Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Весенние женские праздники – древнейшая традиция

Весна и чествование женщины цветами – древнейшая европейская традиция. В честь богини Артемиды был назван первый весенний месяц март как артемизион. Ей – владычице полунного мира и матери – кормилице посвящались веселые праздники с карнавальными действиями и танцами. В Риме в честь богини Венеры был утвержден особый весенний праздник, праздновавшийся в апреле. Роза – прекраснейший из цветов – был посвящен Афродите/Венере. В древнеруской традиции цикл весенних женских праздников с песнями – веснянками открывали богиня брака и веселья Лада (Мати-Лада) и ее дочь, увенчанная венком Леля/Ляля. Цикл этот начинается с марта – апреля (22 апреля – девичий праздник «ляльник»).



Но менее известно, какую исключительную роль вообще играл культ женского божества в истории народов Восточной Европы, т.е. как в истории наших предков – древних русов, так и в истории других народов нашей страны. Исследователи античности отмечали, что известные предания об амазонках на берегах Азовского моря отражали ту исключительную роль женщин в жизни местных племен, где женщины выступали не только как воительницы, но и как предводительницы и воинственные царицы целых народов. Это был культ Великого женского божества, распространенный в древности по всей Восточной Европе.


Образ Великой Богини и Владычицы остался запечатленным в древнерусской традиции в северной вышивке. Весь Русский Север – от Пскова на западе до обширных архангельских краёв на востоке – изобилует вышитыми трёхчленными композициями, включающими женскую фигуру в центре, часто несоразмерно крупную, ее голова оформлялась как солнечный диск с короткими лучами, расходящимися во все стороны, – и две мужские фигуры по бокам или у ног её в роли «прибогов» – служителей богини. В средневековых русских поучениях рассказывалось, что был древнерусский обычай поклонения женским идолам: «кланяются написавше жену в человеческ образ», т.е. обычай поклонения вышитым женским изображениям (вышивать как «писать шёлком»). В русских сказках Василиса Премудрая и Прекрасная воплотила в себе триаду: Владычица или Хозяйка, воплощение Красоты и Мудрости.

Поклонение Небесным владычицам и Солнечным девам было известно и у народов урало-алтайской семьи языков, т.е. было распространено на всем пространстве нынешней России, что также отразилось в фольклоре многих народов Севера и Сибири.

Православие понимало важность древних традиций для народа и, критикуя их ритуальную сторону, приурочило к большинству из древнейших праздников христианские великие даты. Древнерусские женские праздники стали праздниками Богородичного цикла или праздниками, установленными в честь Пресвятой богородицы. Праздники эти охватывали время от осенних циклов с древними традициями поклонения рожаницам или богиням, покровительствовавшим рождению и плодородию. В христианское время праздник рожаниц стал Рождеством Богородицы (8 сентября). Весенние женские праздники были приурочены к Благовещению Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля). Циклы женских праздников пронизаны астральной силой: сентябрь – осеннее равноденствие, март – весеннее равноденствие.

Известно, что древнейшие священные даты использовались политикой. Так, западноевропейская традиция Вальпургиевой ночи была подменена праздником солидарности трудящихся 1 мая. Можно предположить, что подсознательная память о древних женских праздниках пробудилась в известное время в головах деятельниц левого женского движения и воплотилась в международный Женский день 8 марта. Но в РСФСР, возникшей из расчлененной России, этот день очень рано принял именно форму Женского весеннего праздника с прославлением женщины цветами и подарками (что на Западе категорически не воспринимается). Думаю, это духи наших великих сестер – восточноевропейских Великих богинь и Матерей пробудились в нашей памяти и вдохновили чествовать Женщину, как ее чествовали по весне еще на заре нашей истории. Думаю, пора нам осознать это.

Поэтому выступаю с инициативой возродить Весенние женские праздники на основе древней традиции, уходящей в глубину нашей собственной истории, веселые светлые праздники в честь Её Великой, способной дарить жизнь и радость красоты и мудрости. Март был началом этих празднований, пусть этим днем останется 8 марта!

С весенним Женским праздником вас, сестры мои! С артемизионом, с памятью о наших великих предшественницах – царицах и берегинях земли нашей! Цветов вам и радости без меры!

(С) Лидия Грот, кандидат исторических наук, 08.03.2014 http://pereformat.ru/2014/03/zhenskie-prazdniki/#more-4457


Tags: Грот, Дары Макоши, Русь, архетипы, позитивная динамическая психотерапия, праздники, символизм, славяне, теория метода, традиция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments