Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Про Бабу-Ягу

Баба Яга Смерть
Волхв Богумил (Гасанов): Тождество Яги и Смерти выводится также из силезской сказки.



Девушка потеряла корову, которую, как оказалось, увела некая старуха (jakás stařenka). Делать нечего, надо идти выручать пропажу. По дороге ее постоянно предупреждают не совать голову в петлю. Советники, надо сказать, необычные – птица, метла, плясавшая на гумне, полная бочка крови, забор, сделанный из кишок, жарящиеся на печи дети: «Не ходи туда, будет тебе беда» – предупредили дети. «Не будет!» – отрезала девушка и вошла в соседнюю комнату». Это не просто страшная сказка, но скорее мистический триллер в духе «Сайлент-Хилла»… В комнате ее ждала старуха, воплощающая чей-то ночной кошмар: «вместо своей головы торчала у нее между плеч конская голова, свою же голову старуха держала на коленях и гладила (místo své hlavy seděla jí mezi rameny hlava koňská, svou pak hlavu měla stařenka na klíně a vískala)». Выслушав просьбу девушки, она начинает выпытывает ее, что та видела по дороге – девушка по навности сдает всех своих информаторов. Комментарии старухи поясняют, кем или чем являются эти доброхоты: птица – «это мой слуга», метла – «то была моя служанка», бочка крови – «то было мое вино», жуткий забор – «то были мои платья», мертвые дети – мясо. Убедившись в полной не способности гостьи соображать своей головой, что явно следует из того, что она проигнорировала все предупреждения, старуха открытывает свою истинную суть, сожрав дуреху: «старуха-смерть (stařenka smrť) схватила девушку, задушила и съела» (Friedrich, s. 369).

Tags: Богумил, Дары Макоши, Русь, архетипы, символизм, сказки, славяне, теория метода, традиция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment