Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Репетилов. Биографический анализ

00000124
Репетилов.
Что мы о нём привыкли знать? "Комедийный двойник Чацкого", "пародия на Чацкого", - повторяли вслед за своими учителями. Которые, в свою очередь, повторояли слова Ивана Гончарова из его "Мильона терзаний". Ведь "Горе от ума" - комедия, всё-таки. Нужно, чтобы было смешно.
Простой болтун, ничего не добившийся и весело проматывающий своё немалое состояние - таким рисует его кисть нашей критики перед вдумчивым зрителем. Однако...

Однако, неприглядными и смешными поступками персонажей пьеса переполнена. Для чего понадобилась ещё и роль Репетилова, введённая в предпоследний момент? И почему его действия и мысли пародийно перекликаются именно с поступками Чацкого, хотя последний в своей искренности (резкий контраст с небезызвестными Онегиным или Печориным, которых невозможно представить в подобной ситуации) и так достаточно комичен ?
Как по мне, то Репетилов - самый загадочный и самый противоречивый персонаж пьесы. Тут я согласен с Пушкиным, не разгадавшим ребуса: "Кстати, что такое Репетилов? В нём 2, 3, 10 характеров".
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200204503
Вдобавок и столь же неверно объясняемый критикой, сколь и Скалозуб. Вернее, трактуемый столь поверхностно, что даже верно схваченная характеристика не позволяет нам уяснить ни причин, ни смысла его поступков.
Приглядимся повнимательнее.
На первый взгляд кажется, что в его эпизодической роли нет никакой конкретики, даже несмотря на обилие имён и фактов, которыми он играет, подобно жонглёру. Но люди эти случайны, их имена и действия ни о чём не говорят, придавая монологам Репетилова видимость пустой болтовни. Да и фамилия его, хоть и говорящая (лат. repetо - повторять), взята не из реальной жизни.
Даже если говорить о Николае Шатилове, которого прочат в прототипы нашего героя, то он годится только для каламбурной его стороны. Хотя и это - лишь предположение, сам Шатилов принимал намёк не на свой счёт, а на... Петра Чаадаева. http://griboedov-goreotuma.narod.ru/prototypes_3_repetilov.html
И тем не менее, зацепка есть!
Репетилов открывает Скалозубу, что его "тесть немец... барон фон Клоц в министры метил, он на Фонтанке жил".
Во-первых, Клоц - это фамилия не баронская, а графская; любители истории знают, например, австрийского графа П. Клотца держателя весьма интересного глаголического текста "Сборник Клотца".
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9A%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%B0
Во-вторых, министров или замминистров с такой фамилией в России того времени не было. Однако, глядя на список http://drgrand.chat.ru/ministry.htm, мы обоснованно можем предположить, что речь идёт о бароне фон Компенгаузене (Balthasar von Campenhausen). А для современников это было тем очевиднее, что:
1. Бальтазар Компенгаузен был кристально честен и неподкупен, чем и славился. На чём и погорел Репетилов, рассчитывавший на продвижение по службе в качестве его зятя, но получивший от ворот поворот. Тесть ясно дал ему понять, что рассчитывать Репетилов может только на свои силы, "боялся, видишь, он упрёку за слабость будто бы к родне".
2. С 1811 года Компенгаузен занимал должность Государственного контролёра, приравненную к министерской. А на момент написания пьесы (с июля 1823-го) к тому же  и управлял Министерством внутрених дел. Так что намёк "в министры метил", вполне к нему применим.
3. Действительно, Компенгаузен жил в Санкт-Петербурге. Как и тесть Репетилова - на Фонтанке. Тоже совпадает.
4. Подчинённые  Компенгаузена подбирались им по деловым качествам и легко делали карьеру. Репетилов подтверждает: "Все вышли в знать, все нынче важны".
5. "Немец". Действительно, остзейский немец, рождённый в поместье Ленценгоф https://lv.wikipedia.org/wiki/Len%C4%8Du_pagasts Рижской губернии.
6. "Барон". Да, именно барон, как и говорил Репетилов. К графам Клоцам отношения практически не имеющий.
7. Для русского зрителя или читателя "Cloz" вполне созвучно "Campenhausen" и может быть воспринято как некое его кокращение. А напрямую указывать на здравствующего человека, да ещё на действующего министра было бы некорректно, согласитесь.
В общем, намёков вполне достаточно, чтобы современники (хотя бы часть их), легко догадалась, о ком ведёт речь автор. Это даже проще, чем в наши дни сказать "мэр-оленевод", чтобы стало ясно, кто имеется в виду.
Значит, Репетилов служил в ведомстве своего тестя, раз рассчитывал на его поддержку, т.е. - в Главном управлении ревизии государственных счетов. Уже кое-что!
Смотрим дальше. Управление сотоит из нескольких палат. К казначейству и военным финансам аккуратный и честный Компенгаузен мота Репетилова (тот сам признавался, что проигрывал ему и его супруге аховые суммы) на пушечный выстрел не подпустит. Про отношение Репетилова к Адмиралтейству и к Черноморской экспедиции - к флоту вообще - в пьесе тоже речи не идёт абсолютно.
Остаётся одно: Репетилов проходил по линии строительства и путей сообщения. Охота к дороге и странствиям у него есть, "вези меня куда-нибудь". Строительный опыт тоже имеется: он сам построил дом на Фонтанке "по соседству", огромный, с колоннами. Но для этого ему необходимо было отучиться на инженера в престижном учебном заведени, вероятно, в Институте Корпуса инженеров пути сообщения, чины которого приравнивались к воинским званиям. Им даже полагались мундиры военного образца, тогда как остальным штатским - не полагалось! Это было очень престижно и финансово состоятельный Репетилов мог себе такое позволить.
Вот и на картинке я его изобразил в мундире инженера 2-го класса (капитана) Корпуса путей сообщения. Шарф им полагался в виде широкой сетки, а не сплошной ленты, - просто интересная деталь.
img06907
К характеристике Репетилова добавим, что он ещё и очень богат. Причём богатство это наследственное: не служит, чинов и заслуг не имеет, но живёт на широкую ногу.
Итак, кто же таков "мьсьё Репетилов" и зачем он вплетён в ткань пьесы?
А вот зачем. Получается, что Репетилов - не просто бессмысленная пародия ради смеха и пустого кривляния. Репетилов - человек, который играл по правилам и - выиграл!!
Да, жил по тем самым правилам фамусовского общества, которые Чацкий отвергает, Молчалин принимает, а Скалозуб игнорирует. Репетилов всё делает "как надо", как принято, как учат "отечества отцы" и с трудом, но добивается своего: женится-таки на министерской дочери.
Но правила вдруг... перестают действовать! Не дают ожидаемых выгод!
Времена и люди изменились. В новых условиях требуется не покровительство, а знания и желание работать. Это сразу понял Чацкий, это всегда знал Скалозуб. А Репетилов понял это слишком поздно! И уже ничего не исправить!
Но он пытается, он повсюду общается с умными людьми или хотя бы с людьми передовых убеждений. Он пытается читать. Да-да, хоть Чацкий и удивляется, но нечитающий человек не будет упрекать оригинального мыслителя в том, что тот ничего не пишет. А репетиловское "вот этих-то людей бы сечь-то и приговаривать: писать, писать, писать", - стало почти что пословицей.
В общем, перед нами наглядная картина того, во что превращаются чацкие, пытайся они играть по фамусовским правилам.
И Репетилов не просто кривляется, он хватается за соломинку, по сути, в отчаянии. Пусть не получить чинов, не заработать денег, не принести пользу, но хоть что-то понять в новом, таком интересном мире - нужно.
Позвольте, но уже одно это показывает, что перед нами не пустой человек!
"Бездумный повторитель", "пустозвон, не понимающий, о чём говорит", - висят на нём ярлыки. Но неумён ли он?
Уже то, что он открыто признаёт себя глупее Чацкого, говорит об обратном: как общеизвестно, дурак никогда не скажет, что он дурак.
Репетилов играет в реверси. Это интеллектуальная игра, вообще-то. Сходная с шашками и шахматами. В советских изданиях, кстати, почему-то сообщалось, что карточная, но это, надеюсь, по недоразумению.
Служил, и учился, и выучился. Возможно, и учился-то неплохо, но ведь службу тянуть надо. А необходимости насущной в том нет, ну и...
Болтлив. Но, во-первых, он только что из клуба с интереснейшего заседания, расчувствовался. А во-вторых, да - в лёгком подпитии, ведь там "напоят шампанским на убой". Так что вовсе не факт, что наутро он будет столь же говорлив и приветлив.
Ещё полтора слова по картинке.
Жест стрелка, откидывающего курок. Перстни и манера ношения в соответствии с нравами эпохи: срисованы с портрета председателя Рыбинской судоходной расправы. Фрагмент:
img06906
За полночь. Усталые глаза, бледное лицо и неяркое освещение. Нужно проиграть, но так, чтобы умный оппонент подвоха не заметил. Это совсем не просто. Например, в преферансе (а это всего лишь картишки) максимально выигрышный балл даётся именно за игру в мизера...
Нет, не дурак Репетилов и не пустозвон. Он - тот же Чацкий, но Чацкий-Наоборот. Чацкий, отказавшийся от самого себя. И он знает это.
Оригинал взят у rogday_rosomaha в post
Tags: Грибоедов, Рогдай Росомаха, позитивная динамическая психотерапия, психология отношений, характер
Subscribe

  • Ахалтекинец

    В детстве посчастливилось увидеть ахалтекинца. Само совершенство! Породе 5000 лет, она считается эталонной.

  • Николай Гумилев — поэт-гусар

    Вспоминая Николая Степановича Гумилева (1886-1921) мы часто упускаем важную деталь его биографии. В Первую Мировую войну Гумилев воевал в составе:…

  • Тобик

    Мою первую собаку звали Тобик, еще в детстве. Это была небольшая лохматая дворняжка. До сих пор помню радость, когда утром с крыльца кричишь:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments