Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Category:

Основные этапы формирования горизонта проактивности по данным биографического анализа И.А. Ефремова

© Слабинский В.Ю., Воищева Н.М. Основные этапы формирования горизонта проактивности по данным биографического анализа И.А. Ефремова / доклад на XIV Ефремовских чтениях, 23 апреля 2011 г., Вырица, Россия

Биографический анализ – это один из методов психодиагностики, который заключается в сборе и анализе данных о жизненном пути человека, изучении объективных условий жизни, событий среды и поведения человека в этой среде, изучения истории переживаний (эволюции внутреннего мира) и истории творчества человека [3].

В своем исследовании мы опирались на уровневую теорию личности А.Ф. Лазурского, cогласно этой теории жизнь каждого человека проходит на определенном уровне функционирования (табл. 1).




1. Низший уровень – плохо приспосабливающиеся к среде люди, социальные аутсайдеры, маргиналы, борцы за выживание. Уровень дезадаптации. Преимущественно реактивное поведение. Короткий коридор развития. Ориентация на свой собственный прошлый опыт. Преимущественно обратная временная перспектива.

2. Средний уровень – хорошо приспосабливающиеся к среде, способные находить благоприятные ниши, социально успешные, однако при этом ведомые. Уровень адаптации. Активное поведение. Средний коридор развития. Ориентация на собственное и общественное время, близлежащее к настоящему. Преимущественно прямая временная перспектива.

3. Высший уровень – лидеры, формируют собственную новую среду, те, кого Лев Николаевич Гумилев назвал пассионариями. Уровень гиперадаптации. Проактивное поведение. Долгий коридор развития. Ориентация на общественное отдаленное прошлое и будущее время, способность совмещать его с собственным настоящим временем. Способность произвольно использовать прямую и обратную временные перспективы.

Для диагностики уровня личности человека Лазурский выделяет пять основных параметров. Эти же параметры могут выступать, как критериями перехода с одного уровня на другой, так и психотерапевтическими мишенями в плане реконструкции отношений личности.

1. Богатство личности, определяемое по общему количеству психической продукции, сюда относится «объем интереса» или широта области, на которую он распространяется.

2. Интенсивность отдельных психических проявлений – чем более развита личность, тем сильнее и ярче будут ее проявления.

3. Сознательность и идейность психических проявлений. Определенно можно утверждать, что развитие личности – это, прежде всего, увеличение осознанности и идейности. Данная идея в дальнейшем получила развитие в работах ученика Лазурского – В.Н. Мясищева.

4. Всевозрастающая координация психических элементов, развитие личности напрямую связано с такими чертами характера как собранность, аккуратность, обязательность, пунктуальность.

5. По мнению А.Ф. Лазурского, важнейший параметр – это тенденция к повышению психического уровня, стремление к совершенствованию.

Термин «проактивный» был впервые введен В. Франклом для обозначения человека, принимающего ответственность за себя и свою жизнь, не ищущего причин происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах. В понимании Франкла проактивность близка к понятию интернальности [4].

Одним из первых, кто противопоставил активность личности постулату реактивности, на котором строится весь бихевиоризм, дав этому специальное название – проактивность, был Г. Олпорт. Описывая черты зрелой личности, он указывал, что психически здоровые люди имеют способность выучивать новые шаблоны поведения и личностно развиваться в течение всей жизни. Им свойственно проактивное поведение, т.е. здоровый человек не только реагирует на внешние стимулы, но и способен сознательно воздействовать на свою среду новыми, ранее не испробованными, способами и вынуждать окружающую среду реагировать на них. Проактивное поведение не просто направлено на снижение напряжения, но также создает новые напряжения [4].

По нашим представлениям, у каждого человека свой собственный «коридор развития» (рис.1).



Под коридором развития здесь понимается весь потенциально возможный путь развития человека, связанный с максимальным использованием внутренних и внешних ресурсов. Внутренние ресурсы (эндопсихика) связаны с особенностями конституции человека (индивидные характеристики), а внешние (экзопсихика) – прежде всего, с возможностями социализации, усвоения общественного опыта (экономическое, правовое, профессиональное положение, особенности общности, в которой формируется личность и т.п.) Потенциальную (максимально возможную) длину коридора развития определяют внутренние ресурсы человека, а внешние ресурсы дают дополнительные возможности для продвижения по этому коридору развития вперед.

Очевидно, что возможности для личностного развития у всех людей различны. Например, то, что для одного будет верхним пределом, потолком реализации той или иной способности, для другого может быть только началом пути. Но весь путь личностного развития укладывается во временные рамки жизни того или иного человека. Так как человек смертен, и, как говорил классик, «внезапно смертен», то стартовые возможности (как точку начала личностного развития) у разных людей будет находиться примерно на одном уровне. Но, чем дальше линия жизни отходит от момента рождения, тем ярче будут проявляться возможности и ограничения, связанные с внутренними и внешними ресурсами человека.

Весь накопленный за тысячелетия человечеством багаж знаний можно назвать зоной видимости. Это то, что уже существует в мире, то, что имеет четкие образцы для подражания, стандарты, идеалы. В зоне видимости всегда можно соотнести себя с кем-то, на кого можно ориентироваться. Поэтому здесь достаточно ясно определяются критерии успешности.

За зоной видимости находится зона невидимости (непроявленности). Это территория еще несозданного, но потенциально возможного. По нашему мнению, попасть на эту территорию могут только те, чей «коридор развития» далеко выходит за рамки проявленного мира. В зоне невидимости нет явных образцов для подражания, нет четко определенных стандартов. Поэтому двигаться вперед в зоне невидимости приходится практически на ощупь, полагаясь на свою интуицию.

Для людей, у которых их «коридор развития» полностью находится в зоне видимости, существует вполне определенная возможность достигнуть максимума в раскрытии своего потенциала. А для людей с длинным коридором развития достижение максимума проблематично, при том, что нереализованная потенциальная возможность повысить уровень развития той или иной способности путем выхода в зону невидимости будет постоянно давить, создавать ощущение незавершенности, недоделанности, зря проживаемой жизни. Образцом для подражания для таких людей может быть только их идеальное максимально реализованное Я, которое пока находится в зоне непроявленного мира. Выйти за пределы видимого мира очень сложно, часто страшно, да и не понятно, как это можно сделать. Таким образом, человек с незаурядными способностями сталкивается с внутриличностным конфликтом, сутью которого является противоречие между необходимостью максимальной самореализации для ощущения наполненности жизни смыслом и неявностью путей достижения максимального раскрытия своего потенциала.

Горизонт проактивности – максимально возможный уровень развития и использования внутренних и внешних ресурсов человека, необходимых для достижения отдаленных по времени значимых жизненных целей, соотнесенный со степенью изменения окружающего мира в процессе и результате достижения этих целей.

Рассмотрим более подробно понятие «горизонт проактивности» в соотнесении с вышеуказанной концепцией «коридора развития».

Для человека, у которого «коридор развития» его способностей полностью находится в зоне видимости (проявленности), линия горизонта проактивности будет располагаться в зоне общечеловеческого прошлого, то есть степень изменения окружающего мира в результате достижения значимых для этого человека целей будет близка к нулю. Ничего принципиально нового привнести в мир он не сможет (рис.2).



Для человека, «коридор развития» которого выходит в зону невидимого мира, линия горизонта развития будет находиться в зоне общечеловеческого будущего. Чем выше линия горизонта в зоне будущего, тем больше возможная степень изменения человеком окружающего мира (рис.3).



Таким образом, перед тем, как ответить на вопрос, как сформировался горизонт проактивности И.А. Ефремова, нужно выделить два типа проактивности: 1)личностный (линия горизонта развития конкретного человека); 2)общечеловеческий (связанный со степенью изменения окружающего мира при достижения человеком максимально возможного уровня развития его способностей в процессе достижения значимых целей).

Соответственно, можно выделить такие критерии проактивного поведения как: 1) привнесение нового в общечеловеческую копилку знаний (на общечеловеческом уровне) и 2) самотрансцеденция как выход за пределы себя (индикатор личностного роста).

В соотнесении с уровневой теории личности А.Ф. Лазурского высшими являются люди проактивные в общечеловеческих масштабах.

По нашему мнению, в биографии И.А. Ефремова можно выделить несколько важных для его личностного развития событий.

1. Детские игры с медведем, который жил в доме Ефремовых в Вырице. Медведь – это тотемное животное славян, общение с которым активизировало структурные архетипы в психике и позволило уже в детском возрасте пережить чувство вневременности, отличающее сакральное от обыденного (временного).

2. Увлечение в шесть лет фантастическими романами Жюля Верна[1], что способствовало формированию творческого мышления, способности переживать вымышленные события и перемещаться в вымышленные миры.

3. Переезд в 16 лет во Владивосток, где Ефремов устроился матросом на судно[1]. 16-17 лет - возраст важной инициации, суть которой психологическое взросление. Жизнь во Владивостоке, который в те годы еще сохранял атмосферу и традиции свободного города – порто франко, а также рейсы на судне на Камчатку, Сахалин, в Японию способствовали формированию особой дерзости мышления, укоренению чувства собственного достоинства, изживанию провинциальности в любых ее проявлениях. Напомню, что из Владивостока приехал в Голивуд культовый актер Юл Бриннер. Кроме того, импритинговые переживания безграничности морского простора, когда линия горизонта физически воспринимается, как место, где сходятся море и небо, когда, как отмечают многие моряки, исчезают различия между прошлым-настоящим-будущим временем и новое целостное время ощущается всем телом, способствовало формированию горизонта проактивности.

4. Научные палеонтологические экспедиции научили Ефремова оперировать огромными пластами общественного времени, что позволило ему «опрокинуть прошлое в будущее» и увидеть отдаленное будущее, как субъективную реальность, совместить его с собственным настоящим временем.

5. Переписка с Полом Андерсеном [2], который увлек Ефремова теорией наличия в истории точек бифуркации / сингулярности. Исследование истории с целью понять, что могло бы произойти, если бы нечто случилось в критически значимый момент возможно только при наличии развитого навыка произвольно использовать прямую и обратную временные перспективы.

Таким образом у И.А. Ефремова сформировалось специфическое отношение ко времени.

Напомним, что согласно одной из максим Позитивной Динамической Психотерапии, выделяют три характеристики времени жизни человека, определяющие качество отношений личности: прошлое, настоящее, будущее. Прошлое признается значимым, но не определяющим. Настоящее осмысляется важным, но не единственным. Будущее видится достижимым, но не обязательным. ​

В завершение доклада приведем еще одну иллюстрацию – портрет Ивана Антоновича Ефремова кисти Бориса Ольшанского.



Список литературы:
1. Константинов А. Светозарый мост. О жизни, творчестве и идейном наследии И.А. Ефремова // Провозвестник Великого Кольца: к 100-летию И.А. Ефремова, СПб.: Ноосфера, 2008. С. 5-47.
2. Пол Андерсон – Ивану Ефремову // М.: Сверхновая, 1997. Вып. 1-2. С. 249-299.
3. Слабинский В.Ю. Основы психотерапии. – СПб.: Наука и Техника, 2008. – 464 с.
4. Старченкова Е.С. Проактивное совладающее поведение в построении жизненных стратегий. // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. Л. А. Коростылевой. Вып. 12. СПб., 2008.

Об авторах.

Слабинский Владимир Юрьевич, к.м.н., доцент Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова; руководитель Санкт-Петербургского института Позитивной Динамической Псиотерапии и Психологии Отношений

Воищева Надежда Михаиловна, аспирантка факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета; куратор образовательных программ Санкт-Петербургского института Позитивной Динамической Псиотерапии и Психологии Отношений

Tags: Воищева, Ефремовские чтения, Лазурский, Петербургская школа психотерапии, Слабинский, позитивная динамическая психотерапия, теория метода
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments