Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Category:

Западная граница расселения славян в Германии. 2. Горы Харц

IMG_5586


Рассмотренный в прошлом посте восточный регион Нижней Саксонии на юге прямо граничит с горами Харц, или Гарц в русской транскрипции.

12
горы Харц на карте Германии.




Горы Харц в современном административном делении Германии оказались разделены между тремя землями - Нижней Саксонией, Саксонией-Анхальт и Тюрингией.


В земле Нижняя Саксония предгория Харца занимают две области - Goslar и Osterode am Harz на крайнем юго-востоке этой земли. И тут мы встречаем первый топоним:

1.Windhausen - (нем. "дом вендов") расположен в области Osterode am Harz. Первое упоминание в 1234 году.


Наибольшая часть Харца расположена в земле Саксония-Анхальт, где эти горы занимают одноимённую область "Harz"


Область Харц на карте земли Саксония-Анхальт (справа) и Германии (слева).

В этой области мы встретим сразу три "вендских" топонима:

2. Wendehausen - старое название современного городка Thale. Топоним в крайней степени интересен, так как монастырь с одноимённым названием Wendhusen был основан здесь аж в 825 году.

3. Wendenburgischer Hof (нем. "Венденбургский двор", а "венденбург" же в свою очередь восходит к так хорошо известному топониму "славянский дом") - старое название места, известного сейчас как Meisdorf. Изначально этот вендобургский двор представлял из себя круглый укреплённый крестьянский двор, отсюда и имя. В 1184 году впервые поминается Фридрих Майсдорфский, следовательно Вендобургский двор должен был существовать под таким названием не позднее чем до второй половины 12 века.

4. Wendefurth - (нем. "славянская переправа", "славянский брод") - гидроним, название переправы через реку Боде поблизости от рассмотренного выше городка Тале-Вендехаузена.


юг Харца представлен областью Nordhausen в Тюрингии:


Область Nordhausen на карте Германии и Тюрингии.

Непосредственно рядом с городом Нордхаузен, по которому названа вся область имеется два славянских топонима:

5. Bielen - восточный район города Nordhausen. Первое упоминание в 1158 году как Biela. Интересно, что о славянском происхождении этого места сообщено и на официальной странице города Нордхаузен. Очевидна славянская этимология от "белый".

6. Windehausen - район города Heringen/ Helme. Первое упоминание как Winthusen в 1158 году вместе с местечком Biela. Очень важный для понимания происхождения всех этих многочисленных топонимов "Вендехаузенов" в регионе. Дело в том, что в церкви этой деревеньки сохранилась деревянная скульптура мадонны с младенцем, относящаяся ко второй половине 13-го века, которую местные прихожане называли "Помгайбог", используя это слово как название скульптуры, но уже не понимая его смысла.

pomhajbog
Скульптура "Помгайбог" из церкви в Виндехаузене.

На этом, думается, в споре о происхождении "Виндехаузенов" от некого германского пастбища можно ставить точку. А деревенька кстати вполне себе гордится своим славянским прошлым, и скульпура "Помгайбога" сейчас изображена на её гербе.


Герб Виндехаузена.


Остаётся только отметить все вендские топонимы вместе на карте Харца.

Harz_map

Обратимся к археологии. В каталоге археологических находок ГДР удалось найти немного материала, указывающего на некоторое славянское присутствие.

1. Altenrode

02 001
02 002

Проводившиеся в 1933 году раскопки выявили раннесредневековое поселение. Перевод подчёркнутого текста:

"Интерпретация: Раннесредневековое немецкое поселение с большой составляющей славянских жителей. Найденное в 1933 году Гримм интерпретировал как двор с жилыми постройками, конюшнями (или хлевами) и промышленными постройками."



2.Wernigerode

02 004 - Kopie
Подчёркнутое:

"Находки: три черепка славянской керамики..."


3. Badersleben

02
Поселение в Бадерслебене было раскопано в 1961 году. Подчёркнутое:

"Интерпретация: предположительно славянское и немецкое средневековое поселение"


4. Wienrode

02 004

Предположительно найдена печь для производства керамики и множество черепков. В интерпретации стоит лишь: "12-13 вв" без определения этнической принадлежности. Но интересно, что информация приводится по данным раскопок 1897 года, а сам источник 1897 года назывался: "древнеславянская керамическая мастерская в Винроде возле Бланкенбурга". (подчёркнутое место).Так как в корпусе находок ГДР ничего не сообщается о новой интерпретации и даётся ссылка только на "древнеславянскую мастерскую", то логично предположить что интерпретация находок как славянских не изменилась.

Больше найти пока не удалось. В том источнике, по которому приводятся цитаты ( Corpus archäologischer Quellen zur Frühgeschichte, Band 1, Textband, Berlin, 1973 ) рассматривалась только область Харца, входившая в ГДР, то та часть, которая сейчас под администрацией земли Саксония-Анхальт. Потому данные не пока полные. Можно заметить и то, что очень многие поселения и находки остались во времена ГДР без интерпретации: просто подписано "средние века" и всё.

Но, за неимением большего, нанесём на карту пока то, что есть. Первое место - Альтенроде - может быть указано на карте не верно, так как в той части Харца, которая принадлежала ГДР было два места с таким названием: один из районов Ильзебурга и пустошь неподалёку от Айслебена. На карте будет указан Альтенроде в Ильзенбурге.


Harz_map

Итак, картина складывается довольно нагляднае: славянское население в предгориях Харца было совсем не редким и главное - прослеживается как по топонимике, так и по археологии и подтверждается этнографией.То же, что сконцентрировано это население было по периметру гор и не прослеживается в самих горах, объясняется довольно просто: горы Харц в раннем средневековье были вообще крайне слабо заселены и покрыты густым лесом.


Немецкая экспансия на восток в средние века. Красным цветом отмечены "старые немецкие земли около 700 года". Зелёным - незаселённые к 1400 году местности (леса и болота). Весь Харц, кроме предгорий, оказывается покрыт лесом.

тоже самое и в уже рассмотренной нами карты из "Археологии западных славян" С. Братера 2001 года.

02 004
Точками показаны незаселённые/покрытые лесом местности на 1000 год. Белым - заселённые. Весь Харц, кроме предгорий, покрыт лесом.

Это же подтверждает и немецкая топонимика Харца, большая часть (точнее вообще почти вся) которой заканчивается на -роде, что указывает на расчистку леса ( от нем. "роден" - расчищать под пашню, выкорчёвывать деревья).


В таком контексте славянское присутствие в предгориях принимает ещё большее значение, особенно учитывая, что в некоторых случаях оно засвидетельствовано очень рано - в самом начале немецкого освоения этих необжитых ещё территорий.

Исходя из этого, дополняю карту сплошным штрихом, а не значками единичных общин.

landkarte_europa_Deutschland3


Говоря о Харце, не лишним будет сказать пару слов и о особенностях этого региона вообще. Харц - довольно особенный в культурном плане регион Германии. Сейчас эти горы представляют собой излюбленный немецкий курорт - как зимний, горнолыжный, так и летний. Скопление культурных памятников тут в разы превышает соседние саксонские равнины - множество старинных замков на горах, практически не изменившиеся со средневековья миниатюрные городки и деревеньки, древние монастыри и их руины. Природные красоты Харца тоже мало кого могут оставить равнодушным. К примеру, рассмотренные нами славянские местности :

IMG_5586
Тале-Вендебург



Вендефурт - славянский брод.

Но главной наверное "достопримечательностью" Харца является его мистичность. Он просто пронизан легендами о ведьмах, языческих богах, чертях, великанах...Не мало сохранилось тут и исторически достоверных языческих святилищ - менгиры, пещеры с найденными в них костями и культовыми предметами бронзового века, камни-следовики, пещерные монастыри, просто причудливо торчащие скалы - почти у каждого места есть своя легенда, так или иначе связанная с нечистью или же ведьмами. Едва ли найдётся другое место в Германии, где плотность легенд о чертях, языческих богах и ведьмах на квадратный километр было бы выше)) Главной обителью ведьм, куда по преданиям они ежегодно слетаются 1 мая, традиционно считается наивысшая точка Харца, называемая "лысой горой". Кстати здесь же, в музее Гослара на северо-западе Харца находится и знаменитый "алтарь Кродо".

Сам собой встаёт вопрос, не поспособствовали ли созданию этих легенд в своё время жившие тут славяне? Ведь как никак то, что один из первых монастырей построен на месте славянского поселения говорит о том, что обитали в Харце они ещё будучи язычниками. А чужаки, да ещё и вкупе и язычники  (немецкие колонизаторы с каролингских времён-то были уже христианами) обычно и воспринимались у других народов как "колдуны" и "ведьмы".

Возможно, память о славянском населении сохранилась в одной из харцких легенд о "венецианцах" на горе Брокен - наивысшей точке Харца, называемой "лысой горой" и традиционно считаемой местом обитания ведьм и нечисти:

Венецианцы на горе Брокен.

Возле горы Брокен расположена долина Моргенброд ( нем. "завтрак" - nap1000 ). Там есть один источник, у которого стоял чужак и держал решето в воде. Обнаружив в решете жемчужины, он складывал их к себе в сумку. Когда же сумка наполнилась, он омыл руки и  проговорил:

"В долине Моргенброд я умываюсь,
А в Венеции обсохну"

Всё это увидел и услышал один человек, живший неподалёку от Брокена. И как только чужак в одно мгновение исчез, он подошёл, собрал жемчужины которые оставил чужак, и  также проговорил:

 "В долине Моргенброд я умываюсь,
А в Венеции обсохну"

И как только он произнёс эти слова, то очутился в совсем чужом городе, в котором не мог ничего понять. Некоторое время спустя он встретил на улице человека, который спросил его, откуда он прибыл. Он рассказал ему свою историю и незнакомец ответил, что ему повезло, так как он рассказал правду. Ведь это был тот самый чужак, за которым он подглядывал в долине Моргенброд. Он взял его к себе домой и предоставил постель, такую дорогую, что ножки её были из серебра и золота. Всё это богатство венецианец добыл в долине Моргенброд. Когда житель Харца проснулся следующим утром, ему дали воды, чтобы он умыл руки и сказал:

"В Венеции я умываюсь,
А в долине Моргенброд обсохну."

Тут же очутился он снова в долине Моргенброд. Когда же он пришёл в свою деревню, выяснилось, что он отсутствовал много много лет. Ему же самому показалось, что прошла всего одна ночь."


G. Kahlo - Sagen des Hаrzes, S. 24, Die Venediger auf dem Brocken.

Как по мне, так сказание похоже на реальную память о контактах харцких немцев, живущих в поселениях в горах и называемых в предании "харцовцами" и славянах, приходивших в горы для обмена или же наоборот - спуске горных немцев в долину в "богатые города вендов" (переосмысленные в "Венецию") для торговли. Чужаки названы в тексте "венецианцами", а их город "Венецией", но на самом деле это слово в местных же диалектах практически не отличалось от обозначения славян и славянских городов: так рассмотренный выше Вендхаус например упоминается в 1221 году как Wened-husen, а Тале - в 936 году как Vuinetha-husun, венецианцы же на современном немецком называются почти также - Venediger, Венеция - Venedig. Что может говорить о том, что ко времени записи легенды имя венедов-вендов ещё жило в памяти, но происхождение его уже могло быть забыто, потому и вызывать ассоциации с наиболее близким фонетически и известным в новое время "народом" - венедигами-венецианцами. Как бы то ни было, единственными чужаками-венетами в Харце были славяне, а не венецианские итальянцы.

На последок же предложу читателям попробовать поискать славянскую этимологию названию возвышенности в северном предгории Харца, в котором было найдено предположительно славянское поселение (Бадерслебен) - корпус археологических находок ГДР ведь предоставляет для этого основания)))))

Оригинал взят у nap1000 в Западная граница расселения славян в Германии. 2. Горы Харц.


___________________________________________________

Из комментариев:
undefined Кстати интересно ещё что у лужицких сербов даже есть славянское название гор Харца, указанное в табличке - Смолины. Вот и думай теперь калька это с немецкого, или наоборот у немцев Харц калька со славянского Смолины. Современное же немецкое "Харц" понимается как "смола", отсюда и "Смолины". Вроде как похоже на лужицко-сербскую позднюю кальку на немецкое слово "Харц" (немецкое Hart, перешедшее в Harz и уже в таком изменённом виде усвоенное славянами),но с другой стороны славянское "Смолины" даже больше подходит к названию этих гор, чем немецкое. Если понимать это от "смолить" - расчищать от леса,то выходит как раз аналог всем этим бесчисленным топонимам на -роде в Харце. Трубачёв приводил значение "смолити" как "выжигать леса", в смысле расчищать землю под пашню в своём "Поиске единства" и оттуда выводил смолян.
undefined
Кстати, Вернигероде - красивое название. Так и подмывает рассмотреть его как "верный город", хотя конечно это "верниге-роде". Роде - понятно, от корчевать и это саксонский корень, а что такое "верниге"? Какое-то имя?
Владимир Слабинский: Выстраивается любопытная цепочка: Вернигероде - "верный город" - город Верный (первоначальное название Алма-Аты). Конечно, это может быть просто совпадение по созвучию, но... очень уж привлекательное совпадение по смыслу.
Tags: Русь, архетипы, история, символы, славяне
Subscribe

  • Дела футбольные

    Вчера "Зенит" сыграл первый матч в Лиге чемпионов УЕФА (2021-2022). Проиграли действующему победителю Лиги на его поле со счетом 0:1. При этом…

  • Матрица 4 или Omnia vincit amor!

    На мой вкус вторая и третья части были лишними, однако четвертую жду с нетерпением. Преамбула: Нео - обычный житель мегаполиса, не молод и не стар,…

  • День защитника знаний

    Вчера поздно вечером написал в стол небольшой текст про главного защитника в буддизме - Махакалу, точнее, про двурукую эманацию Черного плаща. Здесь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments