Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Рождество Солнца

Юлиус Эвола

РОЖДЕСТВО СОЛНЦА И НОВЫЙ ГОД

Обычаи и праздники, существующие в современном мире только в силу людской привычки, можно сравнить с теми большими валунами, что движение морен древних ледников переместило с простора мира вершин вниз, на равнины.
Таковы, например, такие ежегодные праздники, как Рождество и Новый год. Сегодня они имеют преимущественно семейный и буржуазный характер, хотя встречаются уже в доисторическую эпоху у многих народов, имея весьма иной подтекст: они проникнуты космическим и универсальным смыслом. Обычно не замечают, что дата Рождества не является условной и присуща не только определённой религиозной традиции, а определяется точной астрономической ситуацией: это дата зимнего солнцестояния.
Смысл солнцестояния в первоначальные времена определял смысл данного праздника при помощи соответствующей символики. Однако здесь мы говорим о смысле, имевшем большую важность прежде всего у тех прародителей индоевропейских народов, чья исходная родина находилась в северных регионах, и у которых в любом случае ещё не стёрлись воспоминания о последних фазах ледникового периода. В природе, угрожавшей вечным холодом, опыт движения Солнца в течение года должен был иметь особую важность, и именно точка зимнего солнцестояния приобретала драматическое значение, отличающееся от всех других точек ежегодного движения Солнца. Действительно, при зимнем солнцестоянии Солнце спускается в низшую точку эклиптики; свет, кажется, гаснет, оставляет землю, спускается в пропасть – но, напротив, вместо старого появляется новый свет, он поднимается и сияет, почти как при возрождении. Поэтому в изначальные времена эта точка имела смысл точки появления или возрождения солнечного божества. В первоначальном символизме знак Солнца – «Жизнь», «Свет Земли» – это также и знак Человека. И как в своём ежегодном движении Солнце умирает и возрождается, так и у Человека есть свой «год», он умирает и возрождается. Это же самое значение в изначальное времена приписывалось зимнему солнцестоянию при присвоении ему характера «тайны». В нём солнечная сила спускается в «Землю», в «Воды», в «Гору» (в которую Солнце, как кажется, погружается в низшей точке своего хода), чтобы вновь обрести новую жизнь. В его подъёме его знак смешивается с тем «Древом», которое поднимается («Древо Жизни», чьи корни находятся в пропасти), – «космический Человек» с «поднятыми руками», символ воскресения. И здесь также начинается новый цикл, «новый год», «новый свет». Из-за этого данная дата, видимо, также совпала с датой начала нового года. Нужно заметить, что Древнему Риму также было знакомо «Рождество Солнца»: в ту же дату, перенятую затем христианством, 24-25 декабря, праздновали Natalis Invicti, или Natalis Solis Invicti (Рождество непобедимого Солнца).


В этом сказалось влияние древнеперсидской традиции – митраизма, любимой религии римских легионеров, какое-то время спорившей с христианством за духовное господство над Западом. И здесь интересны последствия этого, выросшие до мистической концепция победы и imperium.
Солнце считается непобедимым из-за его повторяющегося триумфа над тьмой. И такая непобедимость в древней Персии передавалась силой свыше, называемой hvareno. Присущая Солнцу и другим небесным сущностям, hvareno спускалась на царей и вождей, делая их непобедимыми, из-за чего подданные видели в них людей, которые были кем-то большим, чем простыми смертными. И эта концепция нашла опору также и в имперском Риме – в такой степени, что на его монетах часто говорится о «непобедимом Солнце», и что знаки таинственной силы победы свыше нередко смешивались со знаками Императора.
Возвращаясь к «солнечному рождеству» первоначальной эпохи, можно отметить определённые соответствия в том, что выжило в качестве эха в обычаях современного праздника. Среди прочего, туманным эхом является то же народное зажжение свечей на традиционном дереве в рождественскую ночь. Дерево, как мы видели, имело значение символа воскресения Света, угрозы ночи. Также дары, которые на Рождество приносят детям, являются отдалённым эхом, мореническим остатком: первоначальная идея была идеей дара света и жизни, которую новое Солнце, «Сын», даёт людям – дар, воспринимаемый как в материальном, так и в духовном смысле.
[…] Вспомнив всё это, нелишним будет отметить, что ошибочный путь избрал бы тот, кто хотел бы видеть здесь унизительную интерпретацию, пренебрегающую религиозным и духовным смыслом, который имеет знакомое нам Рождество, полученное в наследство от натуралистической и поэтому примитивной и суеверной религии. […] Настоящая «натуралистическая религия» существовала только в воображении какой-то школы истории религий […] или у некоторых диких племён из ряда самых примитивных. Изначальный человек, обладавший определённым уровнем, никогда не поклонялся явлениям и силам природы как таковым – он поклонялся им только в такой степени и из-за того, что они ценились им как проявления священного, божественного вообще. […] Природа для него никогда не была «естественной». […] Она представлялась «чувственными символами сверхчувственного». […] Мир первоначального величия, не замкнутый в определённой вере, должен был покрыться облаками, когда то, чему он соответствовал, приняло чисто субъективный и частный характер, существуя только в виде условных праздников буржуазного календаря, имеющих значение прежде всего как дни, свободные от работы, в наибольшей степени предлагающие возможности общения и развлечения в «цивилизации потребления».

Natale solare ed Anno nuovo // Roma, 5 января 1972 г.Оригинал взят у miroslav_kgn в Рождество Солнца
Оригинал взят у zwaard в Рождество Солнца


Tags: Эвола, арии-индославы, архетипы, символы, традиция
Subscribe

  • С праздником, православные!

    Христос Воскресе! Открытка Александра Федоровича Лазурского брату (1903)

  • Поздравляю, уважаемые коллеги!

    Петербургская школа психотерапии и психологии отношений, прежде всего, сильна своими традициями. А это подразумевает не только сохранение и развитие…

  • XIII Чтения памяти А.Ф. Лазурского

    Слабинский Владимир Юрьевич, к.м.н., Президент МА ПДП, ректор АНО ДПО «Петербургская школа психотерапии и психологии отношений», вице-президент…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments