Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky

Category:

Стоики (2)

Оригинал взят у ltraditionalist в Стоики (2)
Вместе со школой Аристотеля стоики настаивали на материальности единого Божества; но, разумеется, это тончайшая, невидимая для глаз материя [1] - огонь, и притом не стихийный (природный) огонь, а эфирный огонь, - он же и вселенский принцип движения, он же и божественный Разум (Логос). В человеке искрой божественного Разума является разумная душа, вселяемая в человеческое тело, хотя и не при зачатии и даже не при рождении: младенец неразумен, подобно животному, и его душа от рождения подобна душам кошек и собак; она - лишь psyche, а не pneuma. Душу разумную человек "всасывает" лишь постепенно из эфирной атмосферы, в которой она разлита, и, всасывая её, он её индивидуализирует ("формует") согласно своим предрасположениям.

Именно благодаря разумной душе человек причастен Логосу. Разум есть не что иное, как бог в человеке, его внутреннее божество. Совершенный мудрец "содержит в себе как бы божество", он пребывает вне преходящего; подобно Богу, он ни в чём не нуждается. Мудрец свободен от аффектов, на него набегают лишь "тени" страстей. Он не лишён эмоций, но они носят другой характер, чем у глупца. Будучи блаженным, он испытывает радость, в отличие от скотского сладострастия; у него твёрдая, направляемая разумом, воля. Страсти, которые терзают человека, - сумасшествие, отказ от разума. Пренебрегая разумом, человек неизбежно вступает на порочный путь. Порок, по мнению стоиков, есть отклонение от разума. В этом они продолжали линию Сократа, полагая, что тот, кто своим умом осознал божественный порядок, уже вступил в царство добродетели. Пребывающий в неведении - обречён злу. О таких безумцах Клеанф говорил с презрительным сожалением:

"Жалкие! Вечно гоняясь за призраком блага летучим,
Общего в Боге закона не видят они и не слышат,
Следуя коему, жизнь они в счастье могли бы устроить.
Нет! В безрассудстве своём они к злу ослеплённо стремятся, -
Те ради славы пустой проявляя усердье не в меру,
Те неудачливый путь направляя к наживе позорной,
Те к растлевающей неге и к тела греховной усладе;
Зло принимая за благо, без устали мечутся люди
И добывают плоды нежеланные лживой надежды".

Человек должен осознать, что цель, достойная его, - утвердить господство разума над низменными страстями. Покорные им становятся рабами; свободен лишь тот, кто послушен велению своего голоса-разума.

По теории стоиков, "Золотой век" ещё не совсем покинул кельтов, хотя они уже до некоторой степени приобщились к порокам цивилизации. Величайшие мудрецы - друиды - отмечены отблеском "Золотого века". Совершенный мудрец представлялся стоикам в виде сверхчеловека, который рождается один раз в сто лет. Сократ, Антисфен, Диоген, впоследствии Катон - вот образцы совершенных людей. Остальные люди - "сборище зверей".

АнтисфенСократМежду мудрецом и прочими людьми - злодеями - нет ничего среднего. Даже тот, кто достиг относительного и неполного совершенства, жалок и неразумен; ведь человек, находящийся на один фут от поверхности моря, так же задохнётся, как и погружённый в его глубины. Лишь мудрец свободен, все остальные - рабы. Он счастлив, он богат (ибо ни в чём не нуждается), он - настоящий правитель, полководец, кормчий, оратор, поэт (так как он обладает правильным познанием всех вещей), он превосходит Зевса: бог находится вне страданий, а мудрец - выше страданий.

До конца последовательный стоик свободен от привязанностей, как йог или буддийский монах. У него нет семьи, нет желания славы, нет жажды наслаждений. "Ваше счастье - не нуждаться в счастье", - обращается он к людям. Истинный стоик должен относиться к жизни как хладнокровный актёр, никогда не увлекающийся своей ролью. "Помни, что ты только актёр, - поучал Эпиктет, - играющий длинную или короткую роль, назначенную тебе Господом. Если Он желает, чтобы ты изображал бедного, охотно изображай его; пришлось ли тебе изображать хромого, судью или воина, - во свяком случае с честью выполняй свою роль". Для стоика не должно существовать утраты; самое слово "потеря" не должно быть произносимо. Образцом стоической добродетели был некто Стильпон. Враги захватили его родной город, разграбили его имущество, убили его отца, увели в плен его мать и сестёр. И когда его спросили, что он потерял, Стильпон невозмутимо ответил: "Ничего. Всё моё при мне".

Теневой стороной стоического восхваления бесстрастия является известное пренебрежение эмоциональной стороной нравственности. Во главу угла этики стоицизм поставил нравственное самоопределение личности на основе жизни "по разуму". Ничего предосудительного, с точки зрения разума, стоики не находили ни в некрофагии, ни в педерастии, ни даже в инцесте. "Спать с мальчиками, - утверждал Зенон, - (следует) ничуть не меньше и не больше, чем с немальчиками, и с женщиной - не больше и не меньше, чем с мужчиной, потому что одно и то же приличествует в отношении детей и недетей, женщин и мужчин" [2] (цит. по: Секст Эмпирик. Соч. в 2 т. - М., 1976, т. 2, с. 38). "Я одобряю практику, - заявлял Хрисипп, - которая и теперь ещё с полным правом существует у многих народов, когда мать рождает детей от сына, отец от дочери и единоутробный брат - от родной сестрицы" (цит. по: Скрипник А. П. Моральное зло. - М., 1992, с. 144). По убеждению стоиков, не страшен и каннибализм: "если мясо родителей годно для пищи, то пусть воспользуются им, как следует пользоваться и собственными членами, например, отрубленной ногой и тому подобным".

При этом, однако, стоики не стремились ни к педерастии, ни к инцесту, ни к некрофагии [3]. На всё это они смотрели свысока, как на то, что обще людям и животным. Стоик не отрешён от обыденной жизни, и подчас - случайно или подчиняясь воле обстоятельств - он может "испачкаться" в круговороте этой жизни, но он никогда не испытает чувства радости и наслаждения от соприкосновения с "грязью". Не соглашаясь с основным аргументом гедонистов, которые утверждали, что наслаждение - высшая ценность, стоики (и Зенон, и Клеанф, и Хрисипп) доказывали, что на самом деле всё живое стремится к самосохранению, которому удовольствие чаще всего только приносит вред: ведь существует масса вредных удовольствий. В лучшем случае удовольствие может быть лишь сопутствующим обстоятельством самосохранения.

Самосохранение же невозможно без жизни в полном согласии с Природой, ведь Природа и человек относятся друг ко другу как Целое и часть. Природа - как то, что наполнено божественным Разумом - разумна [4]. Поэтому жить в согласии с Природой означает жить в согласии с высшим Разумом, Логосом, Богом. Вот в этом-то и состоит главный долг человека.

Верили ли стоики в посмертное воздаяние? Они часто обсуждали этот вопрос, но, в сущности, он был для них второстепенным. Поскольку рано или поздно всё растворяется в мировом Огне [5], не так уж важно, будет ли душа какое-то время существовать вне тела, ибо в конце концов она сольётся с огненной космической Пневмой. "Ты существуешь, - говорил один стоик, - как часть Целого. Тебе предстоит исчезнуть в Породившем тебя".

Стоики учили о смертности душ, но допускали, что души с особенно высоким тонусом могут жить ещё некоторое время после смерти тела, но не беспредельно, а в границах одного мирового года, то есть до следующего мирового пожара.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Кстати, видимая для человеческих глаз материя - звёзды, галактики и пр. - занимает только около 0,4% вещества вселенной; всё же остальное - невидимая, "тёмная" материя.

Тёмная энергия и тёмная материя

[2] Эту же мысль практичести теми же словами высказывал и маркиз де Сад в своих скандальных произведениях.

[3] По сути, некрофагами являются все люди, которые употребляют мясо в пищу. Ведь мясо животного, прежде чем попасть на стол, неизбежно проходит через скотобойню. Из скотобойни трупы убитых животных попадают на мясокомбинат, где из них фабрикуют мясопродукты.

[4] Не в этом ли заключается основной "мессидж" так называемых "кругов на полях" (crop circles)?

Crop Circles

[5] Это совпадает с тем научным фактом, что люди созданы из того же вещества, что и звёзды.






Tags: Греция, позитивная песочная психотерапия, философия
Subscribe

  • Ахалтекинец

    В детстве посчастливилось увидеть ахалтекинца. Само совершенство! Породе 5000 лет, она считается эталонной.

  • Николай Гумилев — поэт-гусар

    Вспоминая Николая Степановича Гумилева (1886-1921) мы часто упускаем важную деталь его биографии. В Первую Мировую войну Гумилев воевал в составе:…

  • Тобик

    Мою первую собаку звали Тобик, еще в детстве. Это была небольшая лохматая дворняжка. До сих пор помню радость, когда утром с крыльца кричишь:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments