Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Вагрия. Путешествие в город Плён. В поисках храма Подаги-Даждьбога

IMG_2150
Вид на остров Ольсборг в Плёнском озере.

У славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага


Такие слова записал в 12 веке священник Гельмольд из местечка Бозау. Никаких подробностей он не сообщает, так что для изучения славянской мифологии информация эта представляет не много материала. А вот для истории и краеведения же, напротив, информация эта необычайно важна и интересна. Взглянем на карту:

12

1123

Местечко Бозау, в котором Гельмольд и написал свою знаменитую «славянскую хронику» находится в Вагрии, на берегу большого озера под названием Плён. То есть, его информации о храме Подаги в Плуне есть все основания доверять – он тут описывает по сути своё «рабочее место». Разумеется, храм был в своё время разрушен, как и сам славянский город...Но всё же где именно находилась эта славянская святыня и как эти места сейчас? На поиски города Плуне и храма Подаги отправимся на плёнское озеро.

Плёнское озеро – а точнее озёрный ландшафт состоящий из нескольких соединяющихся озёр, среди которых главные Большое и Малое Плёнские озёра – в наше время представляет известный и популярный северо-немецкий курорт. Находится оно на полуострове Вагрия в современной земле Шлезвиг-Гольштайн. Летом сюда съезжается много народа, чтобы покататься на лодках, парусниках, порыбачить или просто насладиться природой. Все берега озера застроены отелями, съемными домиками, кэмпингами-ночёвками, центром же является небольшой, но красивый и интересный городок с одноимённым названием Плён, визитной карточкой которого является стоящий на горе замок.

IMG_1810

В славянские же времена это была одна важных из областей ободритского племени вагров, да и ободритских земель в общем. Эти территории приняли на себя «первый удар» немецкой колонизации:

И сказал тогда один из князей славянских другому: «Видишь ты это прочное и превосходное здание? Предсказываю тебе, что замок этот станет ярмом для всей нашей страны. Выйдя отсюда, оши разрушат сначала Плуню, потом Альденбург и Любек, затем, перейдя Травну, Рацисбург, причинят зло всей полабской земле. И земля бодричей тоже не избегнет руки их». Тот ответил ему: «А кто же нам это несчастье приготовил, кто королю гору эту отдал?» На это князь сказал: "Видишь вон того плешивого человека, который стоит рядом с королем? Это он навел на нас это несчастье».

Так всё и вышло. Плешивый же – это епископ Винцелин, предшественник Гельмольда, умерший в той самой церкви в Бозау, в которой позже и были написаны эти слова. Это место и выберем отправной точкой путешествия.
Добраться до Бозау из Плёна можно как по суше, так и по воде. Выбираю второй вариант, и, погрузив вещи в лодку, отправляюсь на веслах в гости к Винцелину.


IMG_1837
Бозау.

Та древняя церковь всё ещё стоит на своём месте, хоть и была уже не раз перестроена.

IMG_1842
Церковь в Бозау, в которой была написана «славянская хроника».

Зайти внутрь правда не удалось – поздновато было. Можно было бы предположить, что именно на месте разрушенного славянского храма эта церковь и была построена, однако, Гельмольд разделяет Бозау и крепость Плуне. Чтобы выяснить, где находился славянский город, вспомним, что нам о нём известно:

Когда прошло несколько дней после его возвращения с сейма, Вицелин отправился в Бузу, где начал строить монастырь и церковь и проповедовал собиравшемуся там народу слово спасения. Ибо окрестные селения уже постепенно заселялись христианами, хотя и с большим страхом из-за нападений разбойничьих шаек. Замок же Плуня не был еще отстроен.
2-75


Послы же герцога пробежали всю нордальбингскую землю, побуждая народ выйти для оказания помощи Бутую, которого одолевают враги. А он, стоя во главе 600 и более вооруженных мужей, пришел к крепости Плуне и нашел город сверх всякого ожидания открытым и пустым от людей.
... А город этот, как это можно и теперь видеть, окружен со всех сторон весьма глубоким озерам, и [только] очень длинный мост обеспечивает приходящим доступ к нему. На следующий день, когда рассвело, (бесчисленные полчища славян, как и было предсказано [накануне] вечером, обложили город осадой, позаботившись о том, чтобы на всем острове нельзя было найти ни одной лодки, при помощи которой осажденные получили бы возможность уйти из города
1-25

Итак, Плуне – это укреплённая крепость на острове, соединённом с материком очень длинным мостом. Надо сказать, что описание это мог подходить чуть ли не под любой из более 20-ти ныне необитаемых островов Большого Плёнского озера. Один из островов расположен прямо напротив Бозау, носит название «Бишовсвардер» - то есть «епископский остров».
 Название загадочно – отчего, казалось бы ему быть «епископским», когда достоверно известно, что сам епископ жил не на острове, а на материке, в Бозау? Не связано ли название с разрушенным славянским храмом и таким образом ставшим «епископской землёй»?
Посмотрим, что говорит археология.

02 002

И правда, кроме собственно Бозау, славянские останки славянских поселений известны на Большом Плёнском озере ещё из трёх мест. Одно открытое поселение на острове на севере озера (4), одно – на материке, чуть севернее Бозау (3), и славянская крепость – как раз на «епископском острове» (1)!

За славянской крепостью на Епископском Острове существовало и небольшое поселение-посад (2). Сейчас правда почти ничего уже об этом не напоминает – ладшафт за века сильно изменился, так, что большая часть острова, вместе с крепостными валами оказалась под водой.

IMG_1835
Епископский остров вид с воды.

Bischofswarder
Он же - с воздуха.

Археологи установили, что брёвна для постройки крепости были срублены в первой половине 8-го века

02 003

Датировка брёвен, найденных в Бозау, на епископском острове и в поселении на материке напротив острова. Крепость находилась так близко к Бозау, что должна была быть хорошо видна Гельмольду из церкви. Но под описание Плуне она всёже не совсем подходит.

Крепость была построена изначально на полуострове

02 009 - Kopie
славянская крепость на епископском острове в 9-ом веке

Ко времени же Гельмольда она по частично должна была уже погрузиться под воду, и хотя и стала настоящим островом, но была оставлена предположительно уже в 10-ом веке.

02 009
Бозау и епископский остров в 13-ом веке.

Что же, значит крепость Плуне нужно искать в другом месте. Тут же интересно заметить, что берег напротив епископского острова был постоянно заселён начиная с каменного, через бронзовый и железный, до славянского времени. Из наиболее интересных находок - могила девочки с богатым инвентарём, относящаяся к первой половине первого тысячелетия.

02 008
украшения из могилы.

к этому же времени относят и топорообразные подвески, которые сейчас принято называть молотами Тора

02 007
Хотя, как на мой взгляд, ничем не меньше они похожи и на топор (особенно с боку). Интересно украшение кружком с точкой в центре - такой орнамент был характерен впоследствии для балтийских славян. А в подвесках, известных уже как "секира Перуна" на этом месте обычно бывало отверстие. Очень схожая традиция.

Из славянских находок - в основном керамика, в больших колличествах. Упомянуть стоит разве только один из сосудов, имевший интересные "черты" на горлышке.

02 006
Славянская керамика со знаками на одном из черепков.

А вообще интересно, что археологи пишут по поводу славянской и германской керамики, найденной здесь:

Однозначная интерпретация чашеобразной керамики из поселения Мёленкамп, напротив является проблематичным, так как по форме раннеславянские чаши сложно отличимы от германских. Помогает состав замешанной глины и обработка поверхности. Для последних характерны тусклость и гладкая, но притом не сглаженная поверхность. По поводу посещения нашего киевского коллеги проф. докт. В.Д. Барана, мы показали ему ящик с однозначно славянской керамикой, и керамику, являющуюся по нашему мнению германской. Его сортировка на сто процентов совпала с нашей интерпретацией, на что он подытожил: "в Бозау тоже самое, что и в Киеве". Это убеждает меня во мнении, что такой импрессионисткий подход может быть плодородным, хотя и требует большого опыта.
Керамика была найдена частично в землянках, которые своими более прямоугольными формами, одним заглавным и шестью несущими столбами соответствуют излюбленному среди германцев типу, в то время как славяне предпочитали квадратные формы, как то установила Плеинерова (1965, 1975) в Брежно.
Также как и в других местах раскопок, в Мёленкампе были взяты пробы для радиоуглеродного анализа.
Если сравнить результаты проб, конечная дата которых датируется до 800 года с картой достоверно известных или предполагаемых германских находок, то они хотя и не накладываются друг на друга, но сосредоточены очень близко. К тому же нужно помнить, что радиоуглеродный анализ  был проведён лишь на очень небольшой территории раскопок, а находки были найдены повсеместно. Эти анализы, таким образом, в определённой степени подтверждают наши археологические датировки.
Подводя итог, можно сказать, что 5-й век хорошо представлен находками в Мёленкампе. Некоторые из них, как например стеклянный франкский бокал или ременная застёжка, можно датировать 6-м веком. Тем более важна становится найденная в Пфаргартене застёжка, датировка которой относится к 500-му или началу 6-го века. Таким образом, вполне вероятно, что первые пришедшие сюда славяне встретились с остатками германского населения.


H.Hinz, H.-M. Kiefman, G. Löffler, H.v.Schmetow - Bosau, Untersuchung einer Siedlungskammer in Ostholstein, 1996, S.17.

Особенно понравился момент, где украинский профессор замечает, что в Вагрии тоже самое, что и в Киеве.

К сходству германской и раннеславянской керамики мы ещё вернёмся в следующем посте, а сейчас пора опять за вёсла, на другую сторону озера - искать крепость Плуне и храм Подаги!

IMG_1858

Вообще, на плёнском озере, конечно, хорошо. Берега покрыты лесом, вода тёплая и прозрачная. Озеро оказалось неожиданно мелким для своей величины, зато дно просматривается в некоторых местах и за много метров от берега. В самой узкой части озера, его наверное можно перейти даже в брод, передвигаясь от островка к островку.

IMG_1862

По ходу пристально всматриваюсь в дно, покрытое упавшими стволами - не вымыло ли вместе с ними чего из земли. С непривычки плавание заняло вдвое дольше запланированного времени, но всё же добираюсь до северной части острова.

IMG_1781
Один из необитаемых островков.


IMG_1783

Перепутал его по началу с тем островом, на котором находилось второе славянское поселение.

IMG_1804

Берега у плёнских островов напоминают тропические мангровые заросли. Сами же островки совершенно очаровательны полным отсутствием здесь следов человеческой деятельности.

IMG_1800
Выходишь на берег и видишь лишь густые заросли, кучи белых костей да скорлупу больших белых яиц, с мужской кулак величиной и такими же огромными перьями.

IMG_1805

IMG_1788

IMG_1789

Птицы ( то ли лебеди, а то ли и кто побольше ) проживают на этих крохотных островах всю свою жизнь, умирая в том же месте, где родились. Почти как люди, населявшие берега непрерывно на протяжении тысяч лет.

Но нечего терять время, пока вылупившиеся динозавры не вернулись на остров, беру курс на Ольсборг.

IMG_1808
Ольсборгом называется остров недалеко от берега в северной части Большого Плёнского озера. Тут было раскопано славянское поселение, а название же самого острова переводится с немецкого как "старая крепость", что делает его главным претендентом на звание исторического Плуне.

1
План раскопок на Ольсборге. Славянское поселение было сосредоточено в северо-западной части острова.

2
План раскопок домов.

По керамике археологи датируют Ольборг поздне-славянским периодом, то есть как раз тем временем, когда Гельмольд и писал о Плуне и Подаге. Раскопки проводились в несколько этапов, сначала в 70-х и последние в 2000-х.

IMG_1815
Интересно, как быство за эти несколько лет, прошедших с раскопок природа взяла своё. Ольсборг встречает меня густыми зарослями леса с полянами крапивы чуть не по плечи высотой.

IMG_1821
Передвигаться по острову сложно - настоящие джунгли)

IMG_1819
Лишь в самой середине земля ещё  не полностью оправилась от лопат археологов. На большой поляне нахожу яму с каменной кладкой и торчащими из земли досками. Похоже, как раз один из тех домов. Как обычно бывает в таких случаях, самое интересное сфотографировать забываешь. Так и не понял, что это - то ли осталось с раскопок, то ли кто-то копал здесь недавно по чёрному (на что было более похоже).

IMG_1825
Вид с острова Ольсборг на город Плён. Под водой рядом с островом были найдены многочисленные вбитые в дно столбы - остатки моста. Мост этот, как можно увидеть на фото, должен был быть действительно "очень длинным", как и писал Гельмольд. Впрочем в славянские времена редкостью такие мосты не были.

IMG_1828

Дохожу до той северо-восточной части, где по плану раскопок находилось поселение. Теперь о нём не напоминает совершенно ничего - одни густые заросли.

IMG_1829

IMG_1833

Предполагается, что Плуне был расположен именно на Ольборге. Возможно крепость была перенесена сюда из епископского острова в Бозау, когда тот начал опускаться под воду. Хотя, найденное тут археологами по описание Гельмольда подходит также мало - открытое поселение из нескольких домов. Следов крепостного вала не найдено. Судя по находкам в домах занимались разными ремёслами, но ни крепостью, ни каким-то выдающимся поселением найденное тут не назовёшь. Некоторые из находок с острова Ольсборг:























Главные аргументы за соотнесение этого поселения с Плуне - датировка сходится, само название "старая крепость" указывает на крепость, хотя последняя и не найдена, а так же косвенное свидетельство 13 века о переносе крепости Плён с острова на материк на гору, на то место, где сейчас стоит замок.

IMG_1810
Остров Ольсборг раположен как раз на против нового города Плён.

Рядом с одним из домов были найдены остатки большого деревянного столба, в котором историки теперь подозревают идол Подаги:

3

Однако так это или нет, узнать у нас скорее всего уже не получится. День подходит к концу, и хотя ни Плуне, ни храма Подаги я так и не увидел, впечатление от Плёна остаётся крайне положительные. Единственное - одних суток маловато, чтобы хорошенько ознакомиться с местностью.

IMG_1855


Оригинал взят у nap1000 в Плён. В поисках храма Подаги.
Tags: Русь, архетипы, история, символы, славяне, традиция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments