Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Господин Великий Новгород, часть 2

Одна из причин моей любви к выездным циклам – это беседы с коллегами. Дома у всех дела. Встретились: «Привет-привет!» - разбежались. То ли дело в командировке! Разговоры льются сибирскими реками. Обсуждается всё: последние научные статьи, религия, философия, книги, фильмы. И часто во время этих ночных посиделок рождаются новые идеи.

Среди прочего в Новгороде мы с Виктором Зайцевым обсуждали влияние символики на психику. Виктор сейчас исследует предпосылки, условия и механизмы трансформации обычного стимула (образа) в аддиктивный / http://dr-slabinsky.livejournal.com/60922.html Мне тоже данная тема очень интересна. Поводом этим разговорам явился необычный памятник.



Памятник В.И. Ленину, авторы: скульптор Н. Шильников и архитектор Д. Осипов. Открытие памятника на площади состоялось в апреле 1928 г. Как указано в архивных документах, памятник поставили “на углу Летнего сада, отмечая любовь Ильича к природе, выгодность впечатления от проектирования памятника на фоне зелени”. Во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) бронзовая скульптура была утрачена, поэтому в 1955г. установлена фигура Ленина скульптора Д. Шварца http://hotel-sadko.ru/content/view/353/489/

Интересна не скульптура вождя, а постамент памятника, выполненный в стиле конструктивизма.

Цитата из Википедии. Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.

Подчеркивается, что конструктивизм – это фукционализм и рационализм. Мол, ничего лишнего, только чистая форма. Но так ли это? И почему конструктивизм был фактически под запретом в СССР в 1930-1960 годы?

Присмотримся к постаменту – прямо летопись в камне!

Сцена 1. Эстетика «наскальной живописи» намекает на хтоническую энергетику революции.



Сцена 2. Разнообразная символика всеобщего мирного труда рождает целую радугу ассоциаций. В центре композиции расположены фигуры, в которых легко можно узнать русских богов: Макошь с серпом и Сварога с молотом. Надпись «Октябрь».



Сцена 3. Лестница Якоба, над которой высечена надпись «Мировой Октябрь», а еще выше – пятиконечная звезда.



Можно предположить, что сразу после Революции большевики активно использовали языческую символику, однако, уже начиная с середины 20-х годов (после победы в гражданской войне) начался отказ от нее в пользу другой символической системы (запрет Луначарским русской народной одежды, запрет советского авангардного искусства, формирование культа Ленина и т.д.).

Косвенно данное предположение подтверждается обстоятельствами смерти Владимира Михайловича Бехтерева в 1927 году. Потомки Владимира Михайловича утверждают, что, первое – его отравили по приказу кого-то из высшего партийного руководства (Н.П. Бехтерева, внучка), второе - его убили за диагноз Ленину — сифилис мозга (Медведев С.В., правнук).

Господин Великий Новгород, часть 1 http://dr-slabinsky.livejournal.com/74097.html
Tags: Великий Новгород, архетипы, архив института, города, символизм, символы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments