Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Следы культа Свентовита у русских

Верховный славянский бог Свентовит, зафиксированный у балтийских славян - в нашей, восточной Руси прямо не упоминается.

Напомним, главным из множества славянских божеств (по сообщению Славянской Хроники, Гельмольда из Бозау), самым убедительным в ответах был Свантевет (Zuantewith в оригинальном написании), бог земли ранской. В других источниках, он также упоминается как Свентовит. Главный его храм располагался на севере острова Рюген, в крепости на мысе Аркона.

Константин Васильев. Свентовит.

Однако, у нас, на Руси имеется масса разных фактов, обстоятельств и свидетельств, которые вполне напоминают о культе Свентовита. И  могут являться его следами.

Это как материальные предметы, так и примеры из обширной области устного народного творчества.

Например, широко известно о том, что одним из важнейших элементов культа этого бога был священный белый конь. А при его храме состояло 300 отборных всадников.

Вот соответствующие описания из Деяний Данов, Саксона Грамматика:

Этот бог имел триста коней и столько же воевавших на них всадников; всё богатство, добытое ими оружием или хитростью, отдавалось на попечение жреца. (...)

Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности.

Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием. За ним одному жрецу позволялось ухаживать и садиться на него, дабы употребление священного животного не было слишком частым и унизительным. На этом коне, по мнению руян, Свентовит — таково было имя изваяния — воевал против врагов своей святыни. Главным доводом этого считалось, что, находясь ночью в стойле, он оказывался покрыт грязью и потом так, словно в скачке преодолел пространство долгих путей.

Когда предполагалось начать войну против какой-либо страны, перед храмом по обычаю служители ставили три копья. Из них два втыкались наконечниками в землю и соединялись [третьим] поперек; эти сооружения размещались на равном расстоянии. К ним конь, во время выступления в поход, после торжественного моления, выводился в сбруе жрецом из входа. Если поставленные сооружения переступал правой ногой прежде, чем левой, это считалось знаком удачного хода войны; если же левой прежде правой ступал, то направление похода изменяли. Выступая также на разные предприятия, по первому движению животного получали предсказания. Если оно было счастливым, радостно двигались в путь; если же несчастным, поворачивали назад.


Read more...Collapse )

Владимир Слабинский: Продолжая рассуждение про флюктуацию / мерцание архетипа, напомню про любопытные картины Петрова-Водкина "Красный конь" и "Купание красного коня". Думаю, что на переломе эпохи через этот образ художника, прорезался лик Бога Свентовита.
Tags: Дары Макоши, Русь, Свинов, архетипы, символизм, символы, славяне, теория метода
Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments