Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Немного о Дикой Охоте...

Оригинал взят у miroslav_kgn в Немного о Дикой Охоте

В замечательном переводе камрада svart_ulfr вычитал следующее:

"«Перхтенлауф - это своего рода процессия в масках. Маски эти назваются «Перхты». Они подразделяются на красивые и уродливые .... красивые перхты часто раздают подарки. Они идут радостно и с громкими криками, если дикие перхты еще не появились между ними. Если эти духи смешиваются между собой, дело приобретает опасныйоборот. В этом случае перхтам следует бежать от них как можно скорее и попытаться добраться до ближайшего дома. Ибо как только они оказывались под крышей, их недруги не имеют больше над ними власти. В противном случае они могут разорвать любого, кто не успеет спастись. Даже сегодня можно увидеть места, где похоронены перхты, разодранные дикими перхтами»

(Sitten, Bräuuche, und Meinungen des Tiroler Volkes, in Höfler, p. 59)."

Мне это более всего напомнило сражение между русальскими дружинами на Балканах, которое могло закончиться летальным исходом (у меня в ЖЖ было как-то обсуждение этого момента). Но там среди ряженых не было градации на представителей добрых и злых духов, да и целенаправленного стремления к убийству соперника, насколько я понимаю, тоже. У германцев же, если верить этому описанию, получается какая-то жуть: добрые перхты мало того что не сопротивляются (только пытаются убежать), так их соперники ещё и убивают их особо жестоким способом (вспоминается разрывание жертвы обезумевшими вакханками в культе Диониса).

Непонятна логика описанного - если этот откровенно изуверский обычай действительно существовал, почему победителями в ритуале остаются злые перхты? Ведь сам этот карнавал связан с победой весны над зимой:

" In particular regions of Tyrol, Salzburg and Bavaria traditional processions of the Perchten welcome the springtime. The Schönperchten ("beautiful Perchts") represent the birth of new life in the awakening nature, the Schiachperchten ("ugly Perchts") represent the dark spirits of wintertime."

У кого есть сведения и мысли по этому поводу - прошу поделиться.

__________________________

P.S. Нашёл оригинальный текст. Картина сильно отличается от перевода svart_ulfr.


"The Perchtenlauf was earlier usual on the last Fasching-evening. It was a kind of masked procession. The masked ones were called Perchten. They were divided into beautiful and ugly.... The beautiful Perchten often distributed gifts. So went it loudly and joyfully, if the wild Perchte herself did not come among them. If this spirit mixed among them, the game was dangerous. One could recognize the presence of the wild Perchte when the Perchten raged all wild and furious and sprang over the well-stock. In this case the Perchten ran swiftly away from each other in fear and tried to reach the nearest, best house. For as soon as one was under a roof, the Wild One could not have them any longer. Otherwise she would tear apart anyone, who she could get possession of. Even today, one can see places where the Perchten torn apart by the wild Perchte lie buried"(Sitten, Bräuuche, und Meinungen des Tiroler Volkes, in Höfler, p. 59)."

Насколько я понимаю английский, речь идёт не о "диких перхтах", а о "Дикой Перхте собственной персоной" (the wild Perchte herself), которая может появиться среди ряженых. Эта "дикая Перхта" названа духом (а не одним из ряженых), её присутствие можно заметить, когда ряженые перхты начинают бушевать и  sprang over the well-stock (это выражение с ходу перевести мне не удалось). Они в страхе разбегаются друг от друга и спасаются в домах именно от неё - от Дикой (the Wild One). Иначе она может растерзать тех, кто оказался пределах её досягаемости. Даже сегодня можно увидеть места, где похоронены перхты, разодранные дикой Перхтой.

В общем, не было там изуверского обычая с убийством одной группой ряженых другой. Речь идёт о легенде, которая теоретически может восходить к древнему ритуалу с жертвоприношением - но это маловероятно. Во-первых, Дикая Перхта приходит за своими жертвами не всегда - говорится о бегстве ряженых "если" она придёт (хотя само слово Perchtenlauf означает "бегство перхтов" и, возможно, первоначально этот сценарий разыгрывался всегда). Во-вторых, её роль не выполняет ряженый - речь идёт о духе (spirit), чьё присутствие можно заметить по их поведению; даже если предположить, что когда-то в карнавале участвовал ряженый, выполнявший роль Перхты - одному человеку даже в состоянии неистовства тяжеловато будет разорвать другого на куски (а уж поймать и разорвать нескольких - и подавно). Так что могилы "мёртвых перхтов", скорее всего, просто местные выдумки, связанные с этой легендой.

К слову сказать, миф и ритуал вероятно выглядят так. Злые и добрые духи в пограничное время бродят по земле, пока не является Богиня-Мать в своём устрашающем обличье и не прогоняет их, восстанавливая миропорядок. Странно только, что они спасаются в домах у людей, хотя логичнее было бы просто прогнать их прочь - обратно в мир духов. Возможно, это просто следствие восприятия дома как крепости, спасающей от враждебных сил...

Tags: Дары Макоши, Мирослав, архетипы, символизм, теория метода, традиция
Subscribe

  • Ахалтекинец

    В детстве посчастливилось увидеть ахалтекинца. Само совершенство! Породе 5000 лет, она считается эталонной.

  • Тобик

    Мою первую собаку звали Тобик, еще в детстве. Это была небольшая лохматая дворняжка. До сих пор помню радость, когда утром с крыльца кричишь:…

  • Весна идет!

    «Яблони в цвету — весны творенье. Яблони в цвету — любви круженье». Окрестности Алматы. Цветение яблонь в предгорьях…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments