Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Путешествие к поморским камням


Фотоотчёт о поездке к достопримечательностям устья реки Пены.

Путешествие начинаем с деревни под названием Крин. На вид деревня внушает одну лишь тоску своим унылым видом нелепо стоящих в поле серых бетонных коробок, глядя на которые сложно отделаться от мысли, что оказался в каком-то жутко провинциальном захолустье СССР годов так 80-х. Однако, именно тут стоит церковь, наиболее древняя часть которой относится к 13 веку.


церковь в Крине.



Вокруг церкви в настоящее время находится кладбище. Нас же инртересовала не деревня и внешнее убранство, а древняя каменная купель, находящаяся внутри. Опасения, бывшие ещё до поездки, оправдались - церковь была закрыта. Ухаживавшая на кладбище за могилой женщина сообщила, что закрыта церковь практически всегда, ввиду отсутствия у жителей деревни религиозных позывов. Попасть в неё, тем не менее, оказалось очень просто. Позвонив по указанному номеру, тут же, бросив все свои дела, и не смотря на выходной, появилась ответственная за церковь женщина с ключами, любезно отворившая дверь и проведшая нас внутрь. Внутри, как уже и было сказано выше, стоит древняя каменная купель с интересными резными изображениями, часть из которых, как я считаю, вполне может быть дохристианского происхождения. В частности мотив с птицей, сидящей на дереве.



Когда точно и каким образом этот камень появился в церкви, никто не знает. Найден он был под полом при ремонте церкви, предположительно относится к 12 веку и использовался в качестве купели, на что намекает углубление в верхей части. Рядом ещё одно, поменьше. Очень похожий камень, с очень похожим изображением был найден во дворе другой находящейся неподалёку цекрви в Штольпе, и теперь выставлен в музее Штральзунда, что даёт все основания видеть между ними связь. Вообще весь этот регион - Западное Поморье и Рюген, очень богаты на славянские камни, встроенные в стены церквей или находящиеся в них (см. карту в конце поста). Кроме более-менее известных рюгенских камней в церквях Альтенкирхена и Бергена, два славянских камня с языческими изображениями встроены в церковь расположенного по близости города Вольгаст. Ещё один, называемый камнем Вартислава, находится прямо у проезжей дороги напротив деревни Штольпе, бывшей в 12 веке важным поморским городом. На одной стороне камня изображены крест и рог, а на другой - не совсем разборчивое изображение человеческой фигуры.



Предполагается, что камень мог быть поставлен поморским князем Ратибором в память о своём убитом в 1135 году брате Вартиславе, однако, каких-либо аргументов за подлинность такой интерпретации нет. В действительности, насколько бы ни была красива легенда и как бы ни было велико желание связать его с историческими событиями, никто попросту не знает кем и когда этот камень был тут поставлен. Сейчас он перемещён на несколько сотен метров от места первоначальной находки. Камень большой, почти в человеческий рост. В контексте большой концентрации резных камней с языческо-христианскими изображениями в регионе, он также весьма интересен.



От камня Вартислава направляемся в Вольгаст, через большой и очень интересный лес, начинающийся у крошечной деревеньки Врангельсбург, названной так в честь владевшего этим местом в 17 веке и построившим здесь небольшой, сохранившийся и до наших дней "дворец", шведского генерал-губернатора Карла Густава Врангеля. Славянское название этого места было Гладеров. Прямо за "дворцом" Врангеля в лесу расположено Дворцовое озеро, а за ним - Чёрное озеро, о котором в 19 веке была записана любопытная легенда.


Чёрное озеро в лесу у Врангельсбурга.

Недалеко от Врангельсбурга в округе Грайфсвальд расположено два озера, вода в одном из которых имеет жёлтый, а в другом - совсем чёрный цвет. В этом последнем озере, которое называют чёрным озером, давным давно затонула церковь с тремя башнями. Это случилось в Иванов день и теперь каждый год в этот день из озера можно услышать звон колоколов с башен, такой жалобный и печальный, что не передать словами. Каждые сто лет два колокола на час показываются из воды и подплывают к берегу.

И вот случилось так, что однажды в такой день два ребёнка из Врангельсбурга, мывшие в озере своих кукол, положили их сушиться на один из колоколов, находившийся в это время под солнцем у берега. Этим колокол был привязан и не мог вернуться назад в озеро. Другой колокол позвал его: "Анне Сузанне, поплыли со мной!". На что первый колокол отвечал в печали: "не могу, дорогая, меня связали!". Пришлось первому колоколу одному возвращаться в пучину озера.


Вода в озере действительно чёрного цвета, как и в чёрном озере на Рюгене.



Немного времени большой прекрасный колокол оставался лежать на берегу, тут же собрались возле него местные помещики, решившие отвезти его в Гютцков и повесить там на башню, чтобы он звонил для них. Однако, сделать этого никак не удавалось, даже после того, как для этого запрягли 16 коней, колокол нельзя было сдвинуть с места. Тогда пришёл один крестьянин из деревни Царнеков с двумя быками, которых он запряг и проговорил: "во имя Бога, для богатых и бедных!" После этого волы двинулись с места и без напряга увезли колокол в Царнеков, где его повесили на башне. Теперь колокол в деревне Царнекове - лучший во всей стране.

В этом чёрном озере, помимо прочих рыб, плавают две очень больших щуки, замечательные тем, что носят короны на головах. Однако поймать их очень сложно.


Сюжет этого замечательного предания имеет многочисленные паралелли среди сказаний и легенд бывших славянских земель юго-восточной Балтики. Мотив об утонувшем в озере городе, обычно связываемом с вендскими временами, с прекрасными колоколами на церквях, звонящими теперь из под воды каждый год на Иванов день - один из самых популярных в Мекленбурге. Счёт таких преданий идёт на десятки. Мотив о  перевезке колоколов с помощью повозки, запряжённой двумя быками, так живо относящий читателя с Тацитовым описаниям культа Нерты, сохранился также и в заэльбских древанских землях Нижней Саксонии, где также связывается со славянами-язычниками. Явно отдельный мотив предания о больших щуках с коронами на головах, которых трудно поймать, так же известен и из других мест. Наиболее известно предание о большой щуке с золотой короной в озере Тетеров, расположенного, как и это Чёрное озеро, в землях чрезпенян. Тетеровскую щуку также не могли поймать местные жители.



Окрестности озера довольно живописны: прекрасная неброская и немного грусная, "северная" красота, так характерная для сырых мекленбургских лесов. Также они выглядели и две тысячи лет назад, когда на летнее солнцестояние к ним собирались жители окрестных деревень, в то время, как волхвы возили изображение божества в запряжённой двумя быками повозке...Связь времён в таких местах, всё их волшебство и сила, ощущаются просто кожей.


План местности. Слева направо: деревня Врангельсбург, Дворцовое озеро, Чёрное озеро, Славянская крепость. Поле, прилегающее к крепости называется Вендфельд - "славянское поле".

Неподалёку от озера в лесу расположены очень хорошо сохранившиеся руины большой славянской крепости.



Эта, одна из самых больших славянских крепостей, которых мне доводилось видеть в Мекленбурге, состояла из трёх валов: главного и двух посадов. Такие большие крепости были характерны для восточного Мекленбурга и являются одной из отличительных черт культуры велетов. Крепость датируют предположительно (по керамике) позднеславянским периодом, однако более-менее детальных планомерных раскопок тут никогда не проводилось.


валы славянской крепости отлично видно в лесу до сих пор.


ров между главной крепостью и посадом.

В сам Вольгаст в этот раз не заезжали, и, посмотрев на гору, на которой жрец Яровита, предостерегая местных жителей от принятия христианства, лишь из окна, направились в другой, расположенный к северу от Вольгаста лес, где можно увидеть каменный круг из больших, в человеческий рост, камней. До нашего времени, правда, сохранилось лишь 5 из них. Впервые камни были описаны в 19 веке, речь тогда ещё шла о двух каменных кругах. Обращает на себя внимание схожесть этих каменных кругов с каменными кругами из Боитина в западном Мекленбурге.



Об этом поморском каменном круге также сохранилось практически идентичное Боитину предание, сообщающее о пастухах, пасших в этом месте своё стадо и дошедшим до такой дерзости и богохульства, что начали играть в кегли хлебом. Из леса раздался голос, призвавший их немедленно отправиться в Волгастскую церковь и прочитать там "отче наш". Пастухи не послушались и были обращены в камни: сами пастухи в большие, а их собаки в маленькие. Пастуха, послушавшегося и отправившийся в Вольгаст, по призыву голоса, та же судьба постигла по дороге - вместе со своим псом он обратился в камень.



Чем были эти загадочные каменные круги в древности? Другие предания связывают их с судебным местом и сообщают о том, что ночи в этом лесу настолько беспоконы, что лошади не могут здесь ночевать. Видимо эти древние памятники не были обычными дольменами, каких бесчисленное множество в Мекленбурге. Однако, похоже, функции у них были схожие. Проводившиеся внутри каменного круга раскопки обнаружили на этом месте кладбище эпохи бронзы, использовавшееся на протяжении долгого времени.


План раскопок поморского каменного круга. Чёрные точки - урновые захоронения. Обведённые красным - наиболее древние из них. Кладбище использовалось на протяжении нескольких столетий, так что повещам археологи смогли проследить эволюцию форм. Из находок в основном керамика и фибулы.


находки из кладбища с стратиграфическом порядке.

При раскопках Боитинских кругов также была обнаружена керамика, предположительно из захоронений железного века. Может ли быть совпадением, что предполагаемые священные места или "места силы" так часто оказываются местами древних захоронений? Почитали ли их, как места, где до сих пор живут души легендарных предков? Такое решение казалось бы логичным, вот только временной промежуток-то аж в тысячи лет. Народная память глубока, порой забывая или меняя детали, она самым непостижимым образом способна сохранять на протяжении тысячелетий главное.

Сам лес вокруг камней не менее мистичен. На каменные круги мы попали уже на закате, спускавшаяся тонкая дымка тумана только усиливала восприятие. Лес действительно не спокойный, отовсюду доносятся странные птичьи крики, громкие и похожие скорее на хрюканье.



Уходить отсюда не хотелось, потому решили ещё немного прогуляться по лесу. Встретив сиганувшего от нас в чащу оленя, замечаю в шутку, что в преданиях встреча с оленем традиционно бывает знаком. В погоне за оленем герой как правило попадает в какие-то роковые ситуации, а то и вовсе в другой мир. Потому, упускать такую возможность никак нельзя. Сворачиваем с тропы и отправляемся в "оленью сторону", болтая, через некоторое время вполне предсказуемо сбиваясь с пути, а заодно и замечаем две вещи: за короткое время внезапно уже сильно стемнело и неизвестно, где мы вообще находимся. Разумеется, в таких случаях всё один-к-одному: у меня на телефоне садится батарейка, а у моей спутницы он и вовсе оказался забыт в машине, найти которую без фонарика уже минут через десять станет невозможно...



На улице отнюдь не жарко, да и вообще перспектива заночевать в лесу, где не выдерживают даже лошади, мягко говоря, не кажется особенно привлекательной. Однако, вопреки всему, вся ситуация приносит лишь позитивные эмоции. Верите ли вы в знаки? Машину мы всё же нашли, совершенно случайно, уже в темноте, но довольно быстро. А до этого - нашли и "оленя". НА ДЕРЕВЕ висела некая не совсем понятная, напоминающая череп кость, значительных размеров и, судя попокрывшей кость зелени, висела довольно долго. Каким образом оказываются такие вещи на ветвях в лесу, почему в полутьме, следую по следу пробежавшего оленя и заблудившись, попадаешь именно к таким деревьям и что за птицы кричали с деревьев так странно - эти вопросы, как ни странно, пришли в голову намного позднее. Тогда же всё казалось совершенно естественно и логично: полное ощущение гармонии и чего-то большого, о чём говорить бессмысленно. Нет, не прост этот лес... Вот только, что это за странная находка, сможет ли кто определить?



Мне она живо напомнила найденную в Мекленбурге, изготовленную из оленьего черепа в каменном веке маску.


Северо-западное Поморье. Красным цветом отмечены места находок славянских камней:
1. Крин
2. Штольпе
3. Камень Вартислава
4,5 Камни в Вольгастской церкви.

Чёрными овалами обведены упоминаемые в 12 веке в письменных источниках места языческих храмов (Вольгаст, Гютцков).
Чёрные цифры - места из поста:

6 - чёрное озеро
7 - славянская крепость
8 - каменный круг

Оригинал взят у nap1000 в Путешествие к поморским камням.

Tags: Пауль, Русь, архетипы, символизм, славяне, традиция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments