Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Category:

Rostochium urbs vandalica: славянский Росток от деревни Держислава до университета Маршалка. Начало.

Оригинал взят у nap1000 в Rostochium urbs vandalica: славянский Росток от деревни Держислава до университета Маршалка. Начало.


Росток - самый крупный город федеративной земли Мекленбург-Передняя Померания. Название его происходит от расположения в устье реки Варнов, и понятно любому из жителей славянских стран без перевода: в целом очень узкий и не глубой Варнов перед тем как впасть в Балтику действительно "растекается" до настоящего залива именно в том месте, где находилась самая древняя ростокская крепость.

Первое упоминание Ростока в письменных источниках относится только ко второй половине 12 века, однако история славянского заселения этих мест восходит ещё к 7-8 векам н. э. Крепости в это время ещё не было, а наиболее ранние славянские поселения находились на месте современных городских районов Гельсдорф, Дирков и в районе церкви св. Петра в историческом центре современного города.


Археолоически подтверждённые славянские поселения на территории современного Ростока.
Легенда:
1- древнеславянский торгово-ремесленный центр (Росток-Дирков)
2- древнеславянские поселения
3- древнеславянские кладбища
4- позднеславянская крепость
5- позднеславянские поселения
6- позднеславянские кладбища


I. Эмпорий велетов и поселение Держислава.

В Диркове в VIII-IX веках находилось значительное торгово-ремесленное поселение. И хотя этот, находившийся далеко от границ франкской империи и, по всей видимости, принадлежащий враждебным им велетам эмпорий не отметился ни в одном письменно источнике того времени, археологические раскопки 1985-1991 годов позволяют пролить немного света на его историю. Как и многие другие подобные открытые поселения балтийских славян (Ральсвик, Гросс Штрёмкендорф), приморский торговый центр в Диркове был открыт случайно, когда в процессе строительства дороги у горы Примельберг рабочие наткнулись на скопления древних артефактов. Кроме остатков домов, колодца, тысяч черепков  древнеславянской керамики, тут были найдены следы обработки кости, янтаря, стекла и металла – как обычного кузнечного дела, так и ювелирного. Из кости изготовлялось множество самых разнообразных вещей от простых крючков и украшенных резьбой иголок для нужд местного населения, так и предназначенных на импорт трёхслойных гребней. В качестве интересного примера резьбы по кости можно назвать изготовление игровых фигур из коренных зубов лошади. Кроме Ростока такая техника применялась также в датском Хаитабу.

Из янтаря изготавливались бусины, различные подвески и пряслица. Как и в Гросс Штрёмкендорфе, высокого уровня в Ростоке достигло производство стекла, в особенности очень ценных по тем временам стеклянных бус. В обоих торговых поселениях для этого применялись импортированные осколки стекла. Качество многих ремесленных инструментов было отменным. Археолог Д. Варнке упоминает найденный в Диркове «изысканный» резец по дереву и два пинцета из кости, пружинное действие которых сохранялись неизменным до сих пор, а один из экземпляров ножниц для резки жести и бронзы оказался самым древний своего рода в западнославянских землях, что говорит о передовом уровне ремесленных технологий в Ростоке в VIII-IX вв. Множество находок импортных вещей и украшений из франкских и скандинавских земель подчёркивают развитую торговлю как по суше, так и по морю.


Население торгового центра жило преимущественно в землянках.


Остатки колодца и реконструкция дирковских землянок.

Любопытно, что дирковские землянки со столбовой конструкцией и угловым положением очага, отличавшиеся от гросс штрёмкендорфских лишь более крупными размерами (до 16 кв. м.), археологам, проводившим здесь раскопки, даже в голову не пришло связывать со скандинавами. И правда, зачем, казалось бы оно, если и у славян они также известны? Потому, большой вопрос, так ли далеко шагнула наука за 6 лет ( в Ростоке раскопки закончились в 1991, а в Гросс Штрёмкендорфе - в 1997) в изучении развития архитектуры на юге Балтики или же всё дело в том, что Росток копали археологи восточногерманской берлинской археологической школы, а Гросс Штрёмкендорф - западногерманской кильской и первые раскопки  пришлись по большей части на времена ГДР, а вторые проводились уже в объединённой Германии.

Проведённые по нескольким сохранившимся доскам колодца анализы дендродат показали конец 8 - певую половину 9 веков. Рядом с колодцем был обнаружен клад, предположительно принадлежаеший жившему в поселении ювелиру и содержавший изделия из золота и серебра, ремесленные инструменты, медные слитки, формы для отливки, пробный камень со следами золота и стеклянные бусы . Особого внимание заслуживает серебрянный эфес меча из этого клада, указывающий на изготовление или, по крайней мере ремонт мечей уже собственно в балтийскославянских землях в 8-9 века


посеребрянный эфес меча из клада дирковского ювелира.

В поселении был найден как франкский (бадорфская,татингская и ракушечная керамика "мушельгрус", эйфельский базальт, пряжка ремня), и скандинавский (фибулы и подвески) импорт. В том числе две "птичьих" фибулы:



вендельская фибула, Росток-Дирков.

Пластинчатые и равноплечные фибулы, несколько медных подвесок, одна из которых была покрыта позолотой.


Золотое кольцо, Росток-Дирков.


Равноплечная фибула, Росток-Дирков.


медная подвеска, Росток-Дирков.

Исходя из контекста находки этих украшений в поселении, а не захоронениях, где работали кузнецы и ювелиры, не кажется невероятным и производство здесь этих скандинавских украшений - хотя, когда разумнее говорить о украшениях в скандинавском стиле.

Ни причала, ни могильника в Диркове найдено не было, однако странным образом одно захоронение находилось прямо посреди поселения. Прах кремированного 30-40-летнего мужчины был оставлен в урне раннеславянского типа Суков. Из инвентаря был вложен лишь трёхслойный гребень.


погребальная урна типа Суков, Росток-Дирков

Не совсем ясным остаётся и вопрос, кому принадлежали эти земли в 8-9 веках - велетам или ободритам. С одной стороны, поселение находилось на реке Варнов, на которой, согластно Адаму Бременскому, в 11 веке селилось ободритское племя варнов. С другой стороны, всего в 2-3 км южнее Диркова в том же 11 веке и на той же реке Варнов находилась столица велетского, точнее тогда уже лютичского племени хижан, Кессин. Если судить по довольно устаревшим картам Й. Херрманна 1960-х, то в культурном плане, не только хижане, но и варны были в 8-9 веках велетскими племенами.


Серыми квадратами отмечены характерные для велетов, так называемые "большие крепости на высотах" или "фельдбергские крепости".

 Kарта находок разных типов славянской керамики также говорит в пользу велетов.
Хотя, стоит учитывать, что фельдбергские как крепости, так и керамика, были всего лишь более распространены у велетов, но сами по себе не могут быть чётким показателем границ расселения племён. К фельдбергским крепостям, например, относят также и Мекленбург - столицу ободритов или Аркону руян, совершенно очевидно, к велетам никакого отношения не имеющих. Также и фельдбергская керамика встречается на всех балтийскославянских землях вплоть до Ютландии и Хаитабу. В силу того, что речь идёт о приграничном реионе, предполагать что-то тут можно лишь крайне осторожно. Как мне кажется, Варнов вполне мог быть границей велетов и ободритов уже в 9 веке, притом что Дирков находился на велетской стороне. В 11-12 веках эти места находились во владении хижан - самого западного из племён союза лютичей.

Не смотря на то, что существование торгового поселения датируют 8-9 веками, славянские поселения в Диркове не прекратили своего существовавания в дальнейшем. Описанное выше ремесленное поселение находилось под горой Примельберг и предположительно было оставлено в середине 9 века. Новое, сменившее во поселение, находилось на самой горе Примельберг. Археологи видят возможным и паралелльное существование обоих поселений недолгий период в 9 веке. Тут также был найден импорт и следы тех же ремёсел, что и в первом поселении, за исключением лишь ювелирного дела. Это новое поселение просуществовало аж до 14 века, хотя должно было потерять значение не позднее середины 12 века, когда центр торовли и ремесла был перенесён в Росток.

Само название Дирков (первое упоминание 1312 как Derеkow) лингвисты вывод из славянского личного имени Дерко - сокращения от Держислава. Дирков, таким образом, должно было значить что-то вроде "поселение Держислава". Однако, отностится это, зафиксированное лишь очень поздно название скорее всего не к торговому центру, а к сменившей его позднеславянской деревне.



Рядом с Дирковом, в прилегающем к Варнову районе Гельсдорф, помимо других славянских находок, было найдено и захоронение воина с мечём. На основании того, что меч был найден в некотором удалении от погребённого, археолог Ф. Бирман, подозревал в этом случае возможное камерное захоронение.



меч 11 века из Росток-Гельсдорфа.

Камерные захоронения, как известно, были очень специфическим, полагавшимся лишь высшей знати, погребальным обрядом. Впрочем, на высокий социальный статус погребённого, вполне соответстующий к примеру уровню какого-нибудь незначительного локального князька или градоначальника, указывает уже и сам меч. Как знать, быть может сам Дерко тут и лежит?)

Tags: Русь, архетипы, история, символизм, славяне, традиция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Интернет-магазин ПДП-инструментарий

    Надежда Воищева пишет в Fb: Первый тираж учебника "Психотерапия" В.Ю. Слабинского несколько месяцев назад был полностью распродан. Заказали…

  • Обучение Позитивной куклотерапии

    Один раз в год авторы методики Владимир Слабинский, к.м.н. и Надежда Воищева, к.пс.н. проводят в Санкт-Петербурге программу повышения квалификации…

  • Наталья Бехтерева о счастье

    «Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность — то-то будем довольны! А запомнится навеки другое — как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments