Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Кашубская народная астрономия



Небольшая статья, даже скорее заметка, о народной астрономии у кашубов из издания по фольклористике 1910 года.

Солнце, луна и звёзды в народных повериях на озере Вайт (каш. Wdzydze)

Солнце двигается вокруг стоящей на месте Земли. Небосвод – это твёрдая масса, за которой находится небо. Когда молния разделяет небесный купол, небо открывается. Внутри солнца находится трон Иисуса Христа. Пасхальным утром на рассвете можно увидеть ягнёнка с крестом в раскалённом диске.
Луна – это место, где живут первопредки. Ева сидит за веретеном, а Адам стоит рядом, оперевшись на вилы. Тот, кто видит новую луну в первый раз, должен сделать три щелчка, посчитать до трёх и загадать желание. Сбудется.

Месяц приветствуют также следующим выражением:

02

(«Приветствую тебя месяц небесный, твои – счастье (вариант: честь) и корона, а мои – любовь и удача». Примечание: выражение заимствовано из польского, что показывает форма viitai, вместо привычной в Занддорфе формы viitei.)

Луне сельские жители уделяют наибольшее внимание из всех небесных светил. Когда показывается новая луна, крестьянин непроизвольно останавливается и присматривается к положению дуги. Если положение её такого, что всадник легко подвесил бы на ней узду,
02 001
будет хорошая погода. Если же дуга расположена совсем вертикально, так, что узда наездника с неё бы спала,

02 001 - Kopie

тогда жди шторма и дождя.

Рождённые во время новой луны дети вырастут слабыми и вялыми, а рождённые во время убывающей луны – напротив сильными и здоровыми.
Во время новолуния проводятся работы, связанные с ростом и развитием. Сажают цветы, окапывают и вспахивают картофель.

В полную луну рыбаки латают и налаживают свои сети и ловушки, чтобы всегда вытаскивать их полными из воды. Домашнюю птицу выпускают.
В убывающую луну проводятся работы, связанные с убыванием и уничтожением. Стирают, потому что в это время грязь отходит легче. Дома убирают, стены белят.

Если звёзды сильно мерцают, крестьяне говорят:
02 001 - Kopie - Kopie

(«звёзды плачут, будет дождь»)

У каждого человека есть своя звезда. У богатых она побольше, у бедных поменьше. Чья звезда упадёт – тот умрёт. Потому не советуют считать звёзды: если наткнёшься на свою – умрёшь.

Млечный путь – это указатель, по которому птицы улетают в чужие края.
У звёзд в народе есть имена:

02 001 - Kopie - Kopie (3)
утренняя звезда

02 001 - Kopie - Kopie (3) - Kopie
косильщики

Это три светлые звезды в созвездии Ориона, называемые поясом Ориона или посохом Иакова. За косильщиками следуют
грабельщицы
02 001 - Kopie - Kopie (4) - Kopie

Это тусклые звезды из созвезвия Орина под посохом Иакова. Бабами называют пляды. Воз (vuz) с упряжками (disel), рядом возчий (furmun); Звериная звезда (zvier zova) – это Сириус.

По звёздам люди определяли время, когда не было часов. Когда упряжка у воза покажет вниз, время остановится.

I.Gulkowski – Sonne, Mond und Sterne im Volksglauben am Weitsee. In: Mitteilungen des Vereins für Kaschubische Volkskunde, 1910, S. 23-25.


Дополнение.

Если не возникает разногласий в том, что положение новой луны имеет предсказательное значение относительно будущей погоды, не до конца ясно, знак ли это хорошей или плохой погоды. Так на озере Вайт, в округе Кониц, в 4 км южнее Зандорфа, я познакомился со следующим крестьянским правилом:
02 002 - Kopie (3)
(«Из рога вода, из пупа хорошая погода»)

или:

02 002 - Kopie (4)
(«Из рога печёт, из пупа течёт»)

«Рог» – это находящаяся вертикально или открытая вниз дуга луны, а «пуп» - открытая вверх лунная дуга. Первое крестьянское правило, таким образом, согласуется с приведёнными в тексте повериями, в то время, как второе им противоречит.

F. Lorenz, In: Mitteilungen des Vereins für Kaschubische Volkskunde, 1910, S. 23-25.


Конечно "народная астрономия", народные названия звёзд и схожие суеверия насчёт растущей и убывающей луны бытовали и у других славян, но некоторые моменты, как мне кажется, у кашубов весьма интересны. Например о троне Иисуса внутри солнца. Христианского тут, конечно, мало) Но напрашивается параллель с восточными славянами. Как известно, древнерусский переводчик хроники Малалы, перевёл греческого бога-небесного кузнеца Гефеста на славянский как Сварога, а его сына, солнечного бога Гелиоса, как Дажьбога.

А если посмотреть на Иисуса с точки зрения библейской мифологии - то ведь он тоже "сын творца небесного". Не по этому ли признаку он оказался отождествлён с Дажьбогом и его "трон" оказался у кашубов внутри солнца?

Поговорку же "из рога вода - из пупа хорошая погода" так и хочется сравнить с описанным Саксоном Грамматиком обрядом гадания по рогу с мёдом о хорошем урожае, т.е. предсказанием, хорошей ли будет погода.

Оригинал взят у nap1000 в Кашубская народная астрономия.



____________________________________________________________

Владимир Слабинский: Очень интересный текст. Оказывается Кашубы тоже отождествляли Христа с Даждьбогом. Похоже, что это представление было характерно для всех славян. Чертоги Его внутри солнца и сам Он - Бог-Солнце. Бог не есть имя, но Имя - Бог.
См. также: http://dr-slabinsky.livejournal.com/321461.html

Tags: Русь, архетипы, история, символизм, символы, славяне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment