Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Category:

Западная граница расселения славян в Германии. 4. Тюрингия и Бавария

Bild1

Детальная проработанность Тюрингии и Баварии на предмет славянского прошлого освобождает от надобности заниматься собственными изысканиями в области топонимики и археологии. Однако, как ни странно, многие из достоверно славянских областей той же Тюрингии почему-то не вошли ни в одну из известных мне общих немецких карт расселения славян в Германии. Так что сравним и дополним.

landkarte_europa_Deutschland4


I. Тюрингия

По Херрманну западная граница расселения славян проходила по диагонали примерно через половину Тюрингии, так что северо-западная часть её, включая Эрфурт, получались не заселенными славянами. Что довольно странно, так как именно в западной Тюрингии славянское присутствие очень видно не только по топонимике, но и подтверждается многократными письменными упоминаниями славян в средневековых грамотах. В 1983 году (за 3 года до последней "редакции" карты славян в Германии) вышло очень хорошее детальное исследование славянских следов в Тюрингии, где впервые были представлены детальные карты славянской археологии, топонимики и упоминаний в источниках.

02 023
Археологические находки славянских следов в Тюрингии.

Для наглядности нанесём приблизительные границы земли Тюрингия на эту археологическую карту.

02 023 - Kopie

Даже по этой археологической карте становится видно, что карта Херрманна была не совсем верна, так как славянские находки на западе выходят за Эрфурт, нередки к западу от реки Гера и иногда единично встречаются в бассейне реки Унструт.

Однако, самое интересное начинается дальше. Тюрингия представляет собой крайне любопытный источник для изучения славянского расселения в Германии. Её пример отчётливо показывает, что реальное расселение народа или племени может совсем не совпадать с картой распространения археологической культуры. Для западной Тюрингии сохранилось множество упоминаний о проживании тут славян в церковных документах и грамотах. Эти же данные подтверждают и многочисленные топонимы хорошо известного типа на "венден" в тех же самых местах. Тут упоминают славян с собственным языком, и сохранявших свою славянскую культуру - немцы чётко отличали их от своих. Но археологически проследить это славянское заселение оказалось невозможно - материальная культура была одинаковой с немцами, хотя о сильном смешении, и даже полной христианизации, по крайней мере со позднего средневековья, не могло быть и речи.

02 024

Удивительно, но карта письменных упоминаний славян в Тюрингии дополняет археологическую карту в пределах Тюрингии просто как "инь и янь". Вся западная Тюрингия оказывается заселена славянами, которых, с точки зрения археологии здесь "не было". Не менее удивительно и другое. Письменных упоминаний о славянах в восточной Тюрингии оказывается совсем не много. Едва ли не меньше, чем для западной части. Восточнее же реки Заале, в междуречии Заале и Эльстера и восточнее Эльстера, их и вовсе нет. И это в то время, когда археология показывает очень плотное славянское заселение, так что земли эти безусловно можно считать полностью славянскими. Из чего следует, что отсутствие славянских следов в археологии совсем не обязательно констатирует незаселённость славянами этих земель, а при наличии других свидетельств лишь говорит о том, что материальная культура славян в этих областях слабо отличалась от немецкой.

Очень хорошо пример Тюрингии доказывает и то, что немецкие топонимы на "венден" подразумевали именно славянские поселения, а не происходят от "пастбища" или чего-либо ещё. Как мы увидим на следующей карте, там, где церковные документы, грамоты и хроники упоминали славян в Тюрингии - там как раз и скопления топонимов на "венден".

02 025
Легенда:

1-4 - славянские топонимы
5 - смешанные славянско-немецкие топонимы
6,7  - немецкие топонимы на "венден" ( показаны буквой W )


Карта упоминаний славян среди владений фульдского монастыря (отмечены значком F ) просто один-в-один накладывается на карту топонимов на  "венден" (отмечены значком W).

Упоминания славян в средневековых грамотах оказываются просто неоценимым источником для изучения истории славян в Германии. Не сохранись они, сейчас о славянах на западе Тюрингии никто бы и не знал. Все эти города и деревни на "венден" преспокойно вывели бы из германского пастбища, в подтверждение приведя археологическую карту - мол не было их тут никогда.

Говоря о славянах в Тюрингии, можно упоминуть ещё и то, что возможно тут проживало два разных славянских племени. На это могут указывать два разных типа славянской керамики, известные в Тюрингии - пражский и рюссенский.

02 022
распространение пражского и рюссенского типов керамики в Тюрингии.

Лингвистический анализ тюрингской топонимики указывает на то, что ближе всего по языку местные славяне были к лужицким сербам и чехам.

О том, же что славяне в Тюрингии, так долго проживавшие внутри немецкого государства в немецком окружении, тем не менее оставались вполне себе отличным от немцев народом, со своим языком и культурой и следовательно самосознанием, говорят не только письменные упоминания, то и археология. Особенно интересно, что будучи очень рано включены в немецкую империю, они по всей видимости имели там не меньшие права, чем собственно сами немецкие жители ( в отличие от колонизированного в 12 веке немцами Мекленбурга, к примеру), так, что могли сохранять на протяжении веков свои обычаи и культуру. Ниже приведу небольшое резюме на русском языке из исследование большого славянского могильника в Эспенефельде, к юго-западу от Эрфурта.

02 001
02 002
А вот и карта торгового пути из Киевской Руси в Эспенфельде.

02

Интересно, а как всё-таки называли русские купцы этих тюрингских славян? Немцами поди?)

Остаётся только нанести на карту Тюрингию. Всю.

landkarte_europa_Deutschland4
Знаком вопроса пометил пока не вовсе не рассмотренные области на юго-западе земли Саксония Анхальт. Но кажется, общая картина более-менее широкого расселения славян в Германии и так становится ясной. За сплошной красной чертой - полностью славянские территории, с несколькими крупными немецкими городами-колониями на них, но практически полностью славянским деревенским населением. Штрихом - территории со смешанным славянско-немецким населением.


II. Бавария.

Безусловно, Бавария - "самая типично немецкая", наиболее всего ассоциирующаяся в наши дни с немецкой культурой у других народов земля Германии. При упоминании Баварии на ум приходят идилистические картины альпийских лугов, с пасущимися на них коровами, высокие горы на горизонте, мужчины с кожаных штанах и шляпах, распевающие немецкие песни в забавной своеобразной манере "йодль", женщины в народных нарядах, разносящие свежее баварское пиво и бретцели и тому подобное. Примерно такой Бавария была и в средние века. Но только южная, горная её часть. В северной же половине Баварии в средние века вместо "йодля" пелись скорее протяжные под гусли; пиву скорее предпочитали медовуху, а женщины носили височные кольца - вся северная половина Баварии была заселена славянами. Но бретцели, кстати, были в славянской Баварии. В виде женских украшений - "бретцелей".


02 002

Славянские погребения с украшениями в форме "бретцеля" из Словении и Бамберга.

02 003

Славянские погребения с украшениями в форме "бретцеля" из Словении и аналоги таких украшений, найденные в западной Германии.

02 001

Карта находок славянских "бретцелевидных" украшений и западная граница расселения славян в Германии. Богемия, Словения, Бавария...и даже Рейн. Впрочем, как будет показано в следующем посте, ничего удивительного в славянских общинах на Рейне и в самой западной части Германии не было. А карта, кстати, новая, 2012 года, но как видно, она также учитывает не все области.

О славянах в Баварии также сохранилось много самой разной информации - археологические находки, обширная топонимика и множество упоминаний в источниках и грамотах, потому этот вопрос и тут давно уже детально проработан. Далее несколько карт, для общего представления о колличестве славянского населения в северной Бавариии.



Легенда:

синий цвет - славянская топонимика
жёлтый цвет - смешанная славянско-немецкая топонимика
красный и зелёный цвета - немецкие топонимы на "венден" и "винден", говорящие о славянском населении.

Славяне в районе Бамберга:



красные знаки и названия - славянские археологические находки
оранжевая область - область, известная по письменным источникам, как населённая славянами.
зелёная область - наибольшая концентрация славянской топонимики

Как видим, картина здесь схожая с Тюрингией - славянские области, известные из письменных источников и по данным археологии не сходятся. Материальная культура славян могла мало отличаться от немецкой в общем , но притом славяне ещё обладали собственным языком, культурой и самосознанием и немцы четко отличали их от своих.

Bild4
Славяне в северной Баварии:

черная точка - славяне, известные по ономастике
черный вертикальный прямоугольник - славяне, известные по письменным упоминаниям
белый горизонтальный прямоугольник - славянские могилы 8-10 вв.

Как видно из всех трех карт, плотность славянского населения в северной Баварии была не малой.

Интересно, что и тут, будучи длительное время включёнными с немецкое христианское государство, славяне ещё долго сохраняли языческую религию. Так на язычество местных славян епископ Бамберга жаловался ещё в 1059 году. Из Баварии же известно и несколько славянских идолов - "каменных баб".





Знаменитые Бамбергские идолы.


Идол из Эрбаха, северная Бавария.

Славянские украшения из Штайнхёринга в Баварии:

Bild21


Карту расселения славян в Баварии можно несколько дополнить, проведя её к югу от Дуная от восточной границы до Регенсбурга на западе, и по реке Altmühl - притоку Дуная к северо-западу от Регенсбурга, ориентируясь на славянские погребения и топонимику с последней карты. А также отметить отдельную славянскую общину Geisenfeldwinden к юго-востоку от Ингольштада и юго-западу от Регенсбурга.

landkarte_europa_Deutschland4

Память о славянах в Баварии сохранилась в некоторых славянских заимствованиях, характерных только для местных диалектов. Так например славизмом в баварском является слово "хрен", записываемое как "Kren", вместо употребляемого остальными немцами слова "Meerrettich".



Оригинал взят у nap1000 в Западная граница расселения славян в Германии. 4. Тюрингия и Бавария.

Tags: Русь, архетипы, история, символы, славяне
Subscribe

  • Николай Гумилев — поэт-гусар

    Вспоминая Николая Степановича Гумилева (1886-1921) мы часто упускаем важную деталь его биографии. В Первую Мировую войну Гумилев воевал в составе:…

  • Весна идет!

    «Яблони в цвету — весны творенье. Яблони в цвету — любви круженье». Окрестности Алматы. Цветение яблонь в предгорьях…

  • Мысли вслух...

    Посолонь движется арба, Красным языком по небу шоркаю, Время умерло - чтобы я мог родиться. Владимир Слабинский

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments