Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Первая церковь Берлина




Следы интересного сооружения были обнаружены в Шпандау - западном районе Берлина. В 8-12 вв в Шпандау существовала славянская крепость, по всей видимости, одна из важных крепостей племени гаволян. При раскопках позднеславянского кладбища археологи наткнулись на остатки стен выполненного в нехарактерной для этой местности здания. Внимание привлекает как техника постройки стен из вертикально поставленных брёвен, так и сама овальная форма здания.



Так как эта необычная постройка примыкала к кладбищу, наиболее вероятно, что речь должна была идти о церкви. Внутри здания были обнаружены следы ещё одной стены из более мощных столбов, предположительно служивших опорой для крыши.



Реконструкция здания в Шпандау.

Однако, странным было не только само здание, но и захоронение, обнаруженное внутри него (на плане обозначенное Grab 44).


Скелет был обнаружен без головы, причём как устройство могилы, так и размещение в ней покойника подтверждают, что тело было изначально погребено обезглавленным. Вне пределов здания на кладбище было обнаружено и другое безголовое захоронение, хотя в этом случае в могиле хватало бы для неё мест.





Интересно, что в поисках объяснения такой странной находки исследователи обращаются к описываемым в средневековым хроникам у балтийских славян человеческим жертвоприношениям или обезглавливаниям монахов в ходе языческих восстаний. Однако, не совсем понятно тогда, при чём тут вообще церковь. Если видеть в обезглавленных захоронениях намёк на человеческие жертвоприношения, тогда уж и в здании логичнее было бы видеть совсем не христианский храм. Если же принять, что здание было церковью, тогда связь с ритуальным обезглавливанием и вовсе пропадает без следа.  Не очевидно, что обезглавленные - монахи, не очевидно и что убили их славяне язычники. Даже больше - и сама интерпретация то здания как церкви лишь предположительна, так как других подобных аналогов в восточной Германии не известно.

По конструкции здание напоминает старинные скандинавские каркасные церкви, хотя прямых аналогов не имеет и среди них.



Модель-реконструкция церкви из города Hemse, Швеция.

Если же рассматривать строение в Шпандау как раннюю церковь скандинавского типа, то объяснение таких странных, вдруг неожиданно появляющихся связей Берлина со Скандинавией по всей видимости стоит искать в событиях начала 11 века. Как известно, на это время приходится поход ободритского князя Генриха Любекского на столицу гаволян - Бранденбург и недолгий период подчинения гаволянских земель ободритам.  Поход этот был частью политики Генриха по утверждению власти над балтийскославянскими землями, также имея цель и предупредить мятежи и обезопасить места их возможных источников. Все основания для таких опасений у него действительно были. Генрих, хоть и имевший право на княжение по тогдашним законам, был в тоже время наполовину датчанином и к тому же христианином. Последнее обстоятельство очень не способствовало его популярности среди подчинённых ему славянских племён и мятежи и попытки его смещения действительно не раз предпринимались в то время. И хотя неизвестно, доходил ли Генрих до самого Шпандау, он подчинил Бранденбург и по судя по всему способствовал приходу к власти в гаволянской столице местного христианского князя. На это указывают как явно христианское имя правившего в Бранденбурге впоследствии некого князя Майнфреда, так и, возможно, обстоятельства его смерти, которая совпала со смертью самого Генриха. Убит этот Майнфред был в своей крепости, то есть, по всей видимости, своими. Причём после этого гаволяне больше не упоминаются и не считают себя зависимыми от ободритов.

И хотя, Бранденбург - это не Шпандау, но последняя крепость скорее всего находилась в подчинении гаволянского князя. Гаволянские князья, даже при нечастых упоминаниях их имён в хрониках, на самом деле были очень влиятельны. После распада велетского союза они сохранили власть над большинством бывших велетских племён между Одрой и Эльбой, кроме четырёх - хижан, чрезпенян, редариев и толленцев - как известно,объединившихся в новый северо-велетский союз лютичей с центром в Ретре. Как показывают списки земель, перешедших в 10 веке во владение бранденбургского епископства, власть гаволянского князя распространялась даже и на некоторые изначально. по всей видимости, не велетские, а сербские племена спреван, лужичан, цервистов и моричан. Исходя из этого, крепость в Шпандау, расположенная у слияния Шпреи и Гаволы, также должна была подчиняться бранденбургскому князю.

Таким образом, Генрих Любекский и короткий период вхождения гаволян в ободритское княжество, могут стать зацепкой. Генрих, датчанин по матери, был тесно связан с датским королевским домом. Вообщем-то и к власти то он пришёл не без помощи датского флота, до этого долгое время скрываясь у своих датских родственников. В своих походах на славянские племена он правда полагался не на датскую армию,  а на саксонцев и нордальбингов, но связи с Данией поддерживал и дальше самые тесные. В частности, на основании отсутствия у Генриха наследников власть над подконтрольными ободритам землями после его смерти даже ненадолго перешла к датскому королю Кнуту.

Связь с описываемыми событиями может иметь и другая находка найденная не в церкви, а уже в самой крепости Шпандау - так называемое "тебальское кольцо".



Кольца такого типа хоть и найдены во многих местах Германии, Франции, Дании и Англии, они в тоже время представляют из себя очень специфическую вещь. Внимание исследователей привлекает нанесённая на такие кольца надпись: "thebal guta gutani". Хоть надпись и нанесена латинскими буквами, это не латынь. Высказывались самые разные версии перевода надписи с самых разных языков: готского, латыни, иврита, арабского и арамейского. Предполагается, что надпись представляла из себя некую магическую формулу, возможно, призванную защитить её носителя от болезни. Как правило такие кольца изготовлялись из драгоценного материала - золота или серебра, а носителями были представители высшей знати ( в двух известных случаях - немецкий император и епископ). В нашем же случае более интересно, что такое же специфическое кольцо было найдено и в церкви Любицы - столицы Генриха Любекского в 12 веке. Любекское кольцо потому этим веком и датируют, а шпандавское - 11. Оба они изготовлены из золота.

Eсли предположение о связи с ободритами верно, то найденное в Шпандау здание с большой долей вероятности является первой известной церковью на территории Берлина. Если же нет, то находка такого необычного здания от этого может стать даже ещё более интересной).

Оригинал взят у nap1000 в Первая церковь Берлина.

Tags: Русь, история. архетипы, разное, символы. символизм, славяне, традиция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments