Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Category:

Про любовь и интерес...

Недвойственность
                                        Владимир Слабинский
                           
Мы зеркала, что без искус
всегда стоят навстречь,
ты отражаешь парадигму мысли,
я – рефлексию чувств…

Движение воды имеет смысл,
лишь для реки, текущей в океан.
Река имеет два начала –
свет родника и море тьмы,
так в отражениях зеркал
сначала был один путь в сон,
лишь позже родились два лепестка,
вмиг подарившие возможность
придти к себе и осознать несхожесть…
Иначе был ли смысл делить
Единое на составляющие части,
ведь имена – лишь проявленья Умы-мати?

Мы зеркала, что без искус
всегда стоят навстречь,
ты отражаешь парадигму мысли,
я – рефлексию чувств,
и в этом высший смысл –
два глаза Бога, созерцающего лотос.

7 мая 1993 - 17 августа 2010

P.S. Ума (санскр. Umâ) — в индийской мифологии самое древнее имя Великой Богини впервые упоминается, как имя супруги Рудры.


Волхв Велеслав "Ещё о трёх уровнях религиозной практики".



1. Для людей, в которых преобладает животное, или «скотье», начало (тантрич. пашу, гностич. гилик или соматик), религия является не более чем средством, обеспечивающим физическое сплочение и выживание народа или некоторой группы людей. Это уровень «биологического» национализма и тотальной обусловленности Сознания плотскими нуждами.

2. Для людей в полном смысле этого слова (тантрич. вира, гностич. психик), религия является чем-то вроде душевной страсти, которая может быть выражена в достаточно широких рамках — от контролируемой Разумом эмоциональной затронутости до неконтролируемого религиозного фанатизма, граничащего с безумием. Религиозная практика этого уровня — душевное «горение», явное либо скрытое, делающее человека безнадёжным романтиком либо неутомимым мыслителем, мучеником за веру либо жестоким «инквизитором», вдохновенным «безумцем», влюблённым в почитаемого Бога, либо рационально мыслящим религиозным реформатором и законоучителем. В зависимости от того, какое начало в человеке наиболее развито, — чувственное или ментальное, — достигнув этого уровня, он может стать экстатиком или резонёром. Если человек при этом не чужд националистических взглядов, то «своя» или «наша» вера всегда будет выглядеть в его глазах «более правильной», нежели вера «чужая».

3. Для тех немногих, кто при жизни вышел за пределы «человеческого, слишком человеческого», для кого Духовные цели являются первостепенными в Жизни (тантрич. Дивья, гностич. Пневматик), свойственно недуалистическое восприятие Мира, отсутствие эмоциональной возбуждённости в религиозной сфере и свобода от многих мирских условностей при неконцептуализированном осознании глубинных Законов Мироздания. На этом уровне человек выходит за пределы как «вульгарного» атеизма людей первого типа, так и личностного Богопочитания людей второго типа, постигая свою Истинную Природу как тождественную Высшему Трансцендентному Духу, или Абсолюту. Для описания своего Духовного опыта такой человек может использовать любой из известных ему понятийных языков, как из числа относящихся к его Родной культуре, так и любых других, при условии, что их понятийный аппарат позволяет сделать это в достаточной мере.

Ведающему — достаточно.

[2010]

--------------------------------------------------------------------------------

Источник: См. Liber II.XVII. http://veleslav13.livejournal.com/98326.html



Воищева Надежда Михайловна Эпоха хорошо дисциплинированных чувств. По роману И.А. Ефремова «Туманность Андромеды» // доклад на XV Ефремовских чтениях, Вырица, 2012



Эпоха хорошо дисциплинированных чувств

Разум и чувство — две силы,

равно нуждающиеся друг в друге,

мертвые и ничтожные одна без другой.

(Виссарион Белинский)

Согласно концепции одного из корифеев Ленинградской школы психологии и психотерапии Владимира Николаевича Мясищева, личностьэто высшее интегральное динамическое формирование или понятие, характеризующееся как система отношений человека к действительности. Личность не разлагается на части. Личность имеет различные свойства, но не сводится к их совокупности. Личность рассматривается только в целом. Выделяют три структурные характеристики отношений:


  • Эмоциональную (чувство),

  • Познавательную (ум),

  • Мотивационно-поведенческую (воля).

Эмоции тесно связаны, в первую очередь, с избирательностью отношений.Через эмоции определяется значимость отношения. Когнитивный (познавательный) компонент больше связан с сознательностью и целостностью. Он дает нам понимание смысла нашего отношения.  Волевой (мотивационно-поведенческий) компонент связан с активностью. Чем богаче система отношений, тем человек более действенен.

Говоря языком более литературным, чтобы совершить подвиг, нужно очень сильно любить и трезво мыслить. «Сильная деятельность разума требует могучего тела, полного жизненной энергии, но это же тело порождает сильные эмоции».

Выделяют 2 движущие силы, которые определяют векторную направленность человеческой жизни, поведение человека: любовь и интерес. Любовь связана, прежде всего, со стремлением отдавать. Отдавать тепло своей души и своего тела, свои знания, свои мечты. Интерес характеризуется стремлением брать, познавать, приобретать новый опыт, который потом можно будет передать другим людям посредством любви. Накопление знаний ради самого процесса бессмысленно, потому что сродни патологическому коллекционированию. Любовь придает жизни смысл и целенаправленность. Здесь речь идет как о любви к конкретному человеку, так и о любви к  Родине, человечеству в целом, к Природе. Человек неспособный любить, не может совершить подвиг ни духовный, ни научный, ни трудовой.

Герои романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» - это люди, живущие в эру Великого Кольца. Гордая эра Кольца, эпоха хорошо дисциплинированных чувств – такими эпитетами награждает автор тот период будущего, который он описывает.

Характеристика эпохи в целом – это отражение общепринятых в данном социуме стереотипов поведения и моральных норм.

По тексту встречаются разные маркеры, которые позволяют идентифицировать человека эры Великого Кольца. Рассмотрим некоторые из них.

«В незапамятные времена люди могли совершать небрежность или обманывать друг друга и себя. Но не теперь!» - говорит Эрг Ноор. Людей эры Великого Кольца отличает «доверчивая прямота», искренность перед самим собой и перед другими членами общества.

«Излишества речи в эру Великого Кольца считались одним из самых позорных недостатков человека»

«Люди эпохи Кольца избегали уговаривать, уважая решения друг друга и доверяя их правильности».

«…человечество избегало малейшего признака абсолютности во мнениях, желаниях и вкусах»

Труд в полную меру сил, труд творческий, соответствующий врожденным способностям и вкусам воспринимался как один из самых важных компонентов счастья. Осознана необходимость не только в перемене рода занятий, но и регулярном чередовании труда и отдыха. «Чем тяжелее труд, тем длительнее отдых, и тогда чем труднее, тем радостнее, тем больше захвачен человек весь, полностью».

«Огромная работоспособность, в прошлом известная лишь у особо выносливых людей, называвшихся гениями, полностью зависела от физической крепости тела и обилия гормонов-стимуляторов. Забота о физической мощи за тысячелетия сделала то, что рядовой человек планеты стал подобен древним героям, ненасытным в подвиге, любви и познании».

На сегодняшний день научно обоснованным считается то, что смещение системы ценностей из духовной сферы в материальную ведет к профессиональному выгоранию.

Мужчины и женщины в личностном плане равны. Как пример можно привести вопрос Чары Нанди: «Разве я настолько древняя женщина, чтобы строить планы жизни в зависимости от дел мужчины, пусть избранного мной?»

Важнейшие стороны воспитания — «это развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения», а также «преодоление самого себя, самолюбивой жадности и необузданных желаний»

Правило и высшее счастье мира Кольца — прежде всего, доставлять радость другим людям.

Подчинение частных интересов общественным.

«Перед человеком нового общества встала неизбежная необходимость дисциплины желаний, воли и мысли... Изучение законов природы и общества, его экономики заменило личное желание на осмысленное знание. Когда мы говорим: «Хочу», — мы подразумеваем: «Знаю, что так можно».

«…самая великая борьба человека — это борьба с эгоизмом! Не сентиментальными правилами и красивой, но беспомощной моралью, а диалектическим пониманием, что эгоизм — это не порождение каких-то сил зла, а естественный инстинкт первобытного человека, игравший очень большую роль в дикой жизни и направленный к самосохранению. Вот почему у ярких, сильных индивидуальностей нередко силен и эгоизм и его труднее победить». Но победить необходимо. Ведь чем больше знаний и способностей у человека, чем больше возможностей их реализовать, тем более масштабны замыслы и больше размах последствий недообдуманных поступков. Выбор путей у людей эры Великого Кольца очень широк, «но эта свобода выбора вместе с тем и полная ответственность за выбор».

Можно сказать, что и любовь – это, прежде всего, ответственность за другого человека, но ответственность, которую берешь на себя с радостью.

По В.Н. Мясищеву «любовь» и «интерес» не являются антагонистами и для здоровой личности невозможны друг без друга. «Мышление холодное, бесстрастное, как счетчик, не является двигателем человеческого поведения; им является мышление страстное, но не пристрастное, толкающее суждения и выводы на неправильный путь».

Любовь нужна всем. Даже самым сильным, смелым, стойким, выдержанным, волевым. Например, командиру звездолета. Такому, как Эрг Ноор. «Ему, который, несмотря на долгие годы испытаний, закаливших волю и чувства, все же устает быть начальником, готовым в любую минуту принять на себя любую ответственность за людей, корабль, успех экспедиции».  Ему тоже нужны поддержка и любовь. Любовь Низы к нему, которая проявляется в виде нежности, всегдашнем напряжении доброй воли, горячем желании отдать все, чтобы облегчить его тяжкий труд, и, что еще важнее, его любовь к ней. Подтверждением тому является его реакция на предложение врача избавиться от любви к умирающей Низе. Эрг Ноор говорит: «Я не отдам своего богатства чувств, как бы они ни заставляли меня страдать. Страдание, если оно не выше сил, ведет к пониманию, понимание — к любви так замыкается круг».

Ефремов пишет: «Подвиг тем труднее, чем больше любовь». Но развивая эту мысль, можно сказать: чем больше любовь, тем более обдуманным и взвешенным будет выбор. Ведь любовь и эгоизм несовместимы.

Ефремов, устами своего героя Дара Ветра, говорил: «Романтика — роскошь природы, но необходимая в хорошо устроенном обществе! От избытка телесных и душевных сил в каждом человеке быстрее возрождается жажда нового, частых перемен. Появляется особое отношение к жизненным явлениям — попытка увидеть больше, чем ровную поступь повседневности, ждать от жизни высшую норму испытаний и впечатлений».

Наше настоящее – это предыстория того будущего, которое описано в «Туманности Андромеды».  Наше настоящее – это  борьба за будущее наших потомков.  Чтобы выстроить это будущее для Них сейчас Мы должны  искать свет в нашей жизни, быть добрыми настолько, чтобы помогать другим, и сильными настолько, чтобы не ожесточиться в моральной духоте окружающего мира. Быть храбрыми! Чем лучше будем мы, тем лучше и выше будет все общество, ибо тут взаимная зависимость.

Завершить хочется призывом танцовщицы Чары Нанди: «Мудрость — это сочетание знания и чувств. Будем мудрыми!»

Источник: http://autumn-spb.livejournal.com/66314.html


Tags: Велеслав, Воищева, Ефремовские чтения, Мясищев, Слабинский, позитивная динамическая психотерапия, теория метода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment