Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Хайдеггер о русском начале

При изучении философских предпосылок метода Позитивной Динамической Психотерапии особое значение мы придаем "диалогу" Семена Людвиговича Франка и Мартина Хайдеггера. На наш взгляд, авторские научные конструкты, понимаются только при рассмотрении их в мировоззренческом (личностном и надличностном) контексте. Можно сказать, что мировоззрение любого ученого предопределяет любую его научную работу и что сквозь любой текст "мерцает" архетип. В таком ключе, особый интерес представляют рассуждения о психологии других народов, в которых тонкая грань Мы-Они превращается в мощную линзу, позволяющую увидеть значимые детали. Приведу несколько цитат Мартина Хайдеггера о русском начале, опубликованных в "Черных тетрадях" (94-96 том).

«Русские, уже столетие назад много знали, и знали точно, о немецком начале, о метафизике и поэзии немцев. А немцы не имели никакого понятия о России. Перед каждым практически-политическим вопросом, [вместе] с которым мы должны соотнести себя с Россией, стоит единственный вопрос: кем же, собственно, являются русские. Как коммунизм (взятый в виде безусловного марксизма), так и современная техника суть полностью европейские явления. Оба – только инструменты русского начала, а не оно само»
[34].

«Необозримая простота русского начала (des Russehtums) включает в себя нечто непретенциозное и необузданное – и обе черты в их взаимопринадлежности. Большевизм, полностью нерусский, есть одна из опасных форм, способствующих вырождению сущности русского [начала] и потому развязыванию исторического процесса негативного движения; как таковая форма он приуготовляет возможность деспотии des Riesigen, но содержит и другую возможность – что это das Riesige выродится в безосновность своей собственной пустоты и лишит фундамента существенность народа» (Ebenda, S. 65).

«В сущности русского начала заключены сокровища ожидания скрытого Бога, которые превосходят [значение] всех сырьевых запасов. Но кто поднимет их на поверхность? т. е. освободит (так), чтобы высвечивалась их сущность…? Что должно произойти, чтобы таковое стало исторической возможностью?» Ответ типовой: снова апелляция к “das Seyn”: «Само бытие (Seyn) должно в первый раз одарить собою (sich verschenken) в своей сущности и к тому же это должно исторически преодолеть верховенство сущего (Seienden) над бытием, преодолеть метафизику в её сущности»[38].


«Россия – не Азия, она не азиатская [страна], но она столь же мало принадлежит Европе. И большевизм, тем более – не русское [начало]. Таким образом возникает темная опасность того, что обновленное и радикальное упрочение большевизма (т. е. авторитарного госкапитализма, который не имеет ни малейшего отношения к социализму, основанному на чувстве) надолго отодвинет пробуждение русского [начала] из-за деспотии техники и индустриальной интеллигенции.

Данное упрочение приведёт только к разграблению страны, представленной в качестве западной и на этом пути используемой… «Западные (люди) (Western) теперь уже не помещены (а ещё меньше помещены немцы) внутрь такого исторического осмысления, которые для сущностного осмысления русского начала было бы сильным и достаточно творческим»[40].

Цитаты взяты из статьи главного научного сотрудника Института философии Н.В. Мотрошиловой "Почему опубликование 94–96 томов собрания сочинений М. Хайдеггера стало сенсацией?" В бумажном виде статья появится в журнале "Вопросы философии" (№1, 2015 год).  http://new.philos.msu.ru/news/item/opublikovana_novaja_statja_nv_motroshilovoi_o_khaidegge/
Tags: Хайдеггер, позитивная динамическая психотерапия, славяне, теория метода, транскультуральная психология, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments