Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Психотерапевтические цитаты и афоризмы

Лосев А.Ф.-2

Что же со мною делать, если я не чувствую себя ни идеалистом, ни материалистом, ни платоником, ни кантианцем, ни гуссерлианцем, ни рационалистом, ни мистиком, ни голым диалектиком, ни метафизиком, если даже все эти противоположения часто мне кажутся наивными? Если уж обязательно нужны какие-то ярлык и вывеска, то я, к сожалению, могу сказать только одно: я — Лосев!. - А.Ф. Лосев



Несмотря на явную неоднородность творчества А.Ф. Лосева, в нем прослеживается единый мотив, которым философ руководствуется в своих исследованиях и благодаря которому все интеллектуальные занятия Лосева обретают целостный контекст. Философский поиск А.Ф. Лосева был изначально ориентирован на создание оригинальной системы диалектико-феноменологической философии, имеющей в своей основе новые концепции имени, символа и мифа, генетически связанные с имяславием и доктриной православного энергетизма, понимаемой в духе исихазма. Для решения поставленных задач Лосев разработал собственный метод (которому он верен на протяжении всего своего творчества) - метод логико-смыслового конструирования философского предмета на основе синтеза феноменологии и диалектики. В результате использования этого метода он создал качественно новый тип философии - всеохватный символистский синтез, в котором вместо традиционного членения (онтология, гносеология и т.д.) философия организуется по видам символов и сферам их применения. В духе имяславия такая система строится Лосевым на основании тщательного анализа природы «имени» или «слова». Наибольшую глубину и полноту имя обретает, охватывая сокровенный слой бытия и раскрываясь как миф, который есть не вымысел, но последняя полнота реальности, «непосредственно ощущаемая действительность», уже не эйдос, а «само бытие» в его самораскрытии. Лосев в целом характеризует свою концепцию как «энергийный символизм» и «православно понятый неоплатонизм». С первых печатных выступлений 1916-1919 гг. для Лосева характерен напряженный интерес к типологии явлений культуры, античной, русской и западноевропейской. Религиозно-философская концепция Лосева окончательно оформилась в период создания знаменитого «восьмикнижия» 20-х гг. («Философия имени», «Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа»). Прокло-плотиновская триадология в сочетании с христианским персонализмом, статичная описательность явлений культуры вместе с умением обнаруживать динамизм и континуальность описываемого, отвлеченно-системное переопределение и уточнение базовых категорий вместе с эмпирической обработкой обширных терминологических материалов, – характерные черты творчества Лосева. Наряду с типологией основных философских категорий и художественных форм выражения, в «восьмикнижии» подвергнуты критическому анализу и научные «первые принципы» и фундаментальные представления о Первопринципе (Троица наряду с Софийным и Ономатическим Началами). Последние мыслились автором как догматически приемлемые для Церкви. В работах 30-40-х гг. диалектической классификации и переосмыслению подвергнуты выводы математики («Логическая теория числа», «Диалектические основы математики») и логики («О методе бесконечно-малых в логике», «Система логики»). Тогда же была начата беспрецедентная в размахе своем работа по составлению полного свода античных первоисточников по мифологии («Античная мифология» в пяти книгах – опубликована частично) и подготовка главного труда жизни Лосева – «Истории античной эстетики» (1963-94). «История...» с примыкающими к ней книгами «Эстетика Возрождения» и «Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э.» образуют десятитомное собрание общим объемом около 465 п.л., не имеющее аналога в мировой практике гуманитарной науки по широте охвата фактического материала и степени его систематизации. Здесь кропотливое изучение деталей сочетается с обязательным резюме того или иного учения буквально в одной фразе, а логицизм и подчеркнутый методизм обобщений – с художественными, не без интимно-личных интонаций, характеристиками. Лосев прослеживает тенденции, вырабатывает новые предложения не только для категориально-познавательного оснащения культуры нашего времени, но и для заострения теологических проблем. В этом завершающий труд Лосев, «История античной эстетики», смыкается с заданиями первой книги Лосева – «Античный космос и современная наука», а поставленная в 20-х гг. задача пересмотра «относительных» мифологий на фоне «абсолютной» мифологии Богообщения обретает внешнюю форму типологии культур. В последние десятилетия жизни в работах «Введение в общую теорию языковых моделей» (1968), «Проблема символа и реалистическое искусство» (1978), «Знак. Символ. Миф» (1982), «Языковая структура» (1983) Лосев вплотную обратился к вопросам семиотики, языкознания и лингвистики. Результаты «позднего» Лосева объективно смыкаются с его исканиями «имяславского» периода (напр., «Философия имени»). Таким образом, творчество А.Ф. Лосева является попыткой построить всеохватный символистский синтез, который включал бы в себя все аспекты взаимоотношений божественного и мирского, все аспекты богообщения и проявления божественного в этом мире (от «логического» до «культурологического» и «исторического»). В своем историко-философском и культурологическом творчестве Лосев пытался продемонстрировать исчерпание всех возможностей безличного античного онтологизма и необходимость перехода к иным типам культур, базированных на интуициях личности, человеческой либо Абсолютной. Основные работы: Философия имени (1927) Античный космос и современная наука (1927) Диалектика художественной формы (1927) Музыка как предмет логики (1927) Очерки античного символизма и мифологии (1930) Диалектика мифа (1930) Гомер (1960) История античной эстетики, в 8 томах (1968-1994) Эстетика Возрождения (1978) Владимир Соловьев и его время (1990).

Найдено на FB



____________________________________________________________________

Владимир Слабинский: Алексей Фёдорович Лосев (1893-1988) видный представитель русского символизма. Потомственный донской казак. Подобно многим другим русским символистам закончил историко-филологический факультет Московского университета (1915 год). Был собеседником Семёна Франка, Николая Бердяева, Валентина Асмуса, учеником Павла Флоренского. Крупный русский философ, тайный монах Русской Православной Церкви. Книги Алексея Фёдоровича Лосева входят в базовый список литературы, рекомендованной при обучении методу Позитивной Динамической Психотерапии.


.
Tags: Лосев, архетипы, позитивная динамическая психотерапия, психотерапевтические афоризмы, символизм, символы
Subscribe

  • День защитника знаний

    Вчера поздно вечером написал в стол небольшой текст про главного защитника в буддизме - Махакалу, точнее, про двурукую эманацию Черного плаща. Здесь…

  • Весна идет

    А у нас на даче уже весна, чего и вам желаю! Для меня весна - это первые цветы. Пусть не ярок их наряд, но так нежен аромат, В них весны…

  • Николай Гумилев — поэт-гусар

    Вспоминая Николая Степановича Гумилева (1886-1921) мы часто упускаем важную деталь его биографии. В Первую Мировую войну Гумилев воевал в составе:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments