Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Categories:

Праздник Урожая! Традиция

Оригинал взят у _mjawa в Horn Dance
Ежегодно в первой половине сентября Великобритания празднует День изобилия. Празднование сопровождается национальным танцем Horn Dance (Танец с рогами). Этот древний народный танец относят к дохристианской языческой эпохе, в которой он являлся частью охотничьего ритуала. Как и встарь по лесам и болотам, наши дни его исполнители несут по переулкам городка шесть пар старинных оленьих рогов. Впервые празднование Дня изобилия отметили более 1000 лет тому назад, на ярмарке Berthelmy у Буртон-он-Трент еще в 1226 году. С тех пор Horn Dance ежегодно исполняется на улицах деревни, что в наши дни носит название Эбботс Бромли, в Стаффордшире (Abbots Bromley, Staffordshir). Традиционно его танцуют только мужчины, используя настоящие рога оленей, которые могут весить несколько килограммов.



Ритуал начинается в 7 утра в первый понедельник после 4 сентября, у церкви Святого Николая, где хранятся от танца до танца все его атрибуты и музыкальные инструменты. В танце всегда участвовали 12 молодых мужчин. Шестерым выдавались оленьи шкуры и рога, другие шестеро становились традиционными ряжеными – hobbi horse (всадник), девица, дурак в шутовском платье, двое, вооруженные луком и стрелами, и музыкант. Ими разыгрывалась сцена охоты на оленей, «дурак» с шутками и прибаутками рассказывал зрителям, что происходит, а «девица» собирала деньги и еду.

К восьми утра все уже готово, и участники отправляются в путь. Им предстоит обойти деревню парадным маршем, проделав путь около 16 километров, что занимает практически весь день. Ведь по пути они делают остановки в 12 местах маршрута, чтобы исполнить все положенные фигуры танца под музыку ряженых. Впрочем, ряжеными участники Horn Dance были не всегда. С тринадцатого века, откуда дошли до нас первые сведения об этом ритуале, танцоры вполне обходились обычной одеждой, дополнив ее парой цветных лент или лоскутков. И лишь в середине 19 века группа местных мастериц решила, что такой костюм не подходит, и были сшиты специальные праздничные наряды, в которые вошли особые шапки, бриджи, куртки и вязаные чулки. Именно благодаря этим женщинам, и сейчас, спустя столько лет, пляшут Horn Dance именно в таких нарядах.



Английские ритуальные танцы (England's Ritual Dances)


В настоящее время исследователи придерживаются мнения, что английские моррисы (Morris Dances) имеют «аналоги» во Франции и Испании; что родственные им танцы, имеющие еще больше общих черт с изначальной предковой формой подобных танцевальных композиций, сохранились в Югославии и Румынии; и что античная культура, давшая начало обсуждаемой традиции, зародилась среди наших общих арийских предков. Только подобным предположением можно объяснить существование танцев с палками (stick-dances) или лошадиных масок (hobby-horses) в таких удаленных друг от друга районах, как западная Англия и Индия с Пакистаном.

В Англии мы привыкли делить мужские ритуальные танцы на моррисы, которые обычно являются частью празднований середины лета, и танцы с мечами (sword dances), которые, в свою очередь, входят в состав праздников середины зимы. Хотя эти виды танцев, видимо, произошли от одного предка, подобное деление отражает два направления развития традиции, которые заносились в Англию в разное время разными группами поселенцев. Распространение моррисов позволяет предположить, что они появились в Англии раньше, чем танцы с мечами: существуют свидетельства того, что моррисы имеют до-кельтское происхождение, тогда как танцы с мечами были завезены в эпоху поздней датской колонизации. И моррисы, и танцы с мечами исполняются англичанами до сих пор.

Самым интересным примером сохранившихся обрядовых танцев является один из них, который нельзя отнести ни к моррисам, ни к танцам с мечами, поскольку он несет в себе черты обеих этих групп. Танец с мечами изначально имел отношение к церемониям, связанным со смертью; моррисы — к празднованиям возвращения жизни и возрождения. Танец, который не вписывается ни в одну из категорий, носит название «horn dance» (от англ. «horn» — рог), и сохранился он в единственном месте — небольшом городке Абботс Бромли (Abbots Bromley) в Стаффордшире. Этот район лежит как раз между «территориями» моррисов и танцев с мечами, и сам хорн также представляет собой определенный «компромисс».

В танце участвуют шесть мужчин, несущих на своих плечах «рога»: три рогатых головы окрашены в черный цвет, и три — в белый. Все они танцуют вместе, «черные» следуют за «белыми». За этой группой мужчин, в свою очередь, следуют три персонажа в масках Дурака, Лошади (hobby-horse) и Девицы Мариан (или Женщины-Мужчины), а также мальчик, несущий лук. Сам танец с его петляющими фигурами и сложными движениями двух групп «рогатых» представляет собой ритуал плодородия из языческого прошлого. Он мог и не сохраниться в Англии, если бы его не защищала местная церковь, в здании которой из года в год хранились костюмы и аксессуары для церемонии. Неизвестно, когда впервые церковь этого города проявила подобную заботу, но очевидно, что это произошло сотни лет назад. Хотя современные трактовки танцевальных традиций часто бывают неполными и грешат неточностями, деревенские жители уважают обычаи. С какой-то точки зрения они все еще не утеряли связей со своим языческим прошлым, всего лишь видоизменив его согласно требованиям христианства. Тесная связь с природой позволяет деревенским жителям отождествлять свою жизнь с круговоротом жизни и смерти, пусть даже и бессознательно. Древние обряды, обрывки которых дошли до наших дней, уходят корнями в примитивные верования, которые цивилизация мало-помалу подтачивает. Иностранец, знакомый с Англией, но незнакомый с народной английской культурой, будет поражен, доведись ему стать свидетелем исполнения хорна в Абботс Бромли.


Автор статьи: Kennedy Douglas (c)
Статья опубликована: в журнале «The Journal of the International Folk Music Council» (Vol. 2, 1950), стр. 8-10
Перевод: Смольнякова Екатерина
Tags: Мабон, разное, танцы, традиция
Subscribe

  • Обучение Позитивной куклотерапии

    Один раз в год авторы методики Владимир Слабинский, к.м.н. и Надежда Воищева, к.пс.н. проводят в Санкт-Петербурге программу повышения квалификации…

  • Наталья Бехтерева о счастье

    «Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность — то-то будем довольны! А запомнится навеки другое — как…

  • Встреча с Мастером

    Встречи с Мастерами - это настоящая роскошь. Например, про то наше посещение уважаемого профессора Андрея Владимировича Гнездилова можно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments