Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Category:

О "слепой судьбе" у древних греков.

Оригинал взят у miroslav_kgn в О "слепой судьбе" у древних греков.

"(...) его участь изначально предопределена судьбой (moira или aisa), т.е. с рождения до смерти человек ведом "роком".29 Соответственно, и срок существования ему также назначен изначально. Человеческую жизнь символизировала нить, которую прядет Богиня.30 В то же время, такие выражения, как "мойра Богов" ("Одиссея", III, 261) или "айса Зевса" ("Илиада", XVII, 322; "Одиссея", IX, 52), допускают толкование, что Зевс самолично решал судьбы.


По идее, он на это способен – так, он собирался продлить жизнь своему сыну Сарпедону ("Илиада", XVI, 433). Но Гера напомнила ему, что это приведет к отмене вселенских законов, т.е. правосудия (dike), и Бог отменил свое решение.
Данный пример показывает, что Зевс признает верховенство закона; впрочем, дике – не что иное, как конкретное проявление вселенского порядка, т.е. Божественного правосудия (themis), в человеческом сообществе. Зевс наделил людей чувством справедливости, утверждает Гесиод, чтобы они отличались от животных. Главный долг человека – быть справедливым и отдавать "честь" (time) Богам, особенно в форме жертвоприношений. Разумеется, представление о дике изменилось за века, отделяющие Гомера от Еврипида. Последний решительно заявляет: "Когда бессмертные свершают злое дело, они уже не Боги!" ("Беллерофон", 292). Но и его старший современник Эсхил был уверен, что Зевс не карает невинных ("Агамемнон", 750). Уже и в "Илиаде" Зевс в какой-то мере предстает блюстителем дике, поскольку наказывает за клятвопреступление и нарушение закона гостеприимства."

Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей.

_________________________

P.S. По-видимому, не случайно в греческой мифологии Мойры - дочери Зевса и Фемиды (хотя это и не единственная версия их происхождения).

"Зевс же второю Фемиду блестящую взял себе в жены.
И родила она Ор — Евномию, Дику, Ирену
(Пышные нивы людей земнородных они охраняют),
Также и Мойр, наиболе почтенных всемудрым Кронидом.
Трое всего их: Клофо и Лахесис с Атропос. Смертным
Людям они посылают и доброе все и плохое."

Гесиод. Теогония.

__________________________________________

Владимир Слабинский: Очень интересно! Получается, что "слепой" Судьба представляется только тем, кто не понимает логику событий. Становится понятно почему высшая мантика - это философия. И все пазлы складываются в типичную индоевропейскую картину.

Tags: Греция, Дары Макоши, Мирослав, позитивная динамическая психотерапия, теория метода, традиция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments