Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Category:

Древанская крепость на горе Вайнберг в Хитцакере

02 009 - Kopie (2)

Хитцакер - небольшой городок на границе современных земель Мекленбург-Передняя Померния и Нижняя Саксония, в области, известной как Гановерский Вендланд. Стоит он на правом берегу Эльбы, у подножия горы Вайнберг, на которой в древности находилась одна из наиболее значимых и хорошо изученных археологами крепостей полабского племени древан.



Хитцакер на карте Германии.


Своему былому процветанию город обязан прежде всего выгодному положению - отсюда, из наивысшей точки всей всей древанской земли, было наиболее удобно контролировать водный торговый путь по Эльбе.


02 005
Вид на город Хитцакер и гору Вайнберг, на которой находилась славянская крепость в 1865 году.

Археологические раскопки славянской крепости проводились в три этапа с 1960 по 1975 гг, в результате чего был накоплен достаточно большой и интересный материал. Крепость просуществовала на этом месте весь так называемый "славянский период", с 7-го по 12-й века.


02 009 - Kopie (2)
Реконструкция общего вида славянской крепости в 12-ом веке.

За 6 веков своего существования крепость была перестроена не менее восьми раз. При перестройках изменялись и деревянные конструкции. Благодаря стараниям археологов мы сейчас можем проследить всю эволюцию города в картинках.




02 006
Конструкция самого раннего крепостного вала, 7 век.


02 006a
Реконструкция второго крепостного вала и одного из строений внутри крепости первой фазы, 8-ой век.


02 007 - Kopie
Второй крепостной вал крепости, вторая фаза, около 800 г.



02 007
Третий крепостной вал и внутреннии постройки, 9-й век.




02 008
Четвертый крепостной вал и внутренние постройки, 10-й век.




02 008 - Kopie
Пятый крепостной вал и внутренние постройки, 11-й век.



02 009 - Kopie
Пятый крепостной вал и внутренние постройки, 11-й век.


В крепости было раскопано довольно много (для сравнительно бедной на значительные археологические находки) интересных и ценных вещей. Характер находок (воинские аксесуары и предметы роскоши) позволяет предположить, что крепость была в своё время княжеской ставкой.

02 011
Шпора, посеребрянное железо.

02 014
Арбалет 11-го века, реконструкция по найденному в крепости рычагу.

02 010
Игрушечная керамическая лошадка. Углубление внизу возможно указывает на то, что лошадка была предназначена для насаживания на шест или прутик.


02 015 - Kopie - Kopie
Шахматные фигуры.

02 015 - Kopie
Игральные кости.

02 014 - Kopie
Игральный камень, кость.

02 016
Крышка игольницы, бронзовая бусина и "заготовка".


02 015
Одной из самых интересных и дорогих находок можно считать два резных амулета из кости, представляющих редкую и высококачественную работу своего времени. На одной лицевой стороне амулетом изображены мужская и женская фигуры, в заднии же стороны интегрированы зеркальца. Техника изготовления подобных зеркал известна по французским образцам 13-го века, но древанские зеркала уникальны своими малыми размерами, так что функция их по сей день остаётся загадкой (французские параллели в 2-3 раза большего размера).

02 015
заднии стороны амулетов с зеркалами.

Резьба также обращает на себя внимание детальностью работы. Размер амулета всего 44 x 25 мм, а фигур - 27 мм.

02 015 - Kopie (2) - Kopie - Kopie

02 015 - Kopie (2) - Kopie


02 017
Различные бусины и кольца из цветного стекла.

02 013
Золотая бусина, предназначавшаяся для серьги.

Особый интерес представляют также три найденные в одном из домов бронзовые детали с изображением человеческой(?) и звериной голов.
02 012
Предназначение их точно установить не удалось, предполагается, что они могли быть деталями переплёта книги, однако их разрозненное местонахождение говорит против такой версии.

Рассмотрев крепость и наиболее интересные находки, стоит сказать пару слов и о самой горе, на которой она стояла. Интересно, что название горы возможно говорит о том, что в языческие времена тут находилось языческое святилище. Вайнберг (Weinberg) - дословно можно перевести с немецкого как "виноградная гора" или "освящённая гора", причём второй вариант выглядит куда более убедительно, особенно при наличии примера горы-святыни возле Старигарда в Вагрии (на самом деле не природной горы, а кургана, под которым скрыт мегалит), также носящей имя Wienberg. Также можно отметить, что гора эта является самой высокой точкой всей области проживания древан и вообще единственной горой в окрестностях - то есть очень характерным для славян местом для святыни.

Археолог Б. Вахтер в книге о раскопках в крепости Хитцакер в небольшой главе также делится своими наблюдениями о следах славянского язычества в Вендланде. Привожу свой перевод этой небольшой заметки.

3.2. Языческий культ.

С самого начала градостроительства, крепости стоились не только для защиты, но и как центры культа и организации поселений. Следы культа имеются и в крепости на горе Вайнберг. Акенхайль (1983, 9; 39) замечает по этому поводу: "Особенно на видной горе Вайнберг ( 50м ) на левом берегу Эльбы в Хитцакере в Вендланде...мы имеем дело с выдающимися высотами, своими качествами прекрасно подходящими для расположения как святилищ, так и возведения винных садов. Учитывая, что в языческие времена крепости как правило были и местами религиозного культа, здесь можно предположить значительную святыню. Также и само название Хитцакер может нести сакральный смысл". Доказательством языческого культа может служить примечательный бычьий череп, найденный в фундаменте одного из зданий 11-го века, в котором можно увидеть строительную жертву. (илл.102)


02 022
Бычьий череп из угла дома 11-го века.

Дом этот был возведён на месте более старого, сгоревшего в 10-ом веке строения (илл. 103). Примерно к тому же времени относятся три крепления, найденные разрозненно в глине внешней стены дома, и по всей видимости были совсем новыми. Были ли они изготовлены в этом же месте или нет - сказать с точностью невозможно, однако, это не исключено. По предположению И. Габриеля, изначально они были частями (замками) книжного переплёта, однако, как показывают обстоятельства находки, едва ли их использовали по такому назначению, либо использовали лишь непродолжительное время. По их демонически выглядящим головам - мужской или жеснкой головой сверху и звериной, возможно львиной, головой снизу - можно предположить, что вторично их функция была для использования в культовых целях.
Находки в посаде Даннебергской крепости захоронения 11-го века, вместе с результатами раскопок крепости, позволяют предположить, что здесь была значительная ставка славянской знати и культовый центр, на что указывает упоминаемое в более поздние времена название Свайдельгёрд (Sweidelgöhrd) - "светлый город".
Наиболее четко отношение к сверхъестественным силам прослеживается в погребальных обрядах. По виду захоронений, по вещам, вкладываемых покойнику в могилу, можно узнать о представляниях о загробной жизни. У славян известен обычай положения "монеты Харона", которую ложили покойнику в рот, на грудь или в руку - например в 10-ом веке в Шпранце. К юго-востоку от Шпранца на межевальной карте 1776 года, лист 80 Даннеберг, указаны "храмовые горы" - название, которое заставляет задуматься. До сих пор эти возвышения представлены тремя видными холмами с крутыми склонами. Кох (1899, 4) сообщает о них: "южнее хутора Шпранц, на ровно, поле, называемом "каменным полем" и тоже сообщает Гренц (1961, 30). Обычай вложения монет подтверждён в 12-ом веке в Бёзеле, в 12-13 вв в Нёвентине. По сравнительно небольшому колличеству известных захоронений с монетами и их кажущимся безсистемным вложением в могилы старым и молодым покойникам, в богатые могилы, равно как и в могилы не содержащие сопровождающих вещей, пока невозможно сделать точных выводов об этом обычае. В могильнике в Гюстрице на одном из гробов поперёк был положен большой валун, вероятно для того, чтобы предотвратить возвращение покойника с того света.
В этой же связи стоит упомянуть также камень-чашечник, вмурованный в стену над дверью часовки в Шпитхале, демонические лики в стене церкви в Вольтердорфе и камень с высеченными бороздками в стене церкви в Мойхефитце, хотя все они и не выказывают однозначной связи с языческим прошлым.
Хотя при раскопках крепости на горе Вайнберг и были найдены человеческие кости славянских времён, следов рубки на костях, которые указывали бы на ритуальное умерщвление или даже канибализм, как и захоронений, выявить не удалось.



B. Wachter - Die slawisch-deutsche Burg auf dem Weinberg in Hitzacker/Elbe, 1998, S 130-131.

Наверное самой интересной находкой из крепости на горе Вайнберг можно назвать бронзовый диск с изображением мифологического персонажа с туловищем птицы и человеческой головой.

02 028
Изначально диск был позолочен. Археолог Б. Вахтер относит его к "немецким вещам", попадшим в Вендланд вместе с немецкими рыцарями и Харца, где была также найден схожий диск ( он упоминает также параллель с диском с Рейна ). Однако, нде асколько такая интерпретация верна, точно узнать уже едва ли удастся. Напомню только, что и сами горы Харц в средневековье были заселены в перемешку как немцами, так и славянами.
Вполне возможно, таким образом, что здесь мы имеем дело именно с редким изображением славянского мифологического сюжета.

Оригинал взят у nap1000 в Древанская крепость на горе Вайнберг в Хитцакере.

Tags: Русь, архетипы, история, символы, славяне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments