нечто общее, позволяющее улучшать качество жизни вне зависимости от исходного уровня личностного функционирования. В свете данных рассуждений, важным выглядит вопрос о свободе выбора и заданности человеческой судьбы. Данная проблема интересовала многих ученых. А.В. Брушлинский подчеркивал, что важная особенность теории личности Лазурского – ее нефаталистический характер. Наследственность и условия формирования являются только отправной точкой, человек не обречен вечно жить на том или ином «уровне». Примат духовного над всеми остальными частями био-психо-социо-духовной модели, с точки зрения Лазурского, дает человеку шанс стать кузнецом своей судьбы. Обратим внимание, что, согласно теории Лазурского, сознательные усилия личности оказываются важнее «стартовых» факторов.

Леопольд Зонди в основы своего судьба-анализа положил идею существования родового бессознательного, жестко генетически детерменированного, с одной стороны, и имеющего надличностную трангенерационную, охватывающую несколько поколений, динамику развития.

Эрик Берн, разрабатывая теорию жизненного сценария, выделил несколько пунктов, важных для ее понимания: 1) жизненный сценарий – это совокупность неосознаваемых личностью мотивов – драйверов; 2) жизненный сценарий можно представить в виде литературного произведения, например, сказки; 3) жизненный сценарий формируется в детстве; 4) в написании жизненного сценария индивида активное участие принимают его родители.

Альфред Адлер предложил выделять не сценарий, а жизненный стиль: «Если мы сравним сосну, растущую в долине, с сосной, которая укрепилась на вершине горы, мы увидим, что они растут по-разному. Это деревья одного и того же вида, но их жизненные стили различны. Стиль жизни дерева – это его индивидуальность, которая выражается и формируется в определенном окружении. …жизненный стиль – это единство, он сформировался в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве, и основывается на стремлении к цели»[3].

По мнению Сергея Александровича Подсадного, опирающегося на устный рассказ одного очевидца, Владимир Николаевич Мясищев в молодости ездил в Швейцарию, где по всей видимости, стажировался у Адлера. Данная гипотеза объясняет определенный параллелизм теорий Адлера и Мясищева. Однако, ни в коей мере, нельзя говорить только о заимствовании, но скорее об интеграции и развитии идей.

Наша гипотеза о существовании «актуального жизненного стиля» опирается в основном на работы Мясищева и Лазурского. В общем смысле, актуальный жизненный стиль – динамическая составляющая отношений личности. Мясищев, подчеркивая множественность отношений личности, предлагал, для удобства практической работы, выделять три основных кластера: отношение человека к миру вещей и явлений, отношение к себе, и отношение к другому.

Актуальный жизненный стиль проявляется во всех отношениях личности, но наиболее тесно связан с первым кластером и проявляется посредством жизнедеятельности человека. Таким образом, экзистенциальная цель актуального жизненного стиля или совокупности активности индивида в различных сферах жизнедеятельности – это решение, прежде всего, актуального конфликта. Уточним, что жизнедеятельность человека осуществляется в четырех основных сферах, упоминание о которых можно встретить в европейской, арабской, греческой и ведической медицинской традиции. Данные сферы структурируются двумя оппозициями: индивидуальность – социальность и результативность – процессуальность (духовность).

Имея динамическую природу, актуальный жизненный стиль в ходе жизни может корректироваться как в результате сознательных усилий личности, так и вследствие внешних воздействий.
С целью диагностики актуального жизненного стиля, присущего пациенту, психотерапевт проясняет как историю формирования личности пациента, так и усилия его по «самопрограммированию». Для анализа последнего вопроса психотерапевт расспрашивает пациента какие фильмы он любит смотреть, какие книги читает, какую музыку слушает и тому подобное.

В отличие от Берна, делавшего акцент на аналогию между судьбой и содержанием литературного произведения, мы предлагаем, прежде всего, обращать внимание на жанр. Так, именно жанр был ключевым фактором древних обрядов инициации и мистерий, призванных гармонизировать человека с окружающим его миром. Большинство пьес великих античных авторов было написано для элевсинских или дионисийских мистерий. Еще римский врач Соран использовал театротерапию в качестве психотерапевтического метода.

Драматургические жанры призваны воспроизвести на сцене внешний мир – взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты, в которых проявляются характеры. Как и в реальной жизни, в драме отсутствует повествовательная речь, которая рисует обстановку, в которой протекает действие. Текст драматических произведений состоит из диалогов и монологов персонажей, воплощающих человеческие характеры, и кратких авторских пояснений (ремарок). Драма в узком смысле слова – это история развития личности, в которой в процессе личностного роста герои проходят через трудные испытания и разрешают тяжёлые противоречия. В советское время особенной популярность пользовались «производственные» и «военные» драмы. В драме можно выделить более чистые жанры. В психологическом плане драматургические жанры служат иллюстрацией жизненных стилей.

1. Трагедия (букв. греч. – «песнь козлов») – так древние греки называли дифирамбы (гимны богам), исполнявшиеся солистом и хором во время мистерий. Один из важнейших критериев трагедии – пафос, действие должно отличаться крупным масштабом, а решаемая проблема – глобальностью. Как жанр трагедия исследует судьбу настоящего Героя. Основу трагедии составляет тема безжалостной, слепой судьбы (рока), столкновения героя с богами, личности – с миром и обществом, выраженные в напряженной борьбе сильных характеров и страстей. Борьба, которую ведет герой, нередко заканчивается его гибелью. Тема обреченности героя наиболее ярко выражена в античной (эллинской) и германской мифологической традиции.

Большое влияние на формирование трагедии как жанра оказал Аристотель, сформулировавший принцип единства действия, когда «…части событий должны быть так составлены, что при перемене или отнятии какой-нибудь части изменялось и приходило в движение целое, ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть органическая часть целого» [4]. Таким образом, канон единства действия подразумевает отображение только тех событий, которые оказывают значимое воздействие на судьбу главного персонажа. Философ утверждал, что героем трагедии не может быть ни идеальный человек, ни «вполне негодный», но лишь тот, «…кто не отличается особенной добродетелью и справедливостью и впадает в несчастье не по своей негодности и порочности, но по какой-нибудь ошибке…» [4]. По мнению Аристотеля, только судьба такого героя может возбудить в зрителе жалость, сострадание и страх. Двойственность восприятия обусловливаются тем, что не только слабости героя, но и его достоинства, благие намерения в трагедии также приводят к роковым, губительным последствиям. Это рождает у зрителя напряженное сопереживание герою, оказавшемуся заложником обстоятельств.

Парадокс заключается в том, что сам герой не нуждается ни в жалости, ни в сочувствии, ибо он одинок и противостоит не только миру, но и людям. Более того, сочувствие и, тем более, жалость вызывают у него раздражение и ярость, так как подвергают сомнению его героический статус. Впрочем, ему чуждо и проявляемое кем-либо восхищение его подвигами. В определенном смысле Герой и не человек вовсе, он ближе к богам, нежели к людям. Не случайно греческие мифы помещают настоящих Героев в места обитания богов – на гору Олимп. Указание места обитания (но не жизни!) Героя проясняет суть его природы. Холодность и одиночество – вот, пожалуй, главные психологические составляющие героического характера. Герой по определению должен быть холодным, если он не заморозит свои чувства и не отделит себя тем самым от круга обычных людей, то не сможет уподобиться богам в свершении невозможного. Герой – это тот, кто делает Мир другим, т.е. творит свой собственный Мир.

Критерии Аристотеля характеризуют героя книжного, рассказ о судьбе которого должен служить назиданием для потомков. Однако книжную мудрость философа опровергает судьба его ученика. Ни при жизни, ни, тем более, после смерти Александр Великий не вызывал ни жалости, ни сочувствия. Да и нравственному воспитанию обывателя история его свершений не способствует. Герой такого масштаба вообще не укладывается в какую-либо систему координат. Он способен лишь будоражить потомков, воодушевлять их на подвиги. Особенный расцвет жанра трагедии происходит на сломе исторических эпох или в тоталитарных империях, нуждающихся в образцах подлинного героизма. Что же первое приходит на ум при упоминании великого македонца? Ответ однозначен – мечта. Но это не вульгарное хотение, а великое неодолимое стремление к идеалу, которое сам Аристотель наименовал «Арете».

Другой пример Героя – слуги и воины Бога – ангелы. Первые дети Творца преданно выполняют его волю. Ч. де Ривьера трактует слово ангел, как ANtico GELLO – древний лед. Своей холодностью Герой уподобляется ангелам. Он уже живет не в теплом мире людей, но в холодных высотах духа. Это объясняет природу нечеловеческой беспощадности Героя. У Андерсена Снежная королева, готовя трансформацию Кая, заставляет его выкладывать кусочками льда таинственное слово Ewigkeit – «Вечность». Однако, теплые силы земли (так переводится со старогерманского имя Герда) спасают мальчика – возвращают ему способность любить и, тем самым, предопределяют его возвращение к людям. Подводя итог, необходимо подчеркнуть основные характеристики данного жанра.

1. Эпохальность, глобальность происходящего – решается судьба мира и человечества. На столь масштабном фоне отдельные люди (кроме главного Героя) играют роль массовки – пешек в шахматной партии.

2. Героя характеризуют одиночество (дистантность), эмоциональная отчужденность (холодность), мощная воля (арете) и компульсивные поступки. Путь Героя – это путь боли и страдания, лишений и подвигов. Главный мотив – реализация светлой мечты о построении нового совершенного мира. Финал – изменение мира. Иногда в финале свершения героя оборачиваются фарсом.

Фарс – (франц. farce, от лат. farcio – начиняю: средневековые представления «начинялись» комедийными вставками) – вид народного театра и литературы, распространённый в 14-16 вв. в западноевропейских странах. Несмотря на присутствие смеха, фарс не является комедией. Основные отличие карикатурностью главного персонажа – Шута, и обращение к низменным человеческим чувствам – зависти, мстительности, жадности. Фарс – антитеза Трагедии. История происходит дважды. Первый раз как трагедия, повторно как фарс. Неслучайно основные черты фарса сформировались в Италии. Когда Герой он превращается в Шута. Основные характеристики Шута – порочность, жестокость, пренебрежение к людским судьбам.

Детектив (лат. detectio — раскрытие; англ. detective – сыщик) – произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом. Добро побеждает, раскрыв преступление – разгадав загаданную злом загадку. В детективе обязательно присутствует тайна, что сближает детектив с мистикой, и объединяет с научным жанром. В отличие от мистики, таинственное носит в детективе объективный, «реальный» характер. Цель детективной истории – решение загадки. Повествование привязано к логическому процессу, посредством которого расследователь по цепочке фактов приходит к раскрытию преступления, которое и является обязательной единой развязкой детектива. Главное в детективе – расследование, поэтому анализ характеров и чувств персонажей для него не так важен. Очень часто тайна разгадывается путем умозаключения на основании того, что известно и расследователю, и читателю. Детективное произведение не следует отождествлять с триллером, где всегда есть элемент ужаса или голого насилия, и с криминальным романом, вскрывающим причины и природу преступности, изображающим преступный мир или мир полицейских.

Боевик – жанр, в котором основное внимание уделяется перестрелкам, дракам, погоням и т.п. Не ища иного выхода, главный Герой прибегает к насилию. В результате уничтожению подвергаются десятки, а иногда и сотни злодеев.

Актуальный жизненный стиль «Герой-Шут-Сыщик» подразумевает ориентацию на достижения, способность концентрироваться, перфекционизм. Этот стиль подразумевает энергетический избыток в сфере «Результативность».

2. Комедия (от греч. «песнь пьяниц»; «кomos» – толпа весёлых гуляк и «оde» – песнь) Комедия – жанр, в котором действия и характеры персонажей трактуются в формах комического. Данный жанр противоположен трагедии, как жизнь смерти. Комедия живописует судьбу «маленького человека». Персонажи комедии – обычно люди скромного происхождения, развязка счастливая, конечная цель пьесы – смех публики. Комедия, как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших праздник в честь бога Диониса (Античный театр). Комедия, высвечивает человеческую природу – пороки и заблуждения людей. Комедии бывают трёх видов: комедия положений (основана на интриге), комедия характеров (осмеяние отдельных человеческих слабостей) и комедия идей (высмеивание устаревших взглядов). Наибольшую популярность жанр комедии получает в условиях общества ориентированного на стабильность и потребление. В тоже время, комедии, написанные языком иносказания, популярны, прежде всего, в тоталитарных государствах, где занимают нишу инакомыслия.

Водевиль – музыкальная комедия с песнями-куплетами, романсами и танцами. Термин произошел от названия юмористических песенок – «водевирок». Позже название трансформировалось в «водевиль» – «голос города». В отличие от комедии, чьим героем выступал крестьянин, водевиль история горожанина-рантье. Этот факт породил и основную характеристику жанра – легкость бытия.

Главное действующее лицо комедии – Плут (Арлекин, Труффальдино) – маленький человек, пройдоха и мошенник. Плут, не ставит перед собой больших целей и легко переносит неудачи. В тоже время он энергичен и хитер – умеет договариваться, чем компенсирует недостаток силы. Примером этого персонажа является неунывающий жизнелюб Санчо, сопровождающий «последнего Героя» – дон Кихота. Санчо – воплощение жизни. С ним легко и уютно, он не выручит в большой беде, но с ним можно приятно провести время. В басне Крылова «Стрекоза и муравей», в образе Стрекозы показан главный персонаж водевиля. Актуальный жизненный стиль «Плут» можно трактовать, как избыток в сфере «Индивидуальность».

3. Мелодрама (от греч. meloz — песня и драма) – жанр основным критерием которого является интрига, обусловленная моральными страданиями, сентиментального персонажа. Строится на постоянном нагнетании эмоционального напряжения, чередовании контрастов. В центре мелодрамы – открытое противостояние моральный выбор между чувством и обязательством. Возникла в середине XVIII века, когда французский философ, драматург, композитор и теоретик искусства Руссо разработал теоретические принципы мелодрамы: сочетания слова и музыки в сценическом произведении. Первой мелодрамой стала пьеса «Пигмалион». Как правило, современная мелодрама – это история драматической любви. Мелодраматический герой – сенситивный, эмоционально лабильный, крайне влюбчивый человек. У него нет моральной монолитности Героя, но ему чужда и беспринципность Плута. Главный персонаж мелодрамы предстает в образе своеобразного раба любви – Пьеро, чувственного, но отчего-то обязательно несчастного любовника. Отсутствие радости – одна из основных черт Пьеро и мелодрамы в целом. Актуальный жизненный стиль «Пьеро» подразумевает избыток в сфере «Социальность».

4. Фантастика – мир неправдоподобных явлений и образов. Термин фантастика восходит к греческому богу иллюзии Фантазу. В ведическом пантеоне существуют его мужская и женская разновидности – Мара и Майя. Фантазия является необходимым условием всякого искусства, независимо от его характера и вообще всякого творчества – научного, технического, философского. В греческой мифологии Фантаз брат Морфея (бога сновидений). Разновидность фантастики – мистика. Герой фантастического жанра – «сумасшедший» ученый, мистик, пророк. Как актуальный жизненный стиль «Мистик», характеризуется избытком энергии в сфере «Духовность».
5. Расстройства чувственной сферы. Необходимо учитывать, что существуют жизненные стили, которые можно понимать в большей мере, как проявление патологии личности, нежели ее психологических особенностей.

Триллер (англ.Thrill – трепет) – воплощение мазохизма. Жанр характеризуется напряженным ожиданием чего-то ужасного, что должно вот-вот произойти. Это ожидание должно быть охарактеризовано через чувственное наслаждение от предвкушения самого раздражителя – ужаса. Согласно Ж. Делезу, подобно тому, как ребенок получает удовольствие, контролируя (сдерживая) процесс дефекации (отдавания), мазохист получает наслаждение от отсрочки самого наслаждения (получения). Для существования мазохизма необходима атмосфера защищенности и предсказуемости. Эта атмосфера создается верой в собственное бессмертие. Мазохизм базируется на неком договоре, подразумевающем, что «попугать-то попугают, но не убьют».

Экшн (букв. англ. action movie – действие) – самый новый из жанров. Как следует из названия, экшн строится на непрерывном действии, которое должно захватить зрителя и блокировать его мышление. В результате зритель, идентифицируясь с главным персонажем, получает удовольствие от непрерывно сменяющих друг друга изолированных, несвязных образов (так называемая, рваная, клиповая манера монтажа). Экшн изобилует масштабными сценами резни, разрушений, катастроф. Наслаждение в стиле экшн по своей сути нечеловеческое – животное. Часто его характеризуют как «чистый адреналин». Эта компульсивная разрядка сродни наслаждению садиста. Ж. Делез уподоблял садиста «желающей машине», считая бессознательным (автоматическим) не только его поведение, но и само его желание. Таких индивидов можно считать «машинами в точном смысле термина, потому, что они действуют в режиме пауз и импульсов» (Делез Ж., Гваттари Ф., 1972). Из этого определения следует вывод: экшн – это компульсивное расстройство.

Выводы:
Согласно уровневой теории личности А.Ф. Лазурского, наиболее ценной психотерапевтической мишенью, с позиции эффективности вмешательства, является актуальный жизненный стиль пациента. Выделение данного понятия позволяет психотерапевту работать не только над решением проблем пациента, но и путем реконструкции системы отношений пациента способствовать его личностному росту с целью повышения уровня функционирования. Исходя из того, что актуальный жизненный стиль наиболее ярко проявляется в жизнедеятельности человека, целесообразно использовать классификацию, в которой актуальные жизненные стили соотносятся со сферами модели «гармонии».

1. Сфера «Деятельность». Главный персонаж Герой. Характеристики – масштабность деяний, торжество воли и разума. Жанры – трагедия (жертвенность во имя идеи), боевик, фарс. Девиз – «без сантиментов!».

2. Сфера «Индивидуальность». Главный персонаж Плут. Характеристики – осторожность, гедонизм. Жанр – комедия, водевиль. Девиз – «все ради удовольствия (живем одним днем!)».

3. Сфера «Социальность». Главный персонаж Пьеро. Характеристика – сентиментальный герой в ситуации морального выбора. Жанры – мелодрама, мыльная опера. Девиз – «Любовь – есть страдание».

4. Сфера «Духовность». Главный персонаж Мистик (Ученый). Характеристика – интуитивное познание мира. Жанры – фантастика, мистика. Девиз – «Мир полон тайн».

5. Деструктивные жанры: триллер и экшн.

Список литературы:
1. Урываев В.А. Размышляя над не переизданной страницей Лазурского// Прикладная психология и психоанализ 2008. № 1-2 http://www.ppip.su/nomer/nom10.php
2. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Изд-е 3-е перераб. / Под ред. М.Я. Басова и В.Н. Мясищева. – Л.: ГИЗ, 1924 (обл. 1925)
3. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. - 288 с. http://www.wadimw.ru/adler.htm
4. Аристотель Поэтика. Риторика. - СПб: Азбука-классика, 2010. – 352 с.
5. Слабинский В.Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия. - СПб: Наука и Техника, 2009. – 464 с.

Tags: Лазурские чтения, Петербургская школа психотерапии, Слабинский, позитивная динамическая психотерапия, теория метода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments