Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Окрестности Будишина и гора Чернобог

Оригинал взят у nap1000 в Окрестности Будишина и гора Чернобог.

IMG_0521

В прошлую поездку на гору Чернобог, находящуюся в пригороде Будишина, не успел посмотреть всего запланированного, потому в этот раз, находясь в Верхней Лужице, не мог упустить случая, чтобы не подняться на неё снова. Перед этим же, вдохновлённый уверениями в музеях, что в деревнях лужицкие сербы ещё до сих пор живут и говорят на своём языке, решил осмотреть находящуюся у подножия Чернобога деревню Куневальде.

IMG_0365
Деревня, хоть по численности населения и совсем небольшая (только что построили, например, единственный на всю деревню магазин, а до этого не было и того), но по протяжённости занимает не малое пространство. Из достопримечательностей, которыми очень гордятся местные жители, тут есть самая большая в Германии деревенская церковь (на заднем плане) и небольшой миниатюрный парк-музей народной архитектуры.


IMG_0367

Приятно удивило также, что почти все дома тут построены в традиционном для Верхней Лужицы народном архитектурном стиле.

IMG_0368

Стены домов украшены орнаментами, хотя сами дома, конечно, вполне современные.

IMG_0398

Музей макетов народной архитектуры, также стоит того, чтобы его посетить.

IMG_0373

На территории ухоженного сада тут воспроизведены в уменьшенном виде 16 домов. Все - по историческим прототипам 18-19 вв. Также у каждого домика есть информационный щит с описанием, где такой этот дом стоял изначально, в каком году, архитектурные особенности и исторически фотографии подлинных домов.

IMG_0372

Некоторые дома имели соломенные крыши, как и на севере Германии, но чаще использовалась черепица.

IMG_0374



IMG_0386

Можно заметить, что в то время, как верхняя часть домов выполнена фахверком, то нижняя - срубом. Интересно это с точки зрения славянско-немецких связей в регионе. Так как фахверх считается немецкой особенностью, в то время как сруб был более характерен для славян. Процесс славянско-немецкого этногенеза и онемечивания лужицких сербов, таким образом, вполне предсказуемо отразился не только на языке и обычаях, но и на архитектуре.

IMG_0390

Особо заинтересовал один дом, навершие которого было украшено извивающейся змеёй.

IMG_0383

В Нижней Лужице дома на этом месте традиционно украшают двумя скрещёнными стилизованными звериными головами, интерпретируемыми как змеиные. Однако здесь всё уже однозначно - змея.

IMG_0384

Самое интересное, что эта змея на "коньках" дома была установлена со вполне определённой целью - чтобы защитить дом от молнии и града. Как тут не вспомнить Змияку-Перуна и огненного летающего "Змия" из сербско-лужицких преданий!


Стоит отметить, что жители Куневальде оказались на редкость приветливы и доброжелательны, в отличии от многих деревнских жителей Мекленбурга. Многие, видя туристическое снаряжение, палатку и прочее, подходили, советовали, пытались всячески помочь и просто желали удачного пути. Теперь начинаю понимать, почему мекленбургские немцы не особо жалуют саксонцев и не упускают случая их в чём-то высмеять или упрекнуть - люди тут и там действительно разные. Правда общаться со пожилыми жителями Саксонии, человеку, приехавшему с побережья бывает не просто. Нет, совсем не потому, что тут каждый второй - лужицкий серб и не говорит по немецки. Просто саксонский диалект и произношение довольно сильно отличаются от официального немецкого - хохдойча. Лужицких же сербов мне и тут встретить не удалось.

IMG_0395
Не найдя более ничего примечательного отправился пешком к вершине Чернобога. Из деревни совсем недалеко - около 6 км.


IMG_0541
Заблудиться тут сложно - дорога снабжена указателями и довольно живописна. Вид на гору Чернобог.

IMG_0536
И гору Белобог, находящуюся напротив.

Дорога к вершине ведет через лес.
IMG_0404

IMG_0410

Тут практически безлюдно, за сутки встретил тут только одного человека.

IMG_0419

На вершине расположилась уютная старинная гостиница с рестораном. Правда, не совсем понятно, за счет чего живет это заведение. Конец мая - туристический сезон, самое время для туристов, до города тоже рукой подать, но ни одного посетителя за весь день.

IMG_0420

Взяв у хозяйки ключи, можно подняться на обзорную башню и полюбоваться видами Верхей Лужицы. Гора Чернобог практически полностью покрыта густым и очень высоким лесом, так что оглядеть окрестности можно только с башни.

IMG_0415
Горна Лужица.


По одной из народных легенд на вершине горы некогда стоял величественный дворец вендского Бога Чернобога, в котором он жил со своей прекрасной дочерью. Когда же в лужицкие земли пришло христианство и на горе впервые был поставлен крест, дворец превратился в камень, а прекрасная дочь Чернобога была обращена в фиалку. Раз в сто лет заклятие теряет силу и тому, кому посчастливится в этот момент сорвать фиалку достанется прекрасная дева со всеми богатствами её отца.

IMG_0451

Фиалку я, кстати, нашёл. Прямо на самой вершине Чернобога. Ну и что, что росла она в клумбе у ресторана) Теперь жду исполнения древнего пророчества:)
А вообще интересно, хозяева гостиницы осознанно засадили клумбы именно этими цветами? Едва ли они они могли не знать об этой легенде...

IMG_0430
По всей горе можно встретить впечатляющие каменные черные скалы. "Окно"-отверстие в одной из таких скал тут называют "чертовым окном", с этим местом также связаны интересные народные предания.

Те, кто когда-либо начинал искать информацию о лужицких сербах, их культуре и истории в интернете, наверняка неизбежно натыкались на их гимн "Рьяна Лужица". Текст, написанный лужицко-сербским поэтом, Хандрием Цейлером, состоит из двух строф, пропитанных любовью к родной земле и пожеланием ей достойного будущего. Однако, возможно, не все знают, что оригинал текста включал и ещё одну строфу, в которой упомянался Чернобог:








Boha čorneho,





stare kralestwo





rapak nětko wobydli,





stary moch so zeleni,





na skale, kiž wołtar běše.








мелодия гимна:
Show media Loading...


Уж не знаю, почему строки эти "вырезали" из официальной версии гимна - видимо, мысль о том, что Лужица - это "Бога Чёрнего старе кралевство" была близка не всем лужицким сербам, многие из которых в прошлом веке отличались особо прилежным придержанием христианских традиций (Так уж исторически сложилась их судьба. Многие столетия национальная идея лужицких сербов заключалась в противопоставлении себя немцам, сознании своих славянских корней и сохранения традиций. А большинство национальных, отличающих их от немцев, сербских обычаев оказалась как раз связана с "народным христианством", впитавшим в себя, как и у восточных славян, очень много из древней славянской культуры и сильно с ней смешавшимся).

Однако, как бы там ни было, кажется это единственный гимн славянской страны, упоминающий языческих славянских Богов.

Стоит отметить и то, что "старый мох зеленится на скале, бывшей алтарём" - не просто поэтический образ, использованный Цейлером, а практически детальное описание. На горе Чернобог действительно сохранился древний языческий алтарь на валуне-"скале", и, да, на нём действительно "стары мох со зелени")

Дорога к алтарю от вершины проходит через прекрасный густой лес.

IMG_0448

Лес на Чернобоге высокий и темный, с преобладанием хвойных пород.

IMG_0450


IMG_0435

По всюду в лесу довольно темно и вдруг посреди него с неба как бы исходит поток света, освещая большой валун с ямкой, наполненной водой.

IMG_0457

Выглядит всё это впечатляюще, а объясняется такой необычный световой эффект "летающей тарелки" очень просто. Солнечный свет не может пробиться в нижние слои густого и высоко леса, потому тут даже днём довольно темно. Там же, где находятся большие валуны, деревья расти не могут, образуя брешь, через которую солнечные лучи падают на алтарь.

В валуне два природных (кажется) углубления, в которых скапливается дождевая вода. Говорят, вода в них не пересыхает даже в засушливые и жаркие года.

IMG_0479

Конечно, не сохранилось средневековых описаний языческого святилища на этом месте в источниках. Но если сложить, все что мы знаем об этом месте, картина получается довольно однозначной - само название горы недвузначно говорит о языческих культах. Повсеместно отмечается почитание славянами священных водных резервуаров и больших камней-валунов. Так же и камни с углублениями - следовики, как правило связаны с языческими культами. Тут же ещё стоит добавить нахождение алтаря почти на вершине горы (также весьма характерно) и необычную природную игру света, "освещающего" это место в тёмном лесу.

IMG_0495

Едва ли это место не было священным. Достаточно один раз самому там оказаться, чтобы понять это. Тут тихо и спокойно, очень сильное место. В народе его называют "чертовой раковиной", а углубление поменьше "чертовой мыльницей".

IMG_0492

В целом же вся гора Чернобог очень живописна - можно часами гулять по лесу и наслаждаться тишиной и скалами. Приходить в такие места лучше одному, а ночевать - в палатке на природе, а не в гостинице.

IMG_0502
Чуть подальше от "чертовой раковины" находится и "чертов след" - углубление в камне, напоминающее след от копыта.

Уезжать отсюда не хотелось, несмотря даже на не совсем подходящую для таких вылазок не по майски холодную и мокрую погоду. Но на следующий день нужно было двигаться дальше - в Гёрлиц (о музее которого будет следующий пост), а оттуда в Нижнюю Лужицу.

Tags: Русь, архетипы, история, символизм, символы, славяне
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments