Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Category:

175. Амазонки вблизи Руси

Оригинал взят у alex_oleyni в 175. Амазонки вблизи Руси
В статье «Русь у Адама Бременского» (http://alex-oleyni.livejournal.com/45703.html), я постарался показать, что сам Адам не использовал термин «Русь»(Ruzzia) в отношении Киевской Руси. Он использовал либо датское название Острогард(II,22; IV,11), при этом добавляя, что этот Острогард относится к какой-то Руси, т.е. «Острогард Руси», либо вообще называл Киевскую Русь «Грецией» ( частью Греции(II,22), Грецией(IV.1; IV.10,15, 16), русов называл греками(II,22)). Только комментаторы Адама стали вносить изменения и называть Киевскую Русь собственно «Русью»(Например, Сх.120).
Локализация же Руси(Ruzzia) у Адама либо не указана, либо речь идет о Неманской Руси в устье Немана вблизи Земландии (IV,13,14,18,32). Ни о каких финно-угорских племенах в глубинных районах восточной Балтики, да еще о мери в ростовской области, Адам ничего не знал (как не знал и Иордан о мери в VI в.. Но, зато, знают американские и британские кураторы сайтов «мереведия», где рассказывается о якобы сохранившейся культуре этого давно исчезнувшего народа, издаются всевозможные словари языка, придумывается гимн и флаг мери, пытаются даже переформатировать сознание людей и внушить им, что они не русские, и не славяне, а фино-угры). Представления о восточной Балтике у Адама весьма туманны(как о северных ее берегах, так и о южных).

В разделах IV,13 и IV,14 Адам Бременский дает описания племен вокруг Балтийского моря.
«Итак, первыми при  устье названного залива, на южном берегу, напротив нас, живут даны, которых называют ютами, до самого озера Шлии. Оттуда начинаются пределы Гамбургской епархии, которые тянутся через земли поморских славян на большое расстояние до реки Пены; там граница нашего диоцеза. Затем, вплоть до реки Одера обитают вильцы и лютичи. За Одером же, насколько нам известно, обитают поморяне. Далее простирается весьма обширная земля поляков, которая, как говорят, граничит с королевством Руси. Эта страна представляет собой последнюю и самую большую область винулов, которой и заканчивается названный залив» (IV,13).
«Если же вернуться к устью Балтийского моря со стороны севера, то первыми встречаются норманны, потом выдается датская область Сконе, а затем вплоть до Бирки на широких просторах обитают готы. Затем обширными пространствами земель правят шведы, до самого «Края женщин». За ними, как говорят, обитают виссы, мирры, ламы, скуты и турки, до самой Руси» (IV,14).

Довольно правильные географические описания северного берега Балтийского моря идут от Сконе до Бирки. На южном берегу Балтики реалистичные описания заканчиваются польским поморьем, недалеко от которого находится какая-то Русь (Ruzzia). Она расположена в 5 днях плаванья от Бирки (сх.126). Эта Русь является провинцией винулов, к которым Адам не относил население Киевской Руси(II,21). Об этническом составе Киевской Руси он вообще ничего не знал. Кроме того, Адам описывает земли, прилегающие непосредственно к Балтике. Рядом с польским побережьем не было никаких земель Киевской Руси.
 В отрывке IV.18 Адам конкретизирует расположение этой Руси (Ruzzia) возле Земландии в Восточной Пруссии.
«Третий остров зовется Земландией и расположен по соседству с русами и поляками; населяют его сембы или пруссы…»(IV,18).  Это указывает на район в устье Немана, который издревле назывался тоже «Русью». По некоторым источникам на пограничье Земландии и Неманской Руси, приняли мученическую смерть св. Адальберт и Бруно Кверфуртский(По другим источникам либо в Земландии(Пруссии), либо в самой Неманской Руси).

Если провести линию  с севера на юг от Бирки до устья Немана, то фактически все, что восточнее этой границы довольно туманно для Адама и наполнено мифическими народами и существами.
Очертания береговой линии он не представлял себе. Земландия, Курляндия и Эстланд для Адама острова. Курляндия описывается как страна, где много золота и коней(IV.16). Эстланд находится где-то возле амазонок, там совершают человеческие жертвоприношения драконам и крылатым существам(IV.17). Сообщения датчан и купцов он соединял со старыми географическими описаниями, что еще больше запутывало ситуацию. Адам отождествлял Балтику и Азовское море. При этом он переносил на Балтику племена, жившие еще во времена Геродота:  «Полагаю, что древние [римляне], возможно, называли это море другими именами: Скифскими, или Меотийскими, болотами, либо «Гетской пустынью», а также «Скифским берегом», который, как говорит Марциан, «густо населён множеством разнообразных варваров». «Там, - писал он, - обитают геты, даки, сарматы, аланы, [невтры], гелоны, антропофаги и троглодиты» (IV.20). К списку племен Марциана Капеллы какой-то редактор аккуратно дописал: «амаксобии, аримаспы, агафирсы»(Сх.125). Нужно понимать так, что это описание относится у Адама Бременского именно к восточной части Балтийского моря, так как западную часть он хорошо знал. Восточная часть Балтики, для него, занята скифскими племенами и всевозможными чудовищами. Здесь обитают и амазонки, и кинокефалы, зеленые, бледные и макробии или гузы, антропофаги:

«Есть в этом море ещё много других островов, которые полны дикими варварами,
почему их и избегают мореплаватели. Говорят, что где-то около этих берегов Балтийского моря обитают амазонки, страну которых называют ныне «Краем женщин». Некоторые рассказывают, что они становятся беременны от глотка воды. Другие говорят, что они зачинают либо от проезжающих купцов, либо от живущих среди них пленников, либо от других чудовищ, которые там нередки; и это мы полагаем наиболее вероятным. Когда же дело доходит до родов, то дети мужского пола становятся киноскефалами, а женского – прекраснейшими женщинами. Живя все вместе, они презирают общество мужчин, и даже, если те приходят, мужественно прогоняют их от себя. Киноскефалы - это те, которые носят голову на груди. Их часто видят пленниками на Руси, и они громко лают вперемежку со словами. Там есть также те, которые зовутся аланами или альбанами, а на своём собственном языке - виссами; они - безжалостные амброны и рождаются с седыми волосами. О них упоминает писатель Солин. Их родину охраняют собаки, и если доходит до битвы, то они выстраивают собак в боевом порядке. Там есть также бледные, зелёные и макробии, то есть длинные люди, которых называют гузами; и, наконец, те, которых именуют антропофагами, ибо они едят человеческое мясо. Есть там и множество других чудовищ, которых по их словам часто видят моряки, хотя нам это кажется едва ли заслуживающим доверия». (IV.19)
Адам также пояснил, что висы являются не весью, а вильцами(т.е. лютичами) и отождествил их с амбронами и гелонами. Схолия 124(120) «Они на своем языке зовутся вильцами; это чрезвычайно жестокие амброны, которых поэт называет гелонами».
Амазонок и киноскефалов Адам помещает на восток от Швеции.
IV, 25. «С востока к Швеции примыкают Рифейские горы с их пустынными пространствами и глубокими снегами; доступ туда преграждают стада звероподобных людей. Там живут амазонки, киноскефалы и циклопы, у которых во лбу один глаз. Там же обитают и те племена, которых Солин называет имантоподами и которые скачут на одной ноге; а также те, чьей любимой пищей является человеческое мясо, из-за чего их избегают и по праву ничего о них не говорят».

Описание каких-то подробностей, касающихся Руси у Адама, который даже не знал, что Киевская Русь называется тоже «Русью», свидетельствует скорее в пользу того, что он имеет в виду другую Русь.
Как я уже показал в статье, указание на киноскефалов на Руси, нужно относить на счет Неманской Руси. Эта Русь расположена вблизи Пруссии, как сообщает Адам, и там пострадал св. Адальберт. Иэн Вуд в своей статье указывает, что: «В своем "Житии Адальберта Пражского" Бруно Кверфуртский, писавший в первом десятилетии XI в., утверждал, что среди пруссов, которые глумились над святым перед его мученической кончиной, были песьеголовые существа».
Упоминание охоты на зубров у славян и на Руси(IV,32), также не свидетельствует о Киевской Руси, так как зубры в те времена обитали не только в Беловежской Пуще, но и по всему северу Европы, в том числе и в Прибалтике.
Амазонки и киноскефалы, которые живут рядом( или вместе), помещаются где-то на востоке или северо-востоке Балтики. C киноскефалами также связана и Неманская Русь, область южнобалтийских славян-варягов, которая по сути для Адама находится у границы реального и неизведанного, таинственного мира стран северо-востока Европы. Можно вполне допустить, что Адам слышал рассказы и байки о контактах народов Балтики с этими мифическими народами, и конечно же о контактах южнобалтийских славян, как наиболее активных мореходов на Балтике того периода.
К этим соображениям, высказанным в статье, я бы хотел добавить дополнительную аргументацию, показывающую, что если говорить о славянах, то для западных хронистов именно южнобалтийские славяне – варяги «были связаны» с мифическими народами Балтики, а не славяне из Киевской Руси.
При описании битвы при Бравалле (ок. 786 года) А.Ф. Гильфердинг приводит очень интересную цитату из Sogubrot I,79 о том, что над вендами предводительствовала амазонка Висма.
«Amazonem Vismam magna Vendorum multitudo sequebatur, qui facile ab aliis dignoscebantur; gestabant enim longos gladios et parmas(buklara), non longa scuta, ut alii homines». (Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян, СПб.2013, С.113)
«Великое множество вендов шло вслед за амазонкой Висмой, которых было легко  от других отличить; они носили длинные мечи и пармы(небольшие круглые щиты), а не длинные большие щиты(прямоугольные, выгнутые), как другие воины».

Это сообщение сближает южнобалтийских славян, вендов с амазонками, вплоть до того, что амазонки предводительствуют над вендами. И к Браваллю(Южная Швеция) они должны были плыть на кораблях, собирая их с востока Балтики, от «края женщин».
Еще одно интересное сообщение, также косвенно намекающее на то, что страну амазонок нужно искать дальше на запад от Киевской Руси, где-то возле земель вендов содержится у
Ибрахим ибн Йа’куба: «А на запад от русов – город женщин»( Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия, Т.III: Восточные источники. M., 2009. С.79)
Здесь, конечно нет строгих ориентиров, но скорее всего, указывается общее направление на запад от Северо-Восточной Руси, новгородских земель, в сторону опять же южнобалтийских славян. Другими словами, география земли амазонок, сближалась западными авторами с местами поселения вендов или варягов.
Кроме того, эти сообщения источников подтверждают колонизационное движение на восток вдоль побережья Балтики южнобалтийских славян.
Tags: Русь, архетипы, история, славяне
Subscribe

  • Праздник хризантем

    В этом году праздник двойной девятки 重阳节 Чунъянцзе выпал на 14 октября, его отмечают в девятый день девятого лунного месяца. «Чун» (重)-- это…

  • День психического здоровья

    Уважаемые коллеги, поздравляю с днем психического здоровья! Берегите себя! На днях в Москве в одном из баров преступная группа в составе 3 (трех)…

  • Победим Covid-19 вместе!

    В текущем году: сделал прививки двухкомпонентной вакциной Спутник V, переболел ковидом (к счастью, в легкой форме), а вчера ревакцинировался…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments