Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

О Пиза Маре

Интересный текст Льва Рудольфовича Прозорова о богине Маре-Морене.
Неслучайная случайность. Этот текст появился в сети на следующий день после занятия, на котором мы познакомили участников VI международного семинара по методу Позитивной Динамической Психотерапии "Ладомир-2011" со славянским структурным архетипом Мары и научили их делать соответствующую куклу. Удивительно созвучный текст!

Originally posted by smelding at О ПИЗАМАРЕ

 

Среди загадочных Божеств балтийских славян выделяются описанные "Книтлингасагой". В Ринвите и Пурувите не так уж трудно узнать Руевита и Поревита Саксона Грамматика, Тьярноглова часто сопоставляют с Чернобогом (или с Перуном, по званию "бога побед" и по "серебряным усам").
 Много споров и догадок вызвало следующее загадочное божество
.
Пятый идол звался Пизамар. Он был в Асунде [Ясмунде], так именовался город. Этот [идол] также был сожжен.

На этого "идола" обратила мое внимание bvsv  в связи с новгородской берестяной грамотой 955, в которой некая Милуша взывает к Марене о свадьбе своей дочки, Великой Косы, с неким Сновидом. Интересно, что в той же грамоте звучит и ритуальное пожелаение "Пей пизда и секыль".

По всей видимости,как я и указывал, в новгородских берестяных грамотах, Марена (известная также как Мара), очевидно, почиталась отнюдь не только как "богиня зимы и смерти", но и как устроительница свадеб. Свадьба воспринималась, как смерть - и смерть, как свадьба. Зерном осыпали покойников в могиле и молодых на свадьбе (кстати, в одной из берестяных грамот отправитель по имени Завид просит уплатить за него зерном "дань" Марене)
Не случайно упоминается в посвященной Марене грамоте и пизда. Богумил Мурин указывает на ряд фольклорных текстов, сравнивавших женский орган с могилой и "тем светом".

И возникает очень сильное подозрение, что на рюгенском полуострове Ясмунд, где до нашего времени сохранились предания о почитании женского божества, почиталось именно изображение пизды грозной Богини - Пожирающей и Порождающей. Пизда Мары - Piza-Mar.

О почитании женского начала тожесохранилась память в русском и украинском фольклоре:


Вполне возможно, что почитавшийся на Ясмунде идол был чем-то вроде иллюстрирующего эту статью изображения, распространенного от Ирландии до Чехии и Польши, где женщина (зачастую изображенная костлявой и страшной - что подобает скорее Маре-Марене) демонстрирует женское начало. В науке за такими странноватыми (на нынешний взгляд)  скульптурами, зачастую украшавшими церкви (!!!) закрепилось ирландское  название Шейла-На-Гиг. В этой связи,кстати, и к нашим "рожаницам" на вышивке нехудо бы приглядеться...

О фаллическом культе у древних русов и славян известно много. А вот изучение культа женского начала, по сути, только начинается...

Tags: Дары Макоши, Прозоров, архетипы, международный семинар, позитивная динамическая психотерапия, символизм, славяне, теория метода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment