Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Мать Солнца

Всеволод Иванов Макошь

(С) Мирослав Мать Солнца, 2013

Как известно, многие народные сказки – это древние языческие мифы наших Предков, пусть и в искажённом виде, но дошедшие до наших дней. Миф – сказания о деяниях Богов и героев, поэтому немалое число «сказочных персонажей» на самом деле – наши старые Боги. Определить, кто из них «скрывается» под видом того или иного действующего лица вполне возможно – нужно лишь обладать некоторым количеством знаний о Традиции Пращуров и внимательно присмотреться… Ряд исследователей народного Обычая считает, что Баба Яга – одно из имён Макоши (Богини Судьбы, Великой Матери); по мнению рунолога А.В. Платова, «Иван Быкович» из одноимённой сказки на самом деле – Велес, Бог волшебства и богатства. [1] А в этой работе речь пойдёт об ещё одном «сказочном персонаже» - Матери Солнца.
Само её прозвище указывает на Божественный статус – ведь Солнце в глазах наших Предков было Богом, причём одним из наиболее почитаемых. Для сравнения: индоарии считали матерью Солнца-Сурьи Богиню Адити. Её имя означает «несвязанность, безграничность»; РигВеда так говорит о ней:
«Адити – небо, Адити – воздушное пространство,
Адити – мать, она – отец, она – сын,
Все-Боги Адити; Адити – пять родов (людей),
Адити – то, что рождено; Адити – то, что должно родиться». [2]



В украинской народной сказке сыну угольщика по имени Плавунчик предначертано при рождении жениться на дочери короля. Король хочет погубить его и отправляет Плавунчика во дворец с письмом, в котором содержатся приказ казнить подателя этого письма. По дороге сын угольщика встречает Мать Солнца; она спасает его от смерти и помогает исполниться предначертанному: «Утром Мать Солнца подула на письмо, все слова в нём исчезли, а женщина уколола себе палец и кровью написала: «Когда придёт этот хлопец, повенчай его с нашей дочерью и свадьбу сыграй».» [3]
Как видно из этого эпизода, Мать Солнца связана с волшебством и судьбой. Богиня Судьбы в славянской мифологии – Макошь, под именем Бабы Яги она известна в качестве могущественной колдуньи, обладающей множеством волшебных предметов. В сказке «Василиса Прекрасная» Яге служит Солнце; в сказке «Баба Яга» она владеет огненным щитом – в этом атрибуте несложно узнать Светило… По-видимому, Мать Солнца, Баба-Яга и Макошь – одно и то же лицо. Приведу ещё некоторые доводы в пользу этой версии.
Существует хорватская сказка («Солнце-сват и Нева-невестушка»), в которой Макошь также связывается с волшбой и Солнцем: «Однажды, как раз под Новый Год, в лютый мороз подошла к мельнице убогая старушка. Мельница стояла в роще у ручья и никто не видел, откуда она пришла. А была это не простая старуха, а волшебница по имени Мокошь. Она могла обернуться и птицей, змеёй и красной девицей. И ещё она умела творить добро и зло. Горе тому, кто её обидит. Жила Мокошь среди топей на краю болота, куда осенью спускалось Солнце. У Мокошь оно и проводило все долгие зимние ночи. Волшебница заботилась об ослабевшем зимнем солнышке, лечила его целебными травами да заговорами, и к весне оно опять становилось сильным и могучим». [4] Эта сказка – не народная, а авторская; она принадлежит перу хорватской писательницы И. Брлич-Мажуранич. Однако, автор создавала свои произведения на основе славянского фольклора; возможно, и образ волшебницы Мокошь (Макоши) она взяла из этого источника…
Знаменитый русский этнограф А.Н. Афанасьев приводит в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» сохранившуюся в народе поговорку: «Дожидайся Солнцевой Матери Божьего суда». [5] Суд и судьба – понятия однокоренные и сходные по смыслу: судьба – это то, что суждено человеку. Афанасьев же пишет о Богине: «Солнцева мать упоминается во многих сказках, и везде о ней говорится, как о вещей пряхе: она даёт странствующим героям мудрые советы и на золотой прялке прядёт золотую кудель». [5] Связь с прядением – одна из черт Макоши; даже в жертву этой Богине (в христианское время почитавшейся под именем святой Параскевы Пятницы) приносили пряжу, бросая её в колодец. Нужно также сказать, что в индоевропейских (арийских) мифологиях пряхами обычно являются Богини Судьбы.
Полагаю, приведённых выше сведений вполне достаточно, чтобы уверенно говорить о тождестве Матери Солнца и Макоши. Но, в завершение этого небольшого исследования, хотелось бы сделать ещё одно замечание.
Баба Яга связана с Нижним Миром, Миром Мёртвых – на это указывают её ужасающая внешность, забор из человеческих костей вокруг её жилища, хтонические животные и птицы (змеи, лягушки, вороны), служащие ей…
Образ же Матери Солнца разительно отличается. Вот отрывок из украинской сказки «Плавунчик»: «Пришёл в дремучий лес, видит: в чаще стоит светлая-пресветлая хатка. Вошёл в неё Плавунчик, а там сидит Мать Солнца (…) Только прилёг Плавунчик, как дверь скрипнула и вошёл в хатку огненный дед. Всё вокруг залилось красным светом. Это Солнце на покой пришло. Оно всегда к вечеру стареет, а к утру молодеет. Положило Солнце голову на колени своей матери и крепко уснуло». [3]
«Светлая-пресветлая хатка», золотая прялка и золотая кудель – всё это указывает на связь Богини с Солнцем и светом, а значит – и с Верхним Миром. По-видимому, Баба Яга и Мать Солнца – две разные ипостаси Макоши: тёмная и светлая…

27 кветня, лета 14011
Мирослав

Список литературы:

1. Платов А.В. Бой на Калиновом мосту или прогулка Тропою мёртвых. Источник: http://kolohod.narod.ru

2. РигВеда (мандала I, гимн 89). Источник: http://kolohod.narod.ru

3. Плавунчик (украинская народная сказка). Источник: http://proridne.org
4. Брлич-Мажуранич И. Солнце-сват и Нева-невестушка. Источник: http://mifijslavyan.ru
5. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу (в трёх томах). Источник: http://kolohod.narod.ru

Оригинал взят у miroslav_kgn в МАТЬ СОЛНЦА

Продолжение.

Видит - стоит избушка на курьих ножках и повёртывается. Приходит Иван крестьянский сын к избушке и говорит:
- Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне повернись, доброму молодцу, передом.
Заходит Иван крестьянский сын в избушку: лежит старушка старая.
- Фу, фу! - говорит - русского человека видом не видала, слыхом не слахала. Откуда русский дух? Если вот прикатится Солнце Праведное, и съест тебя, он русского духа не любит.
- Ах, бабушка, как же, - говорит - спросить, как бы спросить Солнце Праведное, отчего оно три года стояло на одним месте, никуда не каталось.
Старуха накормила, напоила его и спрятала в ящик, и стала дожидаться, когда Солнце Праведное прикатится.
Когда Солнце сяло, прикатилось к своей матери"

(Русские волшебные сказки Тункинской долины, стр. 165)

Комментарий Александра Рогожина aloslum

Вот ещё кое-какие соображения (не о Матери Солнца, но о мифологических прообразах сказочных персонажей)..
В окончании 33 главы я приводил описание деда Марьи-королевны, живущего в синем море (по сказке "Буря-богатырь Иван коровий сын" из собрания А. Афанасьева): "дедушка, золотая головушка, серебряная бородушка", которому герой отрывает, а потом снова приращивает голову.
Его описание однотипно с описанием идола Перуна по ПВЛ: "голова серебряна, а ус злат", только тут золото-серебро переставлены местами, а вместо бороды – усы.

Само отрывание головы у морского деда, предъявление её королевне и возвращение головы обратно, можно сравнить с рассказом Саксона Грамматика в первой книге "Деяний данов" (есть на русском) о Хадинге, который бежав к морю, сразился там с невиданным зверем и убив его принёс в свой стан, где некая женщина сказала ему, что то был не кто иной, как бог Фрей. Хадинг был поражён немощью и всяческими бедствиями, пока не умилостивил Фрейя жертвоприношением.
Последующие события и относящиеся к ним детали, имеющие параллели в других преданиях: вызволение королевны, кольцо, рана (или какой-то признак) на ноге, прохождение через загробный мир (с добыванием некоего растения или пера) и т. д. я тоже отношу к царскому посвящению.

Из тех преданий, где говорится не просто о схватке с неким чудищем в воде, но именно с неким богом, можно привести отрывок из "Энеиды" Вергилия, согласно которому когда Эней прибыл в храм Сивиллы (кстати, тот был построен Дедалом, а на дверях его были изображены лабиринт, Минотавр и т. д.), один из его спутников, вызвавший богов на состязание, был низринут Тритоном в морские волны. В этом я вижу отражение жертвоприношения. После этого Эней спускался в преисподнюю за золотой ветвью.

Некоторое созвучие в именах Фрейя (сына бога морей Ньёрда) и Тритона, возможно, не случайно. Вероятно, это относилось к некой тройственности, причём она относилась или переносилась и на самого героя, который должен был побороться с богом, чтобы овладеть его силами.
Читал об этом в одной английской статье, где разбирался образ трёхголового великана на роге из Галлехуса, сопоставляемый в частности с трёхтелым великаном Герионом, побеждённым Гераклом, противостоящий же ему герой сопоставлялся в частности с иранским Траэтоной. Сказание же о последнем я тоже отношу к преданиям о царском посвящении, а ещё об ирландском Фроэхе, тоже боровшимся с водным чудищем, добывшем ветку рябины, а также кольцо, вернувшемся с того света и т. д.

Между прочим, этот ритуал я усматриваю даже в библейском рассказе о том, как Иаков, родоначальник израильского народа, переправившись через реку (!), видел чудесный сон (!), а потом боролся с Богом (!) или ангелом божьим по уточнению пророка Осии, получив при этом рану на ноге (!), но ещё и благословение (кроме того камень, на котором он спал, тоже играет значимую роль в коронационных ритуалах). Я связываю это с влиянием хеттов, с которыми семейство Авраама имело самые тесные отношения.

С учётом сопоставления с Фрейем, "дедушку, золотую головушку, серебряную бородушку", по-моему, можно соотнести с Ярилой, также воскрешающему, причём в Галиче его изображал старик.

К слову, указание на посвящение можно увидеть и в том, что он давал Марье-королевны три своих волоска, чтобы та спросила царевича "с какого корешка эта травка". А в осетинском предании о Батрадзе, тот после рождения, будучи раскалённым, прыгнул в море (откуда происходила его мать) и детство провёл там, выходя лишь для игр с нартскими мальчиками. По совету мудрой Сатаны для того чтобы выманить его к нартам, на берег должен был выйти старик, которому должны брить голову. Батрадз никогда не видевший этого выйдет и спросит, что они делают. Когда ему скажут и спросят, хочет ли он, чтобы и ему побрили голову, то он, конечно, согласится, его волосы нужно бросить в море и тогда он не вернётся туда.

Кстати, эту Сатану (имя которой, по одной из этимологий означает "наСЫЩающая") как изобретательницу пива и медового напитка, можно сопоставить с ирландской Медб ("опьяняющей"), женой Айлиля ("сияющего"), играющих в сказании о Фроэхе ту же роль, что и Пасифайя с Миносом, а также с Сурьей, дочерью Сурьи-Солнца, по Ригведе вышедшей замуж за Сому-Луну, имена которых также обозначали священные напитки.

__________________________
Владимир Слабинский: Очень интересное и важное исследование. Великая Триединая Богиня Макошь - мать Солнца - Параскева Пятница. А Солнце - Даждьбог - прародитель Русских Родов. Потому и помогает Баба Яга Ивану. Греческие мифы утверждают, что мать Солнца-Аполлона Гиперборейского - богиня времени Лето / Латона / Леда / Лада, и что она умеет оборачиваться волчицей. Обидевших ее крестьян, Лето превратила в лягушек (как тут не вспомнить сказку Царевна-лягушка!).

Богиня Макошь / Лето - главная Рожаница - символ материнства и материнской любви.

Иллюстрация: Всеволод Иванов "Макошь"

Tags: Дары Макоши, Мирослав, Русь, архетипы, символизм, символы, сказки, славяне, теория метода, традиция
Subscribe

  • Интернет-магазин ПДП-инструментарий

    Надежда Воищева пишет в Fb: Первый тираж учебника "Психотерапия" В.Ю. Слабинского несколько месяцев назад был полностью распродан. Заказали…

  • Обучение Позитивной куклотерапии

    Один раз в год авторы методики Владимир Слабинский, к.м.н. и Надежда Воищева, к.пс.н. проводят в Санкт-Петербурге программу повышения квалификации…

  • Наталья Бехтерева о счастье

    «Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность — то-то будем довольны! А запомнится навеки другое — как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments