Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Category:

Ответ Владимира Майкова на Открытое письмо Станислава и Кристины Гроф, часть 3

Чего не хватает холотропной парадигме, чтобы стать научным подходом? Заметки о работе с персональным и трансперсональным кризисом

Беда приходит оттуда, откуда меньше всего ее ждешь. Открытое письмо Грофов едва не убило меня. Отчетливо помню, как сердце с первых мгновений пронзила острая боль, как будь-то кто-то вонзил мне нож в спину. Я читал и не мог в это поверить. «Наверно, это какой-то чудовищный розыгрыш, – какой-то хакер взломал почту Стэна и послал от его имени этот кошмар». Разум не понимал и не принимал, как это возможно…. Еще три недели назад перед отъездом из Калифорнии я брал интервью у С. Грофа у него дома в Милл Вэлли, возле Сан-Франциско, и он сам заверял меня в «дружбе до самого конца жизни» и в нерушимости этой дружбы. Теперь я понимаю, что представления Грофов о «дружбе до гроба» все-таки отличаются от тех, что усвоил я, живя в России. У нас «друзья познаются в беде», друзей не предают на растерзание молве, а если собираются раздружиться, то, сперва, хотя бы предупреждают и пытаются разобраться, и только потом, если эти действия не дают результата, могут объявить войну. Но и в этой войне всегда будут соблюдать справедливость, никогда не превышая необходимую меру.


Если бы не место, где я тогда находился в кратком отпуске (остров Тенерифе на Канарах), если бы не беззаветная и мудрая поддержка моей жены Кристины, если бы не друзья, не атмосфера ритрита по Дзогчен с Чогъялом Намкаем Норбу, – то, кто знает, где бы я был сейчас. Сердце болело, жгло и раздиралось на части. Я держался на нитроглицерине и сердечных каплях, а также на постоянном медитативном вглядывании в эту боль в глубине сердца и вытаскивании тех жал, которые были воткнуты в него. То, что я понял сейчас, окроплено моей кровью, выстрадано в этом мучительном познании. Я вглядывался во все обвинения и старался, как бы ни было тяжело, принять их, отрешившись от личных интересов и позиций и взвешенно проверить их справедливость с общечеловеческой высоты. Возможно, это мне не до конца удалось, и я заранее извиняюсь за субъективность своих размышлений и за те чувства, которые они могут вызвать. Для меня следованию этому процессу, разворачивание его – это часть терапии и работы по осознаванию. Я как бы освобождаю свое сердце от сотни маленьких, впившихся в него иголок, и боль постепенно уходит. Не знаю, зарастут ли эти раны и заполнится ли когда-нибудь оставшаяся там пустота?

В контексте нынешней политической истерии вокруг Украины и медийного вранья со всех сторон, позиция Грофов была отождествлена в некоторых откликах в сети с невыигрышной позицией американского фундаментализма. Почему, а главное зачем Грофы выступили в совершенно несоответствующей им роли обличителей ереси и палачей? Кто-то в сети сейчас обсуждает идею о том, что Грофы – типичные «америкосы», с их ненасытной жаждой денег и власти, только перекрашенные в небесный трансперсональный цвет. Таких «америкосов», считающих весь мир своей вотчиной, а население планеты своими вассалами, ненавидит 90% остального населения Земли. Для меня Грофы всегда являлись планетарными гуманистами и критиками такого великодержавного «американизма». Не могу я подозревать их и в политической слепоте, охватившей добрую половину мирового гуманитарного сообщества в связи с украинскими событиями, когда мои коллеги, которых я считал достаточно зрелыми и осознанными, высказывали очень пристрастные и взаимо обвиняющие позиции. Хотя полностью исключить влияние политической атмосферы на этот конфликт я все же не могу.

«Черная метка», посланная Грофами, не сработала. Я выжил, хотя и поседел еще больше за эти тяжелые дни. Невероятно тяжело услышать от людей, которых ты любил и почитал 25 лет обвинения во лжи и предательстве, особенно, когда ты так уверен в них и в своем чистом отношении к ним. Кому было выгодно навязывание мне роли врага ХД? Мне, – тому, кто 20 лет был его активный поборником в России и в мире? – Зачем Грофам было надо вступать на этот путь сомнительных действий? Стоит только пустить тьму в душу, – и она уже не уйдет. Я хорошо знаю, что я - обычный человек: не гений, не герой и не ангел, но ведь я и не демон. Увы, но своим письмом Грофы также показали, как они иногда решают конфликтные ситуации.

Лейтмотивом письма Грофов является обвинение меня во лжи. Я, дескать, лгу о своей поддержке ХД и о своем отношении к ним, я использую их, дискредитируя их имя и идеи. Однако, как в этой ситуации быть с тем, что я чувствую совсем противоположное тому, о чем говорят Грофы. В глубине своего сердца я всегда относился к ним с теплом и большим уважением, и наверно, поэтому, сделал для распространения их идей и ХД столь много, как, возможно, никто в мире. И делал я это не для денег и карьеры ( я в этом смысле ничего не достиг и живу достаточно скромно), а по велению сердца. Кроме того, люди, хорошо знающие меня, общающиеся со мной в разнообразных ситуациях (друзья, близкие, студенты, коллеги) никогда не замечали того лживого отношения, в котором я обвиняюсь в письме. И таких людей тысячи, в отличие от горстки моих оппонентов, некоторые из которых даже не знают меня лично, не были на моих семинарах и конференциях и не имеют никакого понятия о задачах и диапазоне моей деятельности за последние 20 лет. И поэтому это письмо также явилось травмой для всех, поддержавших меня. Но если в большой системе отношений отчетливо присутствует ложь, то где же она и кто ее источник?

Я вижу в основе этой ситуации тему двойного предательства. Сперва, два года назад против меня восстал мой любимый ученик, возглавивший немногочисленный лагерь моих российских оппонентов и занявший в итоге операции по дискредитации и свержению мое место руководителя российского GTT. В ходе этой операции он заручился полной поддержкой владельца GTT Тэва Спаркса, которому было выгодно выдвижение «своего», обязанного ему человека. В итоге при новой власти в два с лишним раза повысили плату за обучение и стали вести программу на английском языке только силами американской команды GTT. Конечно же все эти изменения мотивировалось самыми благими целями: необходимостью платить за повышающееся качество такого образования – ведь приезд большой международной команды фасилитаторов и учителей требует немалых средств. Все предшествующие годы я этому успешно сопротивлялся, апеллируя к тому, что доходы россиян намного меньше европейских и американских, и стоимость семинаров не должна превышать среднерыночные цены, иначе именно те люди, которым эти знания больше всего нужны, не смогут его получить. Я также отстаивал наше право получать знания на родном языке, а не через переводчика, от людей, нередко плохо знающих Россию и ее культуру, и для этого хотя бы половину программы вести на русском языке носителями русской культуры.

При полном невмешательстве Грофов (мы уже не хозяева GTT, – говорил Стэн, – и я понимал и ценил эту позицию) 1.5 года назад GTT забрало у меня право обучения ХД, которое я начал и развивал в России 20 лет. Мне не только не предложили «выходного пособия» по увольнении, но всячески замалчивали и искажали мою роль в истории российского ХД, и также подвергали нападкам в сети. На сайте российского GTT ни разу не упоминается мое имя и предшествующая история ХД в России, словно программа началась вместе с назначением нынешнего руководства российского GTT на свои посты. Как это напоминает перлюстрацию истории всеми, приходящими к власти в результате неправомерных действий. Если наблюдается такая картина, то она уже – вытесненный симптом болезни. При этом нынешняя деятельность российского GTT питается созданными мною ресурсами (изданные книги, позитивный имидж, широкая известность через телевидение, харизма, подготовленные сертифицированные ведущие на Украине, в Болгарии, России и Казахстане, на сертификатах которых моя подпись, немалое количество участников из числа моих студентов).

Месяц назад, тщательно готовя почву для новой атаки, мои оппоненты обрушили на Грофов такую порцию односторонней информации обо мне и моей деятельности, что Грофы ощутили преданными себя и свое дело, и под влиянием этого чувства написали гневное неуважительное письмо, забыв о своем старейшинстве, мудрости, оставив серединную позицию в конфликте между мной и GTT. Обвинительное письмо Грофам с указанием моих ошибок составлено моими оппонентами в классическом для России жанре доноса в вышестоящую инстанцию о непослушном вассале. Целью таких доносов, как правило, было сведение личных счетов и виды на имущество и нематериальные активы вассалов со стороны конкурентов. Но, разумеется, все это всегда мотивировалось высокими идеалами наведения порядка и наказания возмутителей спокойствия. Жанр письма тоже классический: «Не могу молчать…». В сценарном плане оно является энергетически заряженным «эмоциональным шантажом», призывающим патриархов трансперсональной психологии (ТП) наказать распоясавшегося вассала, творящего в России многочисленные бесчинства. Теперь я лучше понимаю, почему в первый же день после получения письма Грофов у меня в ушах зазвучала хорошо знакомая с детства ария Дона Базилио о клевете из оперы Россини “Севильский цирюльник”. В ней даются детальные наставления о том, как по капле вливать клевету, которая “в начале сладка” и “ветерочком чуть-чуть порхает” и “как будто-бы украдкой слух людской едва ласкает”. А в конце арии уже весь мир пропитан ядом и клеветой, и торжествует зло. Ведь «ложь должна быть чудовищной, чтобы в нее поверили» (Геббельс).

Согласно «холотропной парадигме» Грофов (ХП) при работе с «исцелением наших самых глубинных ран», необходима безусловная поддержка человека, общества, планеты. Без этого невозможно ответное доверие. Своим письмом Грофы пошатнули веру в то, что они сами являются гарантами справедливости в ХД и ТП. Если они способны обвинить человека без его выслушивания, то о каком диалоге и демократии может идти речь? Если они обрушились с сокрушающей критикой на своего близкого друга и последователя, сыгравшего столь важную роль в ХД и ТП в России и в мире, то какие гарантии могут быть у всех остальных их последователей и друзей? Более того, письмо Грофов является подстрекательским: оно как бы заранее благословляет любую возможную расправу надо мной со стороны оскорбленных в своих чувствах последователей.

Грофы заняли эмоциональную и несбалансированную позицию, противоречащую подавляющему большинству фактов и здравому смыслу, отметающую и обесценивающую 25-летнюю дружбу и сотрудничество. Если это было сделано ради защиты моих оппонентов от бесчинств «российского тирана», то я понимаю их гнев, так как они выступали в защиту справедливости. Но все равно это не отменяет необходимости профессионального и цивилизованного прояснения ситуации. В последнем личном письме (12 апреля) они попросили извинения за неправомерность нападок на «Дыхание синестезии», вступили в диалог по теоретическим разногласиям и высказали четкие претензии, по поводу моих "искажений их слов и идей", на которые я им лично отвечаю. С подобного рода частных писем и принято начинать прояснение отношений, и только потом, если в результате прояснения выявлены причины для размежевания-борьбы-наказания, приступать к действиям в рамках профессионального сообщества. Если и это не помогает, то тогда взывают к большому сообществу (Фэйсбук, сети, суды). Грофы же сразу использовали «тяжелую артиллерию», обрушив ее залп на ничего не подозревающего противника.

Какая-то часть меня глубоко благодарна жизни за этот опыт. Мне хочется сказать «спасибо» Тэву и моим российским оппонентам, ибо они заставили меня оставить обучение ХД и продолжить поиск, который привел к открытию возможностей гибкой и неограниченной работы с дыханием. Мне хочется сказать: «Спасибо, Стэн, спасибо, Кристина», ибо без вашего Открытого письма я еще долго мог не знать того, чего знаю сейчас. Я теперь лучше понимаю всех еретиков, поставленных инквизицией к позорному столбу и сожжённых на кострах. Я сопереживаю позору Ф.М. Достоевского, над которым возле виселицы в последний момент перед исполнением смертного приговора совершили гражданскую казнь, лишив его всех званий, сословий и имущества, а затем сослали на каторгу. Я намного лучше понимаю своих российских оппонентов, в первый день после публикации Открытого письма Грофов упивавшихся «окончательной победой», намного превышавшей их ожидания, но сейчас, когда на них обрушилась волна разрастающегося отклика, беспокоящихся за свои активы и позиции. А возможно, что я не прав, и нет никакой коварной интриги и заговора и обмана, и все происходящее укладывается в печоринскую фразу из лермонтовского «Героя нашего времени»: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Я сострадаю своим оппонентам и понимаю их, и у меня нет никакого желания платить им той же монетой. Я не получу никакого удовольствия от их любого «справедливого наказания», потому что знаю, как они при этом будут страдать. Не дай Бог, никому пережить то, что пережил я неделю назад, будучи оговоренным своими бывшими учениками и обвиненным своими учителями. Я не собираюсь платить своим российским оппонентам той же монетой, ибо догадываюсь, как несладко им уже приходится и без моей ответной деятельности. Волна возмущения, поднятая их поступками, уже готова накрыть их самих. Они сейчас похожи на саперов, подорвавшихся на собственной мине или охотников, выстреливших в угаре погони за зверем себе в ногу. Всплывают факты об упущениях в их профессиональной деятельности, о проблемах с профессиональной этикой. Время все проясняет, люди все увидят и могут просто отвернуться от них. Но более всего в этой ситуации мне больно за Грофов, позволивших вовлечь себя в этот конфликт, и утративших в нем равновесие и справедливость.

Будучи изгнанным из «трансперсональной семьи» Грофов, я кроме гонений и остракизма обретаю и Свободу: свободу мыслить беспристрастно о ХД, ТП, ХП, не имея при этом никаких клановых обязательств, а руководствуясь установлением истины. И хотя способ, которым я получил эту свободу, достаточно брутален, я благодарен за нее своим учителям.

Итак, перейдем к конструктивным замечаниям о ХД и ХП, возникшим в ходе моего размышления о нынешнем конфликте. Что, по моему мнению, здесь нужно сделать, чтобы они продолжали быть актуальными и востребованными (как это было 20 и даже 10 лет назад), а не стать экспонатами в МУЗЕЕ истории трансперсональной психологии? Все высказанное дальше, является моими субъективными размышлениями в данный момент времени, гипотезами, не претендующими на истину в последней инстанции. Мне кажется, что пока дальнейшая судьба ХД достаточно проблематична. Проданное Грофами любимое дитя не получило у приемных родителей должной заботы и может так и не развиться, если не получит реальной поддержки. Думаю, что для осуществления этой поддержки:

1. Необходима всеобъемлющая фальсификация (в смысле К. Поппера) всех аспектов холотропного подхода, т.е установлении его границ. Без этого всегда будет существовать тенденция к экспансии и ошибочным представлениям и действиям.
2. Метод ХД, к сожалению, является пока слабо защищенным от всевозможных «наездов». Пока живы основатели метода, он еще способен держать оборону силой их высокого авторитета. Но после их ухода ХД будет неизбежно атаковано в свои уязвимые места с разных сторон.
3. Со стороны фундаментальных религий и последователей фундаментализма любого толка – за свою революционную природу.
4. Со стороны академической психологии – за элементы иррационализма и отсутствие достаточных мостов с мейнстримом.
5. Со стороны доминирующих психотерапий – за те риски, которые имеются и в самом методе (работа с необычными состояниями сознания), и в его неквалифицированном использовании.
6. Со стороны политиков-карьеристов и истеблишмента – как хорошая возможность сделать карьеру на разоблачении опасных для общества движений.
7. Представление о «Внутреннем целителе»: его необходимо демистифицировать. В таком виде, как оно существует сейчас, всегда будет риск и опасность иррациональных трактовок. Кратко я об этом уже писал. Подробнее см.мою выходящую книгу об «изначальной психотерапии» и 9 ликах «внутреннего целителя».
8. Необходима всеобъемлющая теория Состояний сознания (СС), а не только нестрогое определение ОСОБЫХ холотропных и хилотропных состояний. Основы этой теории есть у К. Мартиндейла, А. Дитриха и Ч. Тарта, а также в многочисленных исследованиях ИСС. В Работах К. Уилбера проведено детальное различение между состояниями и стадиями сознания и подробно описана матрица их взаимосвязи. Исторически первой теорией СС является Абхидхарма. В ней вводятся представления о потоке сознания – сантане, дхармах, аятанах, скандхах, бхути. В буддистском тантризме – это принцип мандалы, поясняющий мгновенное творение мира в восприятии из пустоты. Как СС связаны с человеческой ситуацией (трансперсональной антропологией)? Необходимо связать холотропную перспективу с многотысячелетней линией Единства, Недейственности, Целостности в философии, духовности, науке. Это может дать основу понимания холотропных состояний сознания.
9. Существующие механизмы привнесения инноваций в холотропный подход не соответствуют современным научным стандартам. ХД может обновляться только сверху (Грофы и Спаркс). Никакие инновации не проходят из горизонтали (сертифицированные ведущие) или снизу (клиенты и участники семинаров и программы GTT). Ряд талантливых и нестандартно мыслящих профессионалов, когда-то связанных с ХД, были объявлены отступниками и отлучены от официального GTT.
10. О чем говорит неспособность сделать критику инструментом собственного развития? – Прежде всего о закрытости системы и ее консерватизме: критика и связанные с ней возможные изменения этой системе не нужны. В этой ситуации любая критика несет угрозу стабильности системы, а критики автоматически становятся врагами.
11. ХД должно избавиться от опасности быть принятой за секту. Для этого, оно не должно отгораживаться от всех остальных трансперсональных движений и вступить с ним в активный диалог и взаимообмен, шире участвовать в европейском трансперсональном движении. В свою очередь ТП не должна ограничиваться ХД, а быть в активном диалоге с родственными направлениями (интегральный подход, процессуальная теория) и с академической наукой.
12. Необходимо решительно отделить науку от религии в ТП. Устранить саму возможность какой бы то ни было «трансперсональной церкви».
13. В ХП пока отсутствует всеобъемлющее представление о работе с переживаниями и методах их интеграции. Есть прекрасно работающая практика, но нет ее объяснения. Я сам давно начал работу в этом направлении, разрабатывая представление о языках переживаний (языках глубины), кругах и методах интеграции. Это хорошо известно моим студентам по кафедре трансперсональной психологии Московского института психоанализа, которые проходили со мной эти темы.
14. Необходимо всеобъемлющее понимание Работы с Дыханием: описание Матрицы дыхательных практик и того, как связаны Дыхание, Внимание, Смысл, Энергия, Переживание. Эту работу мы делаем в программе ЕВРОТАС «Трансперсональное дыхание».
15. Это лишь начало длинного списка предложений по анализу и дальнейшему развитию холотропного подхода – и приглашение для тех, кто хочет этим заниматься. Я сам был, есть и буду конструктивным критиком холотропной парадигмы, процессуальной работы, интегрального подхода и всего трансперсонального поля. И мои студенты и коллеги хорошо это знают. И они также знают, что единственной причиной этой критики является установление истины и эволюция знания и практики. А наиболее общей платформой для такого критического исследования является философское и общенаучное знание и опыт духовных традиций, объединенных с современной жизнью. И я уверен в том, что эта критика прежде всего конструктивна и способствует развитию трансперсональной психологии.
16. Только что (12-13 апреля) прошел Всемирный день ХД, совпавший с Днем космонавтики и Вербным воскресением. Скоро наступить Пасха: в эти дни 25 лет назад, в 1989 году я лично познакомился с Грофами. В нашем только что прошедшем семинаре было много замечательных участников с удивительными глазами и волшебными переживаниями. И хочу еще раз сказать: я благодарен Грофам за их дары, и для меня одной из величайших радостей является наблюдать, как меняются люди в ходе семинаров ХД и как их измученные лица в конце сессии озаряются спокойствием и светом.
Tags: Гроф, Майков, холотропное дыхание, этический комитет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments