Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Кондрашов М.П. Семантика старообрядческой лестовки

Один из научных методов реконструкции процессов, которые происходили в далеком прошлом, говорит, что: «Настоящее есть ключ к прошлому» (метод актуализма). Да, несомненно, этот «ключ» к прошлому у нас есть и это старообрядчество! Ключ, который открывает двери в мiр таинственности, символов, архаики, удивительных красок и загадочности. Старообрядчество сохранило огромнейший пласт языческих архетипов, которые мы постараемся восстановить. Один из этих пластов это образ старообрядческой лестовки. Вот, и на нем мы остановимся более конкретно. Итак, лестовка— М. Фасмера с др. рус. лестовка, лястовка, листовка и лѣства, т.е «лестница». Особенно это очевидно в бытующей среди старообрядческого населения пословице “Лестовка – Христова лесенка”. Кроме того, корень слова лестница *lestva. Ср. также блр. лесвiца, болг. лествица, с.-хорв. лёстве в значении «лестница» (Черных1994). В названии памятника средневековой письменности «Лествица» Иоанна Синайского (Лествичника) слово лествица буквально означает то, с помощью чего поднимаются вверх, а метафорически - духовное восхождение, то, с помощью чего можно достичь нравственного совершенства. Не случайно главы «Лествицы» именуются “степенями” (ступенями) “добродетелей”, возводящих христианина к духовно – нравственному совершенству. При этом, что весьма важно, это сам образ лестовки, он напоминает треугольник в треугольнике.


Итак, мы видим, что лестовка состоит из з-х сторон, причём число 3 всегда и во все времена считалось сакральным, священным. В данном случае, лестовка наглядно выражает представление наших далеких предков о трёх мирах—нижнем (навь), среднем (земное существование), и верхнем (Вырий, Ирий, откуда всё начинается), или вернее напоминает нам ту мистическую гору, в ведической традиции её название «Меру», (у славян—камень Алатырь) ось мира, центр вселенной, путь ведущий в духовный мир Богов и предков. Слово гора связано с сербохорв. гoра, словен. gora, чеш. hora, польск. gora, в.-луж. hora, н.-луж. Gora и родственно др.-прусск. garian «дерево», лит. giria, диал. girl «лес», др.-инд. gin`s «гора», авест. gain-, ср.-перс. gar, gir, возм., также греч. Гомер βορέης, атт. «северный ветер», алб. gur «камень» (Фасмер).
Некий образ вселенской горы, нашел отражение и у некоторых славянских народов предание о том, что души умерших должны взбираться на какую-то крутую, неприступную гору. Так, в разных местах крестьяне уверяют, что обрезанные ногти не должно кидать, а должно хранить, кладя их за пазуху; на том свете они пригодятся, потому что каждому по смерти придется взлезать на крутую гору; с помощью ногтей это можно сделать скорее. В Подольской губернии говорят, что души умерших будут «драпаться» на крутую стеклянную гору. Белорусы утверждают, что обрезки ногтей, спрятанные за пазухой, после смерти срастаются с ногтями на пальцах; после этого они долго не будут ломаться и дадут возможность взобраться на железную гору, где стоит рай. В русской сказке «О золотой горе» Иван царевич приезжает к горе, «крутизна которой была столь высока, что на нее влезть никак было не можно». Трудность разрешается тем, что царевич находит в скважине горы железные когти, при помощи которых влезает на гору и достигает своей конечной цели. По мифическому верованию литовцев, души умерших, чтобы достигнуть того света, должны влезать на крутую блестящую гору Anafielas. Чтобы дать возможность мертвецам успешнее взобраться на эту гору, они обыкновенно сжигали с трупом когти медведя и рыси. Очень хорошо сохранился сей образ на масленичных гуляниях, когда подвешивают на вершину деревянного столба различные яства или ценные предметы, и самый удалой карабкаясь по нему и достает их. Или взять хотя бы название праздника Красная горка, как день поминовения предков. Все вышеуказанные образы говорят о конечном смысле человеческого бытия, это стремление попасть в духовный мiр (Вырий, Ирий) место пребывания Богов и обожествленных предков, начало начал, откуда всё начинается и куда всё уходит. Вот почему сама «лестница» замыкается в верхней части треугольника, что явно указывает на то, откуда всё приходит и куда всё возвращается. Та обитель, где мы уже были до рождения и придём в неё после нашего земного бытия. Думаю, будет уместно сказать несколько слов и о нижнем мiре, или вернее представление о нём наших предков. Ниже я попытаюсь дать интерпретация этих представлений на языке современной физики, т.е. рассмотреть представления включая современные представления современной теоретической физики. Ибо может возникнуть путаница с высшим духовным мiром и низшим «навью» который, является астральным по существу.


Старообрядческая лестовка психосемантика
Tags: Дары Макоши, Россия, Русь, архетипы, славяне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments