Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Из обсуждения темы "Хочу стать психотерапевтом!"

Ольга Викторовна Бермант-Полякова, кандидат психологических наук, клинический психолог, психотерапевт пишет:

Добрый вечер!
В Российской Федерации психотерапевт - специализация, которую получает врач-психиатр. Поэтому начать нужно с поступления в медицинский университет и получения диплома по специальности "лечебное дело". Затем нужно поступить в ординатуру по психиатрии, получить квалификацию психиатра. И вот уже врач-психиатр получает субспециальность - психотерапевт.

Самозваным психотерапевтом вы можете быть вполне длительное время, поскольку федерального закона о психологическом здоровье или о психологической помощи в данный момент не принято, и юридическую ситуацию регулируют подзаконные акты Минздравсоцразвития и Минтруда (согласно им на ставке психолога может работать человек, у которого есть диплом о высшем образовании по специальности "психология", а на ставке психотерапевта может работать только врач). Однаковы имеете право знать, что профессиональная общественность активно обсуждает законодательное урегулирование рынка, с целью отсева самозванцев и шарлатанов, - например, Профессиональная Психотерапевтическая Лига предложила свой проект Закона о психотерапии, а интересы академической науки в развитии отрасли лоббирует законопроект ФЗ "Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации"





В частной практике, - есть код экономической деятельности, там прописаны медицинские услуги и социальные услуги без предоставления проживания. Вы будете иметь статус предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ), оказывающего социальные услуги. Если вы станете уверять клиентов, что практикуете психотерапию, по первому заявлению в Прокуратуру о вашей незаконной медицинской деятельности (Федеральный Закон об охране здоровья граждан в РФ был принят в 2011 году) вас отдадут под суд. Если вы станете рекламировать своё ПБОЮЛ, оказывающее социальные услуги, на свободном рынке, - боюсь, клиенты не сразу вникнут, чем именно вы занимаетесь, и придётся вам класть зубы на полку...

Статус курсов, которые вы планируете пройти, - это дополнительное профессиональное образование. Есть Федеральный Закон об образовании, наверняка лицензия есть на предоставление населению данных услуг.

Вот, например, Институт психотерапии и клинической психологии, у них на сайте, кликайте, ясно и однозначно написано
http://www.psyinst.ru/files/akreditaciya.jpg

Свидетельство о государственной аккредитации
от 11 ноября 2010 года
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Институт повышения квалификации

То есть, если у вас есть квалификация психолога или психотерапевта, вы можете воспользоваться услугами данного учреждения по дополнительному образования и свою квалификацию повысить. С ноля стать специалистом данной специальности в рамках дополнительного профессионального образования нельзя, это нарушение ФЗ об образовании.

Лично я психолог, преподаватель психологии по российскому университетскому диплому и клинический психолог по итогам обучения в израильской ординатуре. Согласно здешнему (израильскому) Закону о психологах от 1977 года называться психологом имеет право только тот, кто имеет магистерскую степень и защитил диплом на факультете психологии. А вот практиковать психотерапию могут: клинический психолог, врач-психиатр, клинический социальный работник. Педагогический психолог проходит ординатуру при школьной психологической службе и в 1977-2010 годах практиковать психотерапию не имеел права, потом подзаконным актом Совета психологов это разрешили. Клинический социальный работник и врач-психиатр имеют право практиковать психотерапию, если отучились три года в Высшей психотерапевтической школе при университете. Психолог должен пройти ординатуру по клинической психологии при психиатрическом госпитале (четыре года обучения), чтобы получить право практиковать как психотерапевт.

Четверть века назад была предпринята попытка, - Европейской Ассоциацией Психотерапии, - отграничить профессиональную нишу. Была принята в 1990-м Страсбургская декларация, но медицинский истеблишмент отстоял свои позиции, и реальных законодательных актов принято не было.

Страсбургская Декларация:
1.Психотерапия является особой дисциплиной, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;
2.Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;
3.Гарантированным является разнообразие терапевтических методов;
4.Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора; одновременно приобретаются широкие представления о других методах;
5.Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.
Европейская психотерапевтическая ассоциация, Страсбург, 21 октября 1990 года

В Израиле пятнадцатый год на рассмотрении в Кнессете лежит Закон о психотерапии, и каждый раз не могут отграничить, чем именно таким особенным занимается психотерапевт по сравнению с другими профессиями. Какое именно качество разговора, слушания, выдавания заданий делает клинического социального работника, психолога или врача-психиатра не соцработником, психологом или врачом, практикующим психотерапию, а именно психотерапевтом.
Пока существующее разделение очевидно:
наличествует у человека затруднительная жизненная ситуация - зовём социального работника квалифицированно помогать
наличествует у человека заболевание - зовём врача помогать
наличествует у человека затруднение в социальной адаптации - зовём психолога помогать

А в каком случае психотерапевта звать? И зачем нужна специальность, когда бригада социальный работник плюс врач плюс психолог закрывает все необходимые для сочетанных, сложных случаев, рабочие задачи?

(комментарий в сообществе)

Это реальность двадцать первого века. Бригада специалистов действует. Если наличествует у человека зависимость от психоактивных веществ - зовут нарколога. Если наличествует у человека расстройство пищевого поведения - зовут диетолога. Если наличествует у человека расстройство исполнительской части высших психических функций - зовут трудотерапевта. Если наличествует у человека расстройство исполнительской части двигательных функций - зовут физиотерапевта.

Понимаете? Есть логика в разделении труда.
А психотерапевт не может сказать, что он специфически такого делает, что другие не могут, чтобы надо было именно психотерапевтов готовить и всем другим объявлять, что в случае Икс надо психотерапевта звать.

В реальности РФ 2010-х годов любой социальный работник имеет право оказывать психологическе услуги. Так что учитесь на бакалавра социальной работы, имейте диплом государственного образца и можете абсолютно законно практиковать "психологическую коррекцию" и "психотерапевтическую помощь", вот пример

Постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 года № 327-ст «Основные виды социальных услуг» определено следующим образом:
4.3 Социально-психологические услуги
4.3.1 Социально-психологическое и психологическое консультирование.
4.3.2 Психологическая диагностика и обследование личности.
4.3.3 Психологическая коррекция.
4.3.4 Психотерапевтическая помощь.
4.3.5 Социально-психологический патронаж.
4.3.6 Психологические тренинги.
4.3.7 Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
4.3.8 Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь.
4.3.9 Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к
активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому.

vovap
Это все хорошо, правильно, да? А с разводом к кому идти? Сразу резать будут? И че тестировать - да, развелся, нет не развелся?

А развод это болезнь уже, да? Уровень стресса будут тестировать, нарушения способности адекватно оценивать реальность, репертуар психологических защит (сколько примитивных, сколько адаптивных), резюмируют баланс ресурсов и нагрузок и рекомендации дадут, что изменить, чтобы баланс был "ресурсов больше, чем психических нагрузок".

(комментарий в сообществе)

Моя точка зрения отличается от вашей, скорее всего. Я вижу в ретроспективе, как врачи-психиатры, которые стараются облегчить жизнь психических больных, снимают с них цепи и гуманистически относятся к лечению, изыскивают то водные процедуры, то разговоры, то трудотерапию, - средство помочь, на той же гуманистической волне пытаются изобрести средства, как вникнуть во внутренний мир страдающего человека.
Тест Роршаха изобретён швейцарским психиатром, тест ТАТ изобретён американским психиатром, тест ММPI изобретён американским психиатром и т.д. Потом приходят не-врачи и говорят: давайте мы вам будем помогать, кубики показывать пациентам, описывать, как они карточки на группки разложили, словом - делать психодиагностическую работу. Так психолог появляется в клинике, словно младший брат или сестра, который берёт игрушки старшего поиграть на минуточку :)) Притом старший эти игрушки для себя придумал, и результаты, которые с помощью игрушек находятся, соотносил с естественнонаучным образованием, и умением видеть состояние больного в целом. Специальность называлась психоневрология, то есть психика и нервная система в ведении одного профессионала были.

А потом психиатры обнаруживают, что мало того, что младший братик на его игрушки говорит "моё!", то есть психологи сделали психодиагностику своей вотчиной, а психиатров оттеснили от понимания глубинных процессов во внутреннем мире. Так братик хочет и лечить, как старший. Не имея медицинского образования и необходимости в анатомическом зале работать и патфиз сдавать. Психофармакологическая революция - это как младший брат взял бы одну из игрушек и старшему выделил "На, играй этим!", демонстрируя добрую волю и желание делиться. А на самом деле превращать врача в машину, выписывающую таблетки, - это объективировать лечащего врача, ненадлежащим образом к нему относиться, забирать у него функции психообразовательные, поддерживающие. Младший брат теперь и группы в отделении ведёт, и тренинги. Покусился на "лечить", на психотерапию, вот старший брат и взывает к общественности: "Люди добрые, посмотрите, что за сто лет в ретроспективе делается! Они уже и лечить будут, и Храм Лечения у них, поскольку медицину не изучали".

То, что одну специальность психоневрологию разделили на психиатрию и неврологию, сыграло свою роль тоже. Похожим образом психологи придумали делить свою работу на психодиагностику и психотерапию, а ведь в основе любого вмешательства - принцип единства диагностики и коррекции. Чтобы исправлять что-то, надо знать, где и какая неисправность, как возникла и какими способами можно поправить. Этиологию и патогенез. Чего в принципе нет ни для одного психического состояния "в чистом виде", без того, чтобы задействовать нервные процессы, возбудимость и тормозимость нервной системы, процессирование информации, качество запоминания и т.д.

(комментарий в сообществе)

Да кто бы возражал, чтобы делили тестирование и терапию. Вот только терапевты повернули дело так, что ре-тест необязателен. Я понимаю, протестировали, сделали замер, пролечили, сделали замер, пролечили, сделали замер, - увидели, что терапия изменила во внутреннем мире в представлениях о себе, других людях и мире (когнициях), в алгоритмах переработки воспринятой информации и алгоритмах осмысления опыта, И в социальной адаптации клиента, на уровне поведения какие изменения наблюдаются В СВЯЗИ с изменениями во внутреннем мире. Так ведь связь внутреннего мира и поведения давно не интересует никого из психотерапевтов, можно "прорабатывать" эмоции, мысли, опыт по кругу десять раз и в поведении то же самое делать годами, никто терапевта не упрекнёт, что криворукий. Это о враче, если симптомы наблюдаемые не исчезают, скажут "плохо лечит". А терапевт может не бояться, что поведением и уровнем функционирования в сфере работы, семьи, друзей его труд проверят. "Это работа тех, кто тестирует", а тестировать повторно за психотерапевтом "не принято".

Возможно, я упрощённо излагаю, но если человек не соответствует возрастной или социокультурной норме, - мы наблюдаем социальную адаптацию не такую, как у других людей. Человек не ладит с самим собой и (или) не ладит с другими людьми. Причины нарушений адаптации - выявляет диагностика.

Если человек социально адаптирован, стрессоустойчив, и внутреннее ощущение у него - скуки, пустоты, бессмысленности жизни, это не работа психолога. Это философия, теософия, это про другое, как мне кажется. Вот изгнание философии из житейского обихода дорого обходится всему обществу в целом. Состояние бессмыслицы и скуки при прекрасной социальной адаптации объявили болезнью, расстройством и предложили лечить. То есть дискурс стал из философского - медицинским.

Хорошо, попытка пойти по медицинскому пути развития, ОК. Но в медицине врач назначает анализы и по результатам изменений анализов корректирует ход лечения, есть объективное, вне врача, лабораторное исследование. Фантазии врача об анализах крови пациента не являются основанием для изменения схемы лечения. А в психологии объективные замеры (повторные тесты) никто не делает, и фантазии психотерапевта о состоянии внутреннего мира пациента служат основанием для дальнейших шагов профессионала. Что справедливо возмущает медиков, которые свой медицинский дискурс выстроили за пятьсот лет европейской истории.

(комментарий в сообществе)

Так это вы и я GAF имеем в виду, и улучшение функционирования отмечаете, - потому что интересовались уровнем функционирования вначале терапии. А могли бы про "прерывание контакта и бытие в контакте" речь вести, как единственный возможный объективный критерий.

iamschik

Ольга Викторовна, я, как обычно, долго размышляла о нашей беседе. Разумеется, мы говорим об одном и том же - только популяции клиентов у нас разные. О том, как медицинская страховка в разных странах/регионах мешает/помогает лечению,- вообще отдельные трактаты можно писать.
Вo -первых, если я не напишу диагноз и план лечения по стандартам страховки - никто вообще за лечение клиента не заплатит. И он останется без лечения. Дальше вступают в силу клинические-диагностические стандарты агенства, где я работаю в данный момент. Вот пример: лечение от зависимости/злоупотребления аклоголем и наркотическими веществами; лечение, так сказать, "с проживанием" - то есть, клиенты живут там, где их лечат - от 30 до 90 дней. При этом, наша задача их вылечить, одновременно, от проблем, которые и вызывают наркотическую зависимость: аффективные расстройства, травма, психоз - и т.д. Причём вылечить сразу, и 90 дней - роскошь; вот надо страховку убедить, что 45 дней лечения не помогут, а 90 помогут обязательно:(
А требования страховки штата к диагнозу: с их точки зрения,личностные расстройства - на 2-ой оси ДСМ - вообще не лечатся. Поэтому НИКОГДА не ставить в документах для страховки диагноз личностного расстройства; только код V7.01 - то есть, "нет диагноза по 2-ой оси".
Требования учреждения, где я работаю: ни в коем случае вообще не упоминать диагнозов в "плане лечения"(treatment plan), поскольку клиент этот план подписывает, и такие диагнозы, как "паранойя, психоз" клиента могут очень обидеть. А обидится - уйдёт из "дома лечения" употреблять наркотики.
Это тоже не очень сложно: можно описывать поведение, не обозначая его диагностическими терминами,- чтобы клиенту не было обидно. Например, вместо предварительного диагноза:"Исключить параноидную шизофрению, с симптомами бреда преследования и слуховыми галлюцинаицями",- писать надо так:" Майклу доставляют сильное беспокойство мысли, что босс с его прошлой работы его преследует, громко разговаривает внутри его головы, требуя признать себя неудачником и стереть себя с лица земли, избавив от себя род человеческий".
Дальшее, в требуемом страховкой плане лечения, одна из целей лечения:
Маікл, с помощью терапевта, научится чувствовать безопасность и проверять( sic!), правда ли его кто-то преследует. Терапевт поможет Майклу с тестированием реальности и обучением чувству безопасности.=
Дальше, в бихевиорально-ориентированном плане лечения страховки штата, следуют так называемые " интервенции с измеряемым результатом эффективности"(measurable outcomes). Например: "3 раза в день Майкл будет говорить с терапевтом о том, как за день изменилось его чувство безопасности/преследования."
Ну, и так далее. Конечно, терапевт в таких условиях соревнуется и с Маккиавели, и с Кафкой; но такова реальность нашей сегодняшней Калифорнийской помощи душевнобольным, злоупотребляющим/зависимым от алкоголя/наркотиков

Добрый вечер!
Не поняла про популяции клиентов. По уровню платёжеспособности если сравнивать, то десять лет назад, в ординатуре я работала в поликлинике, которая предоставляет практически бесплатные услуги населению, и обращались пациенты с небольшим доходом, а сейчас работаю с психиатрами международного уровня и даю психологическое сопровождение их клиентам, - которых вижу по телевизору или в журнале Форбс. Уровень гонораров, десять долларов в час в ординатуре и двести пятьдесят долларов в час в частной практике, не влияет на конфигурацию импульс-защита у клиентов, на суть того, как устроен внутренний мир.

Про не упоминать диагнозы клиентов, мне как раз близко то, о чём вы рассказываете. Психоз, например. Я не врач-психиатр, не имею медицинского образования и данного законом права провозглашать в официальных документах, какой этап (препсихотический, психотический или постпсихотический) проходит болезненный процесс. Поэтому язык психиатров - не мой язык, я психолог и описываю наблюдаемое поведение и (если тестировала) свойства переживания и переработки информации. Клиническое интервью, которое проводит психиатр, отличается от клинического интервью, которое проводит психолог.

Можем в сообществе вопрос задать вопрос, ЧТО выясняет психолог в процессе клинического интервью, - увидите прекрасного кентавра, биопатографию, прояснение анкетных данных и симптомов. И за кадровика, и за психиатра студент-психолог во время клинического интервью работает.

По результатам психологического лечения
- уходят симптомы, наблюдаемые внешним наблюдателем,
- улучшается уровень функционирования на десять-двадцать пунктов по шкале GAF,
- изменяется конфигурация импульс-защита.

Первое легко зафиксировать, меняются жалобы на приёме,
второе легко зафиксировать, меняются обстоятельства жизни, любви, работы, дружбы, хобби,
третье легко зафиксировать, меняются результаты психодиагностического исследования (если были тест и ре-тесты).

Оригинал взят у m_d_n в Из обсуждения темы "Хочу стать психотерапевтом!"
Из моих комментариев к записи http://ru-psiholog.livejournal.com/3882570.html

Tags: Бермант-Полякова, обучение психотерапии, психотерапия
Subscribe

  • Интернет-магазин ПДП-инструментарий

    Надежда Воищева пишет в Fb: Первый тираж учебника "Психотерапия" В.Ю. Слабинского несколько месяцев назад был полностью распродан. Заказали…

  • Обучение Позитивной куклотерапии

    Один раз в год авторы методики Владимир Слабинский, к.м.н. и Надежда Воищева, к.пс.н. проводят в Санкт-Петербурге программу повышения квалификации…

  • Наталья Бехтерева о счастье

    «Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность — то-то будем довольны! А запомнится навеки другое — как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments