Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Культ дикого кабана у кельтов

Оригинал взят у svart_ulfr в Культ дикого кабана у кельтов


reconstruction-of-celtic-iron-age-carnyx-found-at-deskford-aberdeenshire-B1C4NR



(C) перевод svart_ulfr


Особую роль кабана в религии и искусстве Европы в период Железного века подтверждают многочисленные изображения этого зверя в кельтском искусстве, распространенные по всему континенту.


lictt-cluj




Кельтский бронзовый кабан из (слева) гутенбергского вотивного приношения (Лихтенштейн, II - I вв. до н. э.), и (справа) из румынской Лункани (Клужа) (I в. до н.э)



Вепри встречаются в кельтской Европе повсюду – на монетах и в виде статуэток, на гребнях шлемов и боевых трубах-карниксах, подтверждая особую связь этого зверя с войной и властью.


gund-houn

Статья на английском




Бронзовый кабан с кельтского шлема из Хаунслоу, Англия (слева) и изображение воина в шлеме, украшенном фигуркой кабана (справа), с гундеструпского котла (конец II – начало I вв. до н.э)




obverse-of-a-celtic-silver-coin-from-esztergom-hungary-early-1st-c-bc




Шлем с фигурой кабана, изображенный на аверсе серебряной кельтской монеты из Эстергома, Венгрия (начало I вв. до н.э)



Самые узнаваемые кельтские музыкальные инструменты, карниксы (боевые трубы) делался в виде кабаньих голов, вновь свидетельствуя о том, что этих зверей кельты изображали чаще всего (см. статью «Карникс, кабанья голова»). Впечатляет и множество бронзовых статуй, выполненных в натуральную величину и обнаруженных в кельтских захоронениях и святилищах, - например, в погребении, хранящем кельтскую колесницу, обнаруженном в болгарском Мезеке, или в святилище Нёви-ан-Сюльа (Луаре), что во Франции.


neu-bo




Бронзовая статуя кабана из святилища Нёви-ан-Сюльа (I вв. до н. э.)




mezek-j




Бронзовая статуя с кельтской колесницы, захоронение в Мезеке, Болгарии ( III в. о н.э.)



Если свинья была самым распространенным животным в Европе, нередко встречаясь в захоронениях Железного Века в качестве пищи для загробной жизни, то останки кабанов в подобном качестве очень редки, что свидетельствует о том, что дикий кабан, в отличие от домашней свиньи, не воспринимался кельтами только лишь как источник пропитания. Религиозное значение зверя подтверждают и его изображения на артефактах, таких, как кельтиберская культовая повозка из Мериды (Испания) или статуя из французского Эфиньекса (верхняя Марна) – последняя, вероятно, изображает кельтского бога кабанов Моккоса.


br-war




Известняковый столб-статуя, Эфиньекс (верхняя Марна) (I вв. до н. э.)




boar-cent




«Кабанья охота» - бронзовая кельтиберская культовая повозка из Мериды, Испания (I вв. до н. э.)



То, что дикого кабана кельты изображали гораздо чаще других животных (он уступает в этом отношении разве что хищным птицам – см. статью «Катубодуа»), свидетельствует об особом значении, которое он занимал в жизни кельтского общества. Имеющиеся археологические и нумизматические данные убедительно свидетельствуют, что охота на кабана, возможно, играла важную роль в инициации воинов Железного Века, будучи частью «ритуала перехода».
Tags: Дары Макоши, архетипы, кельты, традиция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment