Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Эткинд про Выготского - 1 часть: Л.С. Выготский и еврейский вопрос

В русской и западной литературе Л.С. Выготскому посвящены многие серьезные работы. Особо здесь нужно отметить многолетние усилия М. Г. Ярошевского. Последняя, самая подробная монография трактует Л.С. Выготского как классика психологии развития [50]. Он продолжает интересовать и психоаналитиков, находящих в его теориях совпадения с последним словом своей науки [52]. Однако и сегодня важные аспекты интеллектуальной биографии Л.С. Выготского остаются неясными или недооцененными.

Необходимость новых переосмыслений творческого пути Л.С. Выготского очевидна. Политический контроль привел к таким искажениям интеллектуальной жизни, масштаб которых и сейчас еще трудно оценить. Цензура и самоцензура ограничивала работу не только советских исследователей, но и западных коллег, зависимых от публикуемых в СССР материалов, а иногда и от трактовок. Новые публикации архивного характера проясняют множество темных мест истории советской мысли и в особенности ее зарубежные связи; но восстановление исторической канвы требует не только архивной работы. Более всего, вероятно, важно историческое изменение множества подходов, оценок и интуитивных представлений,- смещение самой оптики исследования, которое для русских ученых имеет, в сравнении с предыдущим поколением, едва ли не катастрофический характер.

Настоящая статья посвящена пяти эпизодам интеллектуальной биографии Л.С. Выготского, характеризующих преимущественно ранний, наименее понятный ее период.

Л.С. ВЫГОТСКИЙ И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС


Творческий путь Л. С. Выготского принято открывать его первой психологической работой, обратившей на себя внимание будущих коллег,- докладом на Всероссийском съезде по психоневрологии в январе 1924 г. В новейших исследованиях, более чутких к культурному контексту, ключевыми для становления взглядов Л. С. Выготского считают его "Психологию искусства " (см. [50]) и работу о "Гамлете " (см. [37]). Но, как известно, первыми опубликованными работами Л. С. Выготского были его литературнокритические статьи.

Период литературной критики был коротким и в сравнении с продуктивностью, которая станет характерной для Л. С. Выготского десятью годами спустя, не очень плодовитым. Судя по "Списку трудов Л. С. Выготского " [7], в 1916 - 1917 гг. выходят пять его рецензий, среди которых отзывы на вышедшие тогда книги Вяч. Иванова, Д. Мережковского и две рецензии на А. Белого. Ранние рецензии Л. С. Выготского и сегодня озадачивают исследователей. Если в публикациях советского времени их не стоило перепечатывать или хотя бы пересказывать по причинам, которые станут ясными из последующего изложения, то для западных исследователей эти его сочинения, похоже, остались вне знакомого им контекста; их лишь перечисляют как свидетельство того, что Л. С. Выготский был "хорошо образован " в литературе серебряного века [50]. Все же странно, что ранние работы Л. С. Выготского до сих пор не анализировались.

Наиболее крупная из рецензий Л. С. Выготского была напечатана под названием "Литературные заметки " в еврейском культурнопросветительном журнале "Новый путь ". Она представляет собой довольно большой, занимающий полтора разворота, анализ только что вышедшего "Петербурга " А. Белого. По свидетельству близкого с Л. С. Выготским в Гомеле С. Ф. Добкина, будущий психолог считал "Петербург " "самым замечательным романом из современной литературы " (см. [13; 26]). Содержание "Литературных заметок ", однако, выходит далеко за пределы литературы. В них встречаются довольно неожиданные рассуждения, специально не связанные с "Петербургом " или связанные лишь косвенно. Любопытно, что Л. С. Выготский оставляет без рассмотрения психологическую подоплеку "Петербурга ", которая именно в этом романе очевидна: начиная с В. Ф. Ходасевича ([35]; см. также [5]), писавшие о "Петербурге " использовали интерпретации психоаналитического характера. Действительная тема "Заметок " - еврейский вопрос в России и отношения евреев с русской интеллигенцией.

В своих "Заметках " Л.С. Выготский пишет: "Очень часто приходится слышать обвинение в том, что евреи склонны все решительно, даже не имеющие отношения к этому "всемирному племени " (слова Ф. М. Достоевского), рассматривать сквозь призму еврейской проблемы. Точно все, что совершается в мире, вся мировая история, в ее великом и малом - все равно, имеет к ней непосредственное касательство ". Так часто кажется евреям; но часто о том же самом - "мир вращается вокруг еврея " - кричат и антисемиты. "Разумеется, это не больше, как грубая ошибка, пожалуй, невежественное заблуждение ",- оговаривается Л.С.Выготский. И все же, пишет будущий психолог, так устроен человек, что, даже зная о своем заблуждении, он продолжает руководствоваться не этим знанием, а несомненной для него данностью опыта: "И жизнь наша продолжает протекать на основе ложных предпосылок - будто земля неподвижна и солнце вокруг нее вращается. Такова уж природа человеческого "я ", так уж устроен человеческий глаз, что всякое открытое место представляется взору замкнутым кругом, в центре которого - сам наблюдатель. Так же обстоит дело в мире идейном вообще, еврейском в частности; трудно, смотря в мир из глубины еврейского "я ", не представлять себе, что крестовые походы и открытие Америки - спутники планеты еврейской истории " [5; 27].

При всей самоиронии этого рассуждения в нем присутствует некоторая двусмысленность. Так и остается непонятным, к чему относит автор открытие Колумба - к еврейской истории или мировой; та же неопределенность характеризует и способ, которым Л.С.Выготский воспринимает роман А. Белого. "Точно так же, как во всякой точке истории всемирной прощупывается история еврейская, так и во всякой точке проблемы России есть выход в проблему еврейскую ". Основную идею романа Л.С. Выготский видит в противопоставлении Петербурга и России, причем столице, какой ее описывает А. Белый, присущи еврейские черты. Впрочем, признает Л.С. Выготский, "трудно даже сказать определенно, указать точно, в чем именно выразился антисемитизм автора ".

Рецензент различает у А. Белого антисемитизм "непосредственный " и некий "лирический ". Что касается "непосредственного ", то Л.С. Выготский находит в романе некоторые косвенные его признаки, но "лирический " важнее. "Проникающая весь роман "русская идея " заключает в себе неуловимый, как бы "лирический " антисемитизм, который чувствуется чуть ли не за каждым словом ". В умах "кающихся интеллигентов " (кающихся за свое участие в событиях 1905 г.) произошел, констатирует Л.С. Выготский, определенный сдвиг к антисемитизму: "воскресает все более и более идейное наследие Достоевского - тот антисемитизм, который устанавливает исконную (...) враждебность "идеи жидовской " с идеей России, гибельность ее для России ". В этом, пишет Л.С.Выготский, повинны (в 1916 г.) и Н. А. Бердяев, и Д. Мережковский. Роман А. Белого, считает Л.С. Выготский, дает этому настроению "художественное выражение ".

А. Белый сменил за свою жизнь немало верований и увлечений; антисемитизм наверняка не был главным из них, и тем более не был он доминирующей идеей "Петербурга ". Те антисемитские реплики, которые приводит в качестве примеров Л.С. Выготский, говорятся не автором, а его героями, точка зрения которых вряд ли совпадает с точкой зрения самого А. Белого. В объемистой литературе о "Петербурге " мне неизвестны другие работы, которые бы, подобно рецензии Л. С. Выготского, указывали на антисемитизм как на главную или хотя бы важную идею этого произведения. Роман А. Белого любил, например, О. Мандельштам, который несколькими годами спустя, иронизируя над новыми сочинениями А. Белого, писал: "Над Белым смеяться не хочется и грех: он написал "Петербург " [21, т. 3; 422]. Смеялся же над А. Белым, и специально над "Петербургом ", Л. Троцкий [30].

Росший в черте оседлости, Л. С. Выготский принадлежал к открыто дискриминируемому большинству. По словам С.Ф. Добкина, еврейский вопрос сильно занимал Л.С. Выготского с юности; в 15 лет он уже руководил кружком еврейской истории и "сумел внести в наши занятия так много удивительного ". В частности, юный Л.С. Выготский дал тогда собственное определение нации, считая ее критериями не территорию и язык, а "общность исторической судьбы " (см. [13; 20]). Озабоченность молодого интеллектуала проблемами своей нации более чем понятна; понятна и чувствительность, с которой он реагировал на малейшее проявление дискриминации и, тем более, на следы национальных предрассудков в высокой литературе. Понятно также, что подобного рода сверхчувствительность должна быть играть определенную роль в становлении талантов и интересов молодого Л. С. Выготского. Далее, нетрудно предположить, что проблемы антисемитизма и еврейской идентичности, как бы ни менялся их исторически конкретный характер, продолжали занимать мысли Л.С. Выготского, получая какуюто интерпретацию в психологических терминах. Но по столь же понятным причинам никаких упоминаний еврейского вопроса в позднейших сочинениях Л.С. Выготского мы не находим.

Отдаленную аналогию возможным психологическим размышлениям Л.С. Выготского по национальному вопросу можно увидеть в его теории дефекта и сверхкомпенсации. Эта словесная оболочка была заимствована у А. Адлера (левый социалдемократ, женатый на русской социалистке и общавшийся с Л. Троцким, по своему положению и взглядам он был близок к кругу Л.С.Выготского). Понятие дефекта и особенно понятие сверхкомпенсации понимаются Л. С. Выготским безгранично широко. "Путь к совершенству лежит через преодоление препятствий, затруднение функции есть стимул к ее повышению " [7, т. 5; 36]. Оценка своей социальной позиции как малоценной или заниженной ведет к сверхкомпенсации. "Чувство или сознание малоценности, возникающее у индивида вследствие дефекта, есть оценка своей социальной позиции, и она становится главной движущей силой психического развития ".

Смысл теории в том, что компенсация неадекватна дефекту. В конце концов прирост функции вследствие ее сверхкомпенсации оказывается большим, чем ее первоначальный недостаток вследствие дефекта. Поэтому дефект играет в развитии двойную роль: с одной стороны, препятствует ему, а с другой, более важной стороны, "служит стимулом к развитию окольных путей приспособления ". Здесь Л.С. Выготский дополняет А. Адлера своей излюбленной оппозицией между природой и культурой. Дефект может быть каким угодно; но сверхкомпенсация вся развертывается не в природе, а в культуре. "Культурное развитие есть главная сфера, где возможна компенсация недостаточности ". Итак, выходом из состояния малоценности является сверхкомпенсация в культуре. "Там, где невозможно дальнейшее органическое развитие, безгранично открыт путь культурного развития " [7, т. 3; 302].

Идея сверхкомпенсации становится своеобразным обоснованием гипертрофированного культурного активизма, столь свойственного Л. С. Выготскому и его кругу. Возможно, Л.С. Выготский именно так понимал феномен небывалой культурной продуктивности того вышедшего из черты оседлости поколения, к которому принадлежал и он сам. Но в соответствии со своими задачами Л.С.Выготский ничего не сказал о проблеме, которая логически следует из его теории сверхкомпенсации и смысл которой особенно ясен нам сегодня. Вследствие самого компенсаторного характера развивающейся таким способом культуры ее продуктам должны быть свойственны некоторые особенности; но они данной теорией не предсказываются и не описываются. В духе А. Адлера эти особенности легко назвать невротическими; к ним могут быть отнесены навязчивость, насильственность, непрочность такой культуры. Сверхкомпенсация порождает удивительные культурные результаты; но насколько они "выдвинуты " в культуру, настолько же они "оторваны " от природы. Не об этом ли гадал применительно к своему "Петербургу " А. Белый? Л.С. Выготский же здесь, как и во множестве других случаев, был между природой и культурой в пользу культуры.

Tags: Выготский, СССР, Эткинд, история психотерапии, психоанализ
Subscribe

  • Праздник хризантем

    В этом году праздник двойной девятки 重阳节 Чунъянцзе выпал на 14 октября, его отмечают в девятый день девятого лунного месяца. «Чун» (重)-- это…

  • День психического здоровья

    Уважаемые коллеги, поздравляю с днем психического здоровья! Берегите себя! На днях в Москве в одном из баров преступная группа в составе 3 (трех)…

  • Победим Covid-19 вместе!

    В текущем году: сделал прививки двухкомпонентной вакциной Спутник V, переболел ковидом (к счастью, в легкой форме), а вчера ревакцинировался…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments